Проявление темперамента в поведении человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – характеристика различных типов темперамента и их проявление в поведении человека.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть общее понятие о темпераменте, его проявлениях, изучить физиологические основы.
2. Классифицировать типы темперамента, рассмотреть их свойства,
3. Рассмотреть связь темперамента с характером и их роль в поведении.

Содержание

Введение…………………………..………………………………………………..3
1.Общая характеристика понятия темперамента и его физиологические основы………………………………………………………………………………..5
2.Типы темперамента и их свойства……………………………………………….9
3.Связь темперамента с характером………………………………………………16
4. Связь свойств темперамента с поведением человека………………………....20
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

4030_Проявление темперамента в поведении человека новый список.docx

— 90.72 Кб (Скачать)

Итак, темперамент – динамическая характеристика личности во всех ее действующих проявлениях и чувственной основе характера. Превращаясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого неразрывно связано с направленностью личности.

 

4.Связь свойств  темперамента с поведением человека

 

Проблема гармонизации темперамента и объективных требований деятельности (далее ОТД) имеет два аспекта :

- первый касается активного влияния ОТД на темперамент человека:

- второй – активного влияния темперамента на процесс, организацию и эффективность индивидуальной (предметной) и совместной (предметной и непредметной) деятельности.[6]

Впервые попытку обобщить пути приспособления темперамента к  объективным требованиям деятельности предпринял В.С. Мерлин. Он разработал общее представление о путях гармонизации темперамента и деятельности и выделил: изменение темперамента под воздействием ОТД, его маскировку, профессиональный отбор и подбор, снижение ОТД, формирование индивидуального стиля деятельности. Зa последние годы каждый из названных путей гармонизации темперамента и деятельности наполнился новым содержанием.

В наибольшей степени это  коснулось индивидуального стиля  деятельности. В.С. Мерлин истолковывает его в понятиях системообразующей функции и считает связующим звеном между разноуровневыми характеристиками интегральной индивидуальности.

Согласно нашим представлениям, изменение темперамента и его  маскировка есть результат активного  влияния деятельности на темперамент  человека (первый аспект). Индивидуальный стиль деятельности, профессиональный отбор и подбор, снижение ОТД отражают влияние темперамента на процесс, организацию и результативность деятельности (второй аспект).

Эксперименты по изучению связи между поведением человека и свойствами темперамента в 50-х годах прошлого столетия были проведены

 Е.А. Климовым, который  исследовал зависимость между  подвижностью нервных процессов  и стилем работы ткачих .

На основании проведенных  экспериментов Е.А. Климов пришел к  заключению, что производительность профессиональной работы ткачих не зависит  от особенностей поведения, считающихся  проявлениями подвижности нервных  процессов. В тоже время подвижность  нервных процессов связана со стилем работы и свойствами темперамента.

Как показывает практика, влияние  условий и организации деятельности на темперамент человека сказывается  и в другом. Если деятельность человека является высокомотивированной, связанной с нервно–психическим напряжением, с дефицитом времени, с преодолением трудностей и протекает в условиях жесткой регламентации, то эта деятельность становится стимулом для яркого проявления психодинамических характеристик индивидуальности.

Так, было обнаружено, что  динамика психических состояний  монотонии и утомления, возникающих в монотонной умственной и практической деятельности (чем быстрее наступает одно психическое состояние, тем медленнее - другое, и наоборот), детерминируется функциональным взаимоотношением экстраверсии-интроверсии и эмоциональности. Математическим выражением закономерного соотношения свойств темперамента служит модель инварианта.

Гармонизация темперамента и деятельности достигается благодаря  тому, что между свойствами темперамента под влиянием непрерывно меняющихся требований объективной деятельности «срабатывают» либо компенсаторные, либо синергические, либо реципрокные отношения, либо отношения взаимного уравновешивания.

В настоящее время накоплен значительный экспериментальный материал, отражающий активное воздействие темперамента на деятельность человека, которую  мы рассматриваем на трех уровнях: личностном, на уровне функциональных состояний и психических процессов. Тип темперамента маркирует все стороны психики человека в целом .[7]

 

Личностный уровень.

Стиль деятельности. Принято  различать индивидуальную и совместную деятельность людей. В индивидуальной деятельности исследователь сталкивается с решением проблемы субъект–объектных отношений, в совместной деятельности - субъект–субъектных.

По мнению В.М. Русалова, ведущую роль в реализации субъект–объектных отношений играют такие свойства темперамента, как: эргичность, пластичность, темп реакций, эмоциональность. Первые три свойства образуют симптомокомплексом активности, которая в сочетании с реактивностью определяет индивидуальный стиль деятельности .

В реализации субъект–субъектных отношений доминирующие позиции занимают экстраверсия-интроверсия (потребность в общении), импульсивность, индивидуальный темп и нейротизм (чувствительность к обратной связи). Сочетание перечисленных свойств темперамента обусловливает стиль совместной деятельности.

Необходимо отметить, что проблема влияния темперамента на стиль деятельности пока разработана недостаточно. Например, это работы, выполненные под руководством Я. Стреляу, А.И. Крупнова.

Исследования Я. Стреляу проводились на двух полярных группах: высоко-реактивных и низкореактивных.

Оказалось, что у высокореактивных индивидов вспомогательные действия доминируют над главными, дискретные действия - над непрерывными, разнородные действия - над однородными. У низкореактивных индивидов наблюдается либо равновесие между обоими типами действий, либо преобладание главных, непрерывных и однородных действий.

Н. С. Лейтес описывает индивидуальные различия в стиле умственной деятельности у лиц разного типа темперамента .

Обнаружено влияние индивидуальных различий в активности на стремление индивидов к продолжению тех  или иных действий, на интенсивность  и разнообразие вариантов их выполнения.

Было установлено, что  одни испытуемые реализуют активность в психомоторной и интеллектуальной деятельности за счет интенсивности указанных действий, другие - разнообразия вариантов и приемов их использования.

Если индивидуальный стиль  деятельности в зависимости от типа темперамента в определенной степени  изучен и изучается, то стиль совместной деятельности в зависимости от типа темперамента находится в стадии начальной разработки.

Первая попытка в решении  этой проблемы была предпринята Н. В. Орлинковой, которая обучала испытуемых выполнять учебные задания на компьютере парами.

Предварительный анализ полученных данных засвидетельствовал существование  индивидуальных различий в типах  взаимодействия партнеров, в тактике  составления программы, принятия и  реализации решений, в организации  взаимоконтроля и оценки конечных результатов.

 

Уровень функциональных состояний.

Темперамент маркирует динамику психических состояний монотонии и утомления, которые возникают в условиях монотонной деятельности либо двигательного, либо интеллектуального содержания.

Установлены индивидуальные различия в динамике психических  состояний, у лиц, принадлежащих к полярным типам темперамента. У экстравертов наблюдается быстрое развитие состояния монотонии и медленное - утомления; у интровертов - наоборот.

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней  манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей  работоспособности. Естественно, особенности  темперамента сказываются в учебных  занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это  различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений.

Установлено отсутствие зависимости  между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и  особенностями  темперамента, если деятельность протекает  в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, нестрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывает, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.

В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов.  Были проведены исследования с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленной главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

Перед сангвиником следует  непрерывно ставить новые, по возможности  интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его  активную деятельность и систематически поощрять его усилия. Флегматика нужно  вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к  себе систематического внимания. Его  нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика  недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония.  Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип, с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.[8]

От темперамента зависит, каким способом человек реализует  свои действия, но при этом не зависит  их содержательная сторона.[9]

 

Уровень психических  процессов.

Трудно найти познавательный или регулятивный психический процесс, в котором бы не отпечаталась роль темпераментальных особенностей индивидуальности. Ю.Н. Кулюткин отмечает индивидуальные различия в динамике мыслительной деятельности у лиц разного типа темперамента. Динамика эмоционально–волевых регулирующих процессов не только детерминируется типом темперамента, но и сама, в свою очередь, выступает надежным индикатором психодинамических параметров индивидуальности .

Темперамент окрашивает не только внутреннюю психическую деятельность, но и сказывается на выборе тех  ситуаций, в которых проявляется  своеобразная манера поведения индивида.

Так, по данным А.И. Ильиной, для сангвиников предпочтителен широкий круг людей, новые, малознакомые люди, новая, необычная обстановка. Для флегматиков – наоборот, узкий круг людей, хорошо знакомые люди и привычная обстановка.[10]

Интересен также экспериментальный материал, полученный Я. Стреляу. Высокореактивные индивиды выбирают ситуации и действия менее стимулирующие (бедная окружающая среда или внутренняя деятельность, избегание риска и неудач), чем низкореактивные, которые предпочитают высокостимулирующие ситуации и действия.

Значение личностного  фактора в деятельности лидера социальной группы тщательно и успешно исследовал Л.И. Уманский. Он первый обратил серьезное внимание и экспериментально изучил роль динамических параметров индивидуальности в становлении и развитии организаторских способностей школьников .

Создав модель организаторской  деятельности по приему и переработке  заданной информации в вероятностной  ситуации, Л.И. Уманский обнаружил существенные индивидуальные различия в способности  перерабатывать вероятностные сигналы  в зависимости от типа нервной  системы (в момент проведения исследования тип темперамента понимался как  проявление в поведении типа нервной  системы).

В частности, было установлено, что сангвиники и холерики более  склонны к приему и обработке  вероятностной информации, чем флегматики и меланхолики. По жизненным наблюдениям  первые характеризуются как способные организаторы, вторые - как малоспособные или вообще не способные к организаторской деятельности.

Деятельность по приему и  переработке вероятностной информации обладает достаточной сложностью. Ранее  считалось, что профессии повышенной сложности доступны только для людей  с определенной психофизиологической организацией.

В настоящее время эти представления существенно изменились.

Более или менее изучена  научная организация труда в  зависимости от нейродинамических  параметров индивидуальности, нежели от психодинамических или каких–либо других человеческих факторов.

Если считать твердо доказанным, что темперамент человека - относительно самостоятельная психологическая структура, подчиняющаяся специфическим закономерностям,  то проблему научной организации труда в зависимости от психодинамики следует считать находящейся в стадии начальной разработки.

В нашей стране одну из первых попыток показать роль темперамента в научной организации производственной деятельности людей предприняла  А.К. Карпова.

Используя теппинг-тест-модель монотонной деятельности, она показала, что быстро развивающееся состояние монотонии у экстравертов и быстро развивающееся состояние утомления у интровертов можно погасить путем введения сопутствующей индивидуализированной деятельности.

Информация о работе Проявление темперамента в поведении человека