Проявление бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:13, реферат

Описание работы

В психологии понятие бессознательного приравняли по значению к понятию потенциальной физической энергии в физике в 1908г.. Только с введением этого понятия становится вообще возможна психология как самостоятельная наука, которая может объединять и координировать факты в известную систему, подчинённую особым закономерностям.

Содержание

Введение
1. История возникновения представлений о бессознательном.
2. Взгляд мыслителей прошлого на теорию бессознательного.
3. Фрейд - пионер бессознательного.
4. Сознание и бессознательное как феномен.
5. Бессознательное и гипноз.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Работа.doc

— 228.64 Кб (Скачать)

Проблема бессознательного психического является одной из самых сложных и трудных проблем, возникавших когда-либо перед науками о природе человека. Представители различных специальностей заинтересованы в изучении бессознательного психического - психологи, философы, психоневрологи, педагоги, психолингвисты, нейрофизиологии и др.

В сентябре 1979 года в Тбилиси появились плакаты с необычным словом "Бессознательное" и удивительной эмблемой. Первого октября во Дворце шахмат произошло открытие международного симпозиума по проблеме бессознательного. Организаторами симпозиума были советские ученые А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Д. В. Басин и директор Парижского центра психосоматической медицины А. Шерток. В нем принимало участие более 250 специалистов из 17 стран мира.

На симпозиуме было отмечено, что бессознательное психическое существует и участвует в каждом акте восприятия, в каждом мыслительном процессе, в каждом переживании, в любом поведении, в любой деятельности человека.

 

Чтобы представить себе, что такое "гипноз", достаточно

вспомнить школьный курс анатомии и физиологии человека - теорию И.П. Павлова

с ее процессам и возбуждения и торможения в коре головного мозга. Там все

просто: в состоянии бодрствования в коре преобладает процесс возбуждения,

в состоянии сна - процесс торможения, а гипноз - это очаг возбуждения в

заторможенной коре. Вся кора спит, но команды гипнотизера поступают в мозг

через этот очаг, и, поскольку спящий мозг не может критически осмыслить

их - гипнотизируемый выполняет эти команды, тут же забывая об этом. Теория

достаточно удобная, но если следовать только ей, мы наталкиваемся на ряд

ограничений.

 

     Во-первых, гипноз по Павлову - это всегда сон. Значит, для того,

чтобы привести человека в гипнотическое состояние (торможение коры головного

мозга с очагом возбуждения в ней) и начать им управлять, его надо сначала

усыпить (термин "гипноз", введенный в XVIII веке Брэдом, в переводе

с греческого означает "сон" - Павлов не стал спорить с таким истолкованием

данного состояния). Во-вторых, раз человека надо усыплять, то кто-то заснет,

а кто-то - нет: появляются такие понятия, как "гипнабельность" (способность

конкретного человека погружаться в гипнотический сон) и "внушаемость" (способность конкретного человека выполнять приказы гипнотизера некритично). В рамках павловской теории эти понятия имеют смысл, но не все эти явления охватываются этой теорией. Существует множество разновидностей гипноза. Одна из наиболее распространённых - эриксонианский гипноз(скорее дополнение к Павловской теории). Для того, чтобы теоретически обосновать эриксонианский гипноз, нам даже не придется уходить от павловской теории. Она достаточно удобна - особенно если выделить в ней главное: понятие о гипнозе как разном состоянии всей коры головного мозга и одного ее участка. Гипноз можно представить не только как сон коры и бодрствование какого-то очага, но

и как бодрствование коры и особо возбужденное состояние, "сверхбодрствование"

этого очага. На этом представлении основана теория сверхбодрствования,

в которую хорошо вписывается эриксонианский гипноз без привычных "гипнотических" атрибутов (пристального взгляда, пассов руками, команды "Спать!") и без понятия "гипнабельности".

 

     ...Давний спор о способности человека поддаваться гипнотическому воздействию и научиться воздействовать на других, думаю, не может быть разрешен хоть сколько-нибудь однозначно. Те, кто работает в понятиях классического гипноза, любят фразу: "Все пишут, но не каждый писатель; все рисуют, но не каждый - художник; все внушают, но не каждый - гипнотизер".


                                      Заключение

 

Человеческая психика не является чем-то лежащим по ту сторону природы или государством в государстве; она является частью самой природы, непосредственно связанной с функциями высшей организованной материи головного мозга человека. Как и вся остальная природа, она не была создана, а возникла в процессе развития. Традиционно считается, что жизнь зародилась в первозданном океане в результате беспорядочных химических реакций. Точно так же клеточная организация материи и эволюция от низших форм жизни к высшим возникли без участия разума, в итоге непредвиденных генетических реакций и естественного отбора.

И все-таки, каким образом произошло необъяснимое на современном уровне науки событие – как бессознательная и инертная материя стала осознавать себя и окружающий мир? Сознание присуще только живым организмам и оно требует высокоразвитой центральной нервной системы. Следовательно, оно рассматривается как продукт высокоорганизованной материи.

Современная психология нацелена на объяснение причин и механизмов сознания и бессознательного. В её рамках уровни строения психики представлены как уровни переработки информации. Это позволило приблизиться к пониманию структуры и механизмов действия бессознательного, а также к глубинному пониманию взаимоотношений между сознанием и бессознательным.

Фрейд, обращаясь к феноменологии бессознательного, стремился понять механизм перехода психических актов из сферы бессознательного в систему сознания, раскрыть содержание бессознательных процессов.

Поэтому и сегодня, в отличие от традиционных философских систем с их акцентом на изучении внешних причин, оказывающих воздействие на человека, психология и психоаналитическая философия ориентируются на исследование внутренних причин, направленных на выявление смысла бессознательных актов и внутренних связей, существующих между бессознательными процессами.

Объектом исследования становятся все, пусть даже на первый взгляд неприметные явления, бессознательные проявления, раскрытие смысла и значение которых представляются важными с точки зрения теории познания. Ранее такие явления не вызывали какого-либо серьезного интереса у исследователей в силу непривлекательности или незначительности протекания процессов, осмысление которых не представлялось ценным для понимания бытия человека в мире.

Однако выявление подлинного смысла бессознательных актов, влечений и побуждений человека, скрытых от его сознания и совершенно непонятных в силу символического языка самого бессознательного, немыслимо без обращения самого пристального внимания на обыденность человеческого существа. Это осуществляется путем трудоемкого и скрупулёзного расчленения самых незначительных скромных проявлений, с тем, чтобы постепенно добраться до первооснов бытия человека с его исторически сложившимися структурами. Бессознательное громогласно заявляет о себе, хотя  сознание человека не слышит его голоса, т.к. они говорят на разном наречии. Поэтому сегодня усилия исследователей сосредоточены на расшифровке языка бессознательного.

 

 

 

 

 

 


                                       Список литературы:

 

              1) Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков и др. Основы психологии и педагогики. Учебн. пособие. – М.: Новое знание, 2004.

              2) Л.С. Выготский. Психология. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.

              3) П.С. Гуревич. Основы философии. Учебн. пособие. – М.:Гардарики, 2000.

              4) В.Н. Дружинина. Психология. Учебн. для гуманит. вузов. – СПб.: Питер, 2001.

              5) Г. Скирбекк, Н. Гилье. История философии. Учебн. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

              6) А. Шопенгауэр. Мир как воля и представление. – М.: Диадема-Пресс, 2001.

         7) С.Горин.     А вы пробовали гипноз. 1995г

         8) Ф.Богачёв.   Русская модель эффективного соблазнения.

             



[1] 

[2] 

[3] 


Информация о работе Проявление бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека