Проявление бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:13, реферат

Описание работы

В психологии понятие бессознательного приравняли по значению к понятию потенциальной физической энергии в физике в 1908г.. Только с введением этого понятия становится вообще возможна психология как самостоятельная наука, которая может объединять и координировать факты в известную систему, подчинённую особым закономерностям.

Содержание

Введение
1. История возникновения представлений о бессознательном.
2. Взгляд мыслителей прошлого на теорию бессознательного.
3. Фрейд - пионер бессознательного.
4. Сознание и бессознательное как феномен.
5. Бессознательное и гипноз.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Работа.doc

— 228.64 Кб (Скачать)

Однажды как-то еще Бернгейм внушил своему испытуемому, что после того, как тот будет выведен из гипнотического транса, он должен взять зонтик одного из гостей, открыть его и пройтись дважды взад и вперед по веранде. Проснувшись, этот человек взял, как ему внушили, зонтик. Правда, он не открывал зонт, но вышел из комнаты и дважды прошелся из конца в конец по веранде, после чего вернулся в комнату. Когда его попросили объяснить свое странное поведение, он ответил, что "дышал воздухом", настаивая, что имеет привычку иногда так прогуливаться. Но когда затем его спросили, почему у него чужой зонтик, он был крайне изумлен и поспешно отнес его на вешалку. Таков эффект постгипнотического внушения, в котором сразу обращают на себя внимание: 1. Инструкция - цель, которую испытуемый получает в условиях гипнотического состояния. 2. Та же самая инструкция - цель, которую он, находясь в постгипнотическом сознании, реализует, сам того не осознавая. 3. Противоречивость этого его постгипнотического сознания что выражается в рационализации им не столь \ уместного в данном случае поступка.

Пожалуй, как раз это последнее обстоятельство и вызвало особое удивление Фрейда, благодаря которому, в отличие от Шарко, Бернгейма и прочих гипнологов своего времени, он сумел в дальнейшем обнаружить "скрытое лицо" бессознательного. Так возникло понятие "бессознательное". Фрейда поразил именно факт постгипнотического состояния, что человек что-то делает по причине, самому ему неизвестной, а впоследствии приводит, причем оставаясь совершенно искренним, правдоподобные объяснения своим несообразным поступкам. Не так ли и другие люди, спрашивает Фрейд, находят "причины" своих действий? Хотя давно было замечено Фрейдом, что объяснения, которые люди делают своим поступкам, не всегда заслуживают доверия. Фрейд делает это наблюдение краеугольным камнем теории человеческого поведения. Он стал искать ключи к кладовой психологии бессознательного.

Первый ключ, которым он уже пользовался, был гипноз.

Вслед за гипнозом Фрейд находит второй ключ в тайники бессознательного - "трансфер".

Во время гипнотического сеанса, который проводил Фрейд, одна из пациенток, пробудившись от гипнотического сна, бросилась ему на шею, что дало Фрейду повод допустить наличие "третьей фигуры" между врачом и его больным - феномена трансфера, как сугубо своеобразной формы проявления межличностных отношений, обнаруживающихся в гипнозе. Феномен "трансфера" (перенесение) заключается в том, что пациент бессознательно переносит на врача свои бессознательные желания, сохранившиеся с детских лет.

Фрейд по этому поводу говорил: "Я был достаточно трезв душевно, чтобы не объяснить этот поступок моей непреодолимой привлекательностью, и я полагал, что понял природу мистического феномена, скрытого за гипнозом. Чтобы его устранить или изолировать, я должен был распроститься с гипнозом" (Бессознательное. Т. 2. Тбилиси, 1978).

Установив перенос бессознательных детских влечений с тех лиц, которые некогда их вызывали, на терапевта, врач мог обнажить смысл этих переживаний, довести их до сознания больного, помочь тем самым их избежать, освободиться от них (благодаря тому, что стал понимать, что же его мучает).

Трансфер, вслед за гипнозом выступил как еще один способ проникновения в область подавленных, вытесненных влечений.

Однажды Фрейд столкнулся с пациенткой, которая в бодрствующем состоянии, беспрепятственно изливая свои чувства и мысли, избавилась от невротического расстройства. Фрейд, анализируя этот случай, изобретает совершенно новый метод, который стал "основой основ" его психоанализа. Этот метод оказался третьим ключом в руках Фрейда, который стал называть его "свободными ассоциациями".

Понятие "ассоциации" можно встретить у Платона и Аристотеля. Закон образования ассоциаций веками считался главным законом психологии. Он гласил, что любые объекты, которые воспринимал человек одновременно, впоследствии, появляясь по одному, могут вызывать воспоминания о другом. Так взглянув на какую-либо вещь, человек вспоминает ее отсутствующего владельца, поскольку эти два объекта воспринимались одновременно, в силу чего между их следами в мозге упрочилась связь - ассоциация.

Фрейд решил вывести ассоциации из-под контроля сознания. Они должны стать свободными. Так появилась на свет знаменитая "психоаналитическая кушетка". Пациент располагается на кушетке, кресло врача - позади, так, что встреча взглядом исключена. Это необходимо для раскрепощения психики: в позиции лицом к лицу человек неизбежно усиливает контроль над потоком сознания. 3. Фрейд просил пациента говорить все, что приходит в голову, не отметая нелепостей, глупостей и непристойных мыслей, "выплескивать" свои ассоциации, какими бы странными возникающие мысли ни казались.

Для многих это оказалось трудно, и они молчали и уверяли, что им "ничего не приходит в голову". В этих случаях, когда пациент испытывал замешательство, начинал запинаться, повторял, несколько раз одно и то же слово, жаловался на то, что не в состоянии припомнить что-либо, Фрейд, анализируя эти реакции, приходит к выводу, что это плохо осознаваемая ложь. Больной, сам того не подозревая, сопротивляется некоторым своим тайным мыслям, притом сопротивляется не умышленно. Таким путем Фрейд пришел к идее "цензуры" в психике человека.

Еще раз подчеркнем, что такая особая, обладающая большой энергией сопротивляемость, открытая Фрейдом, явилась важным новым словом в понимании устройства человеческой психики. Выявилась удивительная сложность этого устройства, присутствие в его работе особого внутреннего "цензора", о котором самому человеку неизвестно.

Сам человек, считал Фрейд, не имеет перед собой ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его подводными течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь приходит психоанализ с его методом "свободных ассоциаций".

Человеческая жизнь полна конфликтов, трагедий и драм. Наше сознание - не простой созерцатель этой драмы, безучастный к ее исходу. Оно ее активное "действующее" лицо. Сознание вынуждено выбирать и накладывать вето, защищать от влечений и мыслей, способных (как, например, при тяжелом заболевании иди душевном конфликте) сделать жизнь несносной и даже погубить личность. Именно личность, как особую психическую целостность, даже при сохранении ее физического существования.

Четвертый ключ, который открывал (как считал Фрейд) "царскую дорогу к бессознательному", - был анализ сновидений человека. Фрейд написал книгу "Толкование сновидений", в которой говорит о том, что сновидения не что иное, как код потаенных желаний, и они в сновидениях проявляются в различных символах и образах. Он подробно описывает технологию анализа сновидений. Анализируя взаимодействия бессознательного с сознанием, Фрейд создает теорию о слоистом структурном строении психики человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  4. Сознание и бессознательное как феномен

 

Чего в человеке больше – разума или неразумного? В нем есть и то, и другое. В течение многих тысячелетий человек вообще был неразумным существом. Бессознательное и сегодня во многом определяет поступки и мысли человека, но он наделен рассудком, и в этом своеобразная эксцентрика человека как живого существа.

Любое проявление бессознательного представляет собой ценный акт человеческой психики, наделенный определенным смыслом, хотя и не осознаваемый индивидом. Феномен человеческой психики состоит и в том, что мозг обладает такими структурами, которые фиксируют общее бессознательное, присущее всему человечеству.

Коллективное бессознательное (термин ввел швейцарский психоаналитик К. Г. Юнг) состоит из общечеловеческих первообразов – архетипов. Это структурные элементы коллективного бессознательного не только индивидов, но и предшествующих поколений. Согласно Юнгу, эти образы живут в нашей психике, а “берутся” они из общечеловеческого опыта, а не из нашего собственного.

В древности люди представляли себе жизнь как череду бесконечно сменяющихся событий, которые движутся по кругу. Круг как нельзя лучше символизировал неизбежность событий. Проходит жизнь, века сменяют друг друга, но время вечно, и ничто не в силах замедлить или остановить его ход.

Современному человеку эти прообразы могут показаться очень далекими. Но это не так. “ Юнг открыл, что в культурном творчестве, в мифах, сказках, легендах, эпосе, в литературе, живописи и даже в сновидениях, в искажениях сознательного поведения, повсеместно и во все времена обнаруживаются некие устойчивые мотивы”.[3] Это и есть архетипы.

Бессознательное – это такое же исключительное проявление человека, как сознание; оно определяется общественными условиями существования человека. В нашем бессознательном можно обнаружить некие стандарты, позволяющие сопоставить потоки видений. У каждого типа видений свои собственные истоки и своя особая природа.

Первый тип видений – это эстетический опыт. Когда бессознательное вырывается из-под контроля сознания, человек видит необычные цветовые пятна, форма и тон которых постепенно меняются; рождаются картины с фантастическими ландшафтами. Это свидетельствует о том, что психологические состояния человека воплощаются в эстетических образах.

Второй тип видений основан на конкретном биографическом опыте. Их образы рождаются из индивидуального бессознательного. Человек как бы заново проживает некоторые события своей жизни. Наше прошлое не выстраивается в памяти в виде череды конкретных и последовательных эпизодов, поэтому природа распорядилась так, что вспышки памяти озаряют неожиданно. То, что происходит с человеком, не растворяется и не исчезает, а уходит в глубины подсознания.

Третий тип видений – своего рода сенсация, основанная на неизгладимом и разносторонним феномене рождения ребенка. Психологи считают, что при рождении ребенок испытывает сильнейший стресс. В результате в психике плода происходят глубочайшие изменения. Культурологи считают, что вся мировая мифология рождена именно психическим опытом младенца.

Подсознание человека способно вынести на поверхность то, что близко и понятно индивиду. Но в глубинах психики возникают образы, выходящие за пределы той культуры, в которой живет конкретный человек, например, Китай, Япония, Индия, Египет и др. Совершенно очевидно, что в его индивидуальной памяти эти воспоминания не могут быть подкреплены конкретностью видений, но впечатления довольно яркие. Казалось бы, все это можно объяснить как коллективное бессознательное, однако данный опыт ученые склонны называть трансперсональным, т.е. относящимся к совокупному общечеловеческому достоянию. Это последний, четвертый тип видений.

Картина человеческой психики сложна и многогранна. Представления о бессознательном носят пока фрагментарный характер, поскольку это очень сложная структура, имеющая свои ярусы. В процессе исследования психики обнаружились такие грани бессознательного и глубинные противоречия сознания, что ученые и мыслители уже выражают сомнение в том, что разум может успешно вести человечество за собой. Но разум способен перевести бессознательное в сознание, которое является, в свою очередь, ценным средством возвышения человечества.

 

 

 

 

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               5. Бессознательное и гипноз

Вся история развития представлений о гипнозе говорит о том, что ученые, занимающиеся проблемой сущности гипноза, на некоторые его аспекты смотрят одинаково, тогда как на другие - по-разному.

Хотя гипноз используется на протяжении всего времени существования рода человеческого, но еще никому не удалось дать ему точное определение. В этом нет ничего странного, если уж и наши знания о функционировании отдельной клетки нашего организма все еще остаются фрагментарными. Вместе с тем каждый год приносит новые научные достижения, знаменуясь совершенствованием методов исследования, которые позволяют нам углубить и расширить свои знания о химизме, физиологии и психологии состояния бодрствования, сна, а также состояний измененного сознания, - таких, как транс. Исследовательские работы проливают все больший свет на то, что ранее в этой области оставалось для нас неизвестным. Есть все основания для того, чтобы считать, что в не слишком далеком будущем нам удастся точно определить все то, что происходит при погружении человека в гипнотическое состояние.

Раскрытие всех тайн гипнотического транса пока еще невозможно. Вместе с тем мы должны знать, что можем овладеть гипнозом, для этого необходимо изучить уже известные и общепринятые аспекты гипнотического транса, психологии личности и феномены человеческой психики.

В настоящее время ученые-гипнологи все более сходятся во мнении, что понимание гипнотического транса невозможно без изучения бессознательного психического, а сам гипноз открывает широкие возможности для объективного изучения бессознательного в психике человека.

Информация о работе Проявление бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека