Программа проведения тренинга как одного из видов активного социально-психологического обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:50, реферат

Описание работы

В отечественной психологи сложилась традиция обозначать те виды тренинга, объектом воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении, социально-психологическим тренингом. Это понятие ввел в обиход М. Форверг.

Работа содержит 1 файл

тренинг3.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

     После проведения упражнения участники делятся  своими впечатлениями, говорят о  том, какие возникали сложности, делятся опытом разрешения ситуаций.

     "Дискуссия"

     Цель  упражнения: формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

     Инструкция: группа разбивается на "тройки". В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль "глухого-и-немого": он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении - зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль "глухого и паралитика": он может говорить и видеть; третий "слепой-и-немой": он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи.

     Перерыв

     “Пересядьте те, кто...”

     Цель  упражнения: помочь участникам ближе узнать друг друга, физическая разминка.

     Инструкция: Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например, я скажу: "Пересядьте все те, кто родился весной" - и все, кто родился весной должны поменяться местами. При этом, тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру.

     После выполнения упражнения можно спросить у участников:

     - Как вы себя чувствуете?

     - Как ваше настроение?

     - Не правда ли, общего в нас  больше, чем различий?

     “Пословицы”

     Цель  упражнения:  изучение культуры членов коллектива, формирование представлений о ведущих ценностях представителей другой культуры.

     Инструкция: коллектив разбивается на группы в зависимости от принадлежности к культуре. Каждая группа получает задние вспомнить наиболее характерные для их культуры пословицы и поговорки, а также выделить основную ценность, которую описывает пословица.

     После этого группы получают по списку, состоящему из 10-15 поговорок другой культуры (материал заранее подготавливается тренером). Задача группы – подобрать аналогичную  данной пословице и также выделить основную ценность, которую она описывает.

     На  последующем этапе происходит обсуждение (лучше выписывать на доску) основных ценностей, характерных для той  или иной культуры. Участники обсуждают  общее и различия в ценностях.

     “Изобрази пословицу”

     Цель  упражнения: ближе познакомиться с ценностями других культур; сплочение группы.

     Инструкция: Группа делится на подгруппы, в зависимости от принадлежности к той или иной культуре (можно сохранить состав группы с прошлого задания).

     «Сейчас у каждой из двух подгрупп будет время на самостоятельную работу, в течение которого вам следует выбрать пословицу или поговорку другой кульутры и придумать, как вы можете все вместе ее изобразить. Сделать это надо без слов, невербально, можно использовать действия. В изображении должны принимать участие все члены подгруппы. После десятиминутной подготовки одна группа покажет то, что она сделала, а другая будет смотреть и постарается понять, какая культура имелась в виду, что изображено, и наоборот».

 

      "Cглаживание конфликтов"

     Цель  упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов; знакомство с протеканием конфликтов в различных культурах, способами их разрешения.

     Инструкция: ведущий рассказывает о важности такого умения, как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты. Объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов у различных культур.

     Участники разбиваются на группы по 3 человека в соответствии с принадлежностью  к одной из культур. Смешанные тройки не возбраняются.

     На  протяжении 5 минут каждая тройка придумывает  сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.

     На  обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:

     - Какие методы сглаживания конфликтов  были продемонстрированы?

     - Какие, на ваш взгляд, интересные  находки использовали участники  во время игры?

     - Как стоило повести себя тем  участникам, кому не удалось сгладить  конфликт?

     “Дар  убеждения”

     Цель  упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи; знакомство со способами убеждения в различных культурах. 

     Инструкция: вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили у кого из них в коробке лежит бумажка - каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить, у кого же именно лежит в коробке бумажка.

     Во  время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда "публика" ошибалась  – какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в  ложь, какие культурные особенности, возможно, запутали публику.

     “Вспомни”

     Цель  упражнения: Упражнение проводится в конце дня, перед тем как участники будут высказывать свои впечатления от работы. Его выполнение позволяет лучше запомнить структурировать приобретенный опыт.

     Инструкция: Все участники садятся по кругу.

     «Сядьте так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза и вспомните все, что  вы делали сегодня в группе в обратном порядке, начиная с того момента, как я закончу говорить. Постарайтесь вспомнить как можно подробнее  все, что происходило с вами в  течение дня, ничего не объясняя и не интерпретируя». 

     День 2.

     “Здесь  и теперь”

     Цель  упражнения: упражнение позволяет получить полезный в содержательном плане материал, в то же время решая задачу включения каждого участника в ситуацию групповой работы.

     Инструкция: Все участники садятся в круг.

     «Сейчас у каждого из вас будет 1,5 минуты для того, чтобы обратиться к группе. Цель обращения: помочь каждому отвлечься  от проблем, не относящихся к нашей  работе, сосредоточиться на ситуации „здесь и теперь", полностью включиться в работу».

     После того как все участники выполнят это задание, тренер обращается к  группе с вопросом:

     «Чье  обращение подействовало на вас  наиболее сильно, помогло включиться в ситуацию „здесь и теперь", отвлечься от проблем, не относящихся к групповой работе?»

     Обсуждение  прозвучавших обращений выявляет те моменты, которые позволяют наиболее эффективно выполнить это задание. Наилучшего результата достигают те участники, которые во время обращения смотрят в глаза тем, к кому они обращаются, фразы произносят четко, ясно, понятно, ориентируются на интересы слушателей, говорят о том, что созвучно их переживаниям, проявляют подлинную заинтересованность, искренность, открытость, гибкость, не оказывают давления, не навязывают свою точку зрения и т. д.

     “Что  в нем нового?”

     Цель  упражнения: развитие наблюдательности.  Участники тренинга настраиваются на работу в команде.

     Инструкция: Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть каждого, обратив внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он состоянии, как он себя проявляет. Для этого у нас будет несколько минут.

     Пауза.  
А сейчас вы будете бросать мяч друг другу, сообщая при этом человеку, которому адресован мяч, что нового по сравнению со вчерашним днем вы в нем увидели. Будьте внимательны и старайтесь никого не пропустить".

     "Карусель"

     Цель  упражнения: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; развитие эмпатии и рефлексии.

     В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Инструкция: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.

     Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный  и внешний подвижный. Упражнение

     Примеры ситуаций:

     • Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...

     • Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь  с ним...

     • Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.

     • После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече...

     Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

     Это упражнение поможет участникам почувствовать  на себе особенности установления контакта в различных культурах. Тренер должен обращать особое внимание на то, чтобы участникам было комфортно.

     “Марионетка”

     Цель  упражнения: дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя. Это упражнение нацелено на понимание чувств другого. Можно побывать в чужой шкуре.

     В процессе тренинга в различных ролевых  ситуациях руководитель сможет побыть в роли подчиненного, и на себе почувствовать  разницу между давлением, манипуляцией и равноправным стилем общения. Именно эта разница позволит начать необходимые изменения в собственной организации.

     Инструкция: участники разбиваются на тройки. В каждой выбирается "марионетка" и два "кукловода". Упражнение заключается в том, что каждой подгруппе предлагается разыграть маленькую сценку кукольного представления, где "кукловоды" управляют всеми движениями "марионеток". Сценарий сценки участники разрабатывают самостоятельно, ничем не ограничивая своего воображения.

     После обдумывания и репетиций подгруппы по очереди представляют свой вариант остальным участникам, которые выступают в роли зрителей. После того как все выступят, тренер проводит групповое обсуждение, во время которого все желающие делятся своими впечатлениями. Хорошо, если в обсуждении будет сделан акцент как на чувствах "марионетки", так и на чувствах "кукловодов", управлявших ее движениями.

     Участники могут говорить о разных чувствах: неудобстве, напряжении или, наоборот, чувстве собственного превосходства, комфорта; важно показать, что и состояние зависимости, и гиперопека делают отношения между людьми искаженными и неполноценными.

     Перерыв

     "Раз,  два, встали"

     Цель  упражнения: упражнение способствует мобилизации внимания, дает возможность участникам осознать их регулятивные ресурсы, создает условия для их тренировки.

     Инструкция: Участники садятся по кругу. «Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: один, два, три и т. д. Кто-то из нас начнет счет, а рядом сидящий (по часовой стрелке) продолжит и так далее. Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счета надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, в которое входит цифра 6 (например 16), то, произнося это число, вы должны будете встать (можно усложнить упражнение, заменив вставание на хлопок без произнесения числа).

Информация о работе Программа проведения тренинга как одного из видов активного социально-психологического обучения