Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:50, реферат
В отечественной психологи сложилась традиция обозначать те виды тренинга, объектом воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении, социально-психологическим тренингом. Это понятие ввел в обиход М. Форверг.
Министерство экономического
Министерство развития и торговли образования
Российской ФедерацииРоссийской Федерации
Государственный университет – Высшая Школа Экономики
Факультет
психологии
Реферат по курсу
“Активное социально-психологичекое обучение”
на тему
“Программа
проведения тренинга как одного из
видов активного социально-
Выполнила:
студентка IV курса 481 группы
Аткишкина Е.В.
Проверила:
Белоусова
В.В.
Москва, 2008
1. Теоретическая часть
В отечественной психологи сложилась традиция обозначать те виды тренинга, объектом воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении, социально-психологическим тренингом. Это понятие ввел в обиход М. Форверг.
Под социально-психологическим тренингом в самом широком смысле понимается практика психологического воздействия, основанная на методах групповой работы. В ходе СПТ происходит овладение определенными социально-психологическими знаниями и коррекция поведения личности, формируются навыки межличностного взаимодействия, развиваются рефлексивные способности (например, способность анализировать ситуацию и собственное поведение), умение гибко реагировать на ситуацию и быстро перестраиваться в различных условиях. В процессе тренинга возможно изменение стереотипов, имеющихся у участников группы и мешающих им справляться с нестандартными обстоятельствами профессиональной деятельности.
Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:
В рамках этих черт существует огромное количество модификаций конкретных форм тренингов, сильно разнящихся между собой по целому ряду признаков.
Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов, большое внимание которым уделяется в психологической литературе. Вот перечень основных:
Cоблюдение этих принципов в процессе тренинга является важнейшим условием его эффективности.
Также
эффективность тренинга будет зависеть
от подготовки ведущего (тренера). Высококвалифицированный
тренер должен иметь психологическое,
педагогическое или специализированное
образование в области
Более того, каждый тренер должен отработать свою собственную, индивидуальную структуру тренинга, а не использовать уже подготовленные “шаблоны”.
Эффективность
тренинга во многом зависит не только
от адекватности осуществляемой тренером
диагностики, но и того, насколько большим
арсеналом средств он обладает для достижения
той или иной цели. Поэтому тренеру необходимо
овладевать новыми техниками и методиками.
2. Программа
Мы предлагаем программу тренинга “Сплочение поликультурного коллектива международной компании”, который мы разрабатывали в качестве учебного задания курса “Методика преподавания этнокультурной компетентности”.
Во введении к программе тренинга мы подчёркивали актуальность темы разрабатываемого нами тренинга.
Процветание компании невозможно без дружного коллектива единомышленников, твердо настроенных на успешное достижение единой цели. Поэтому сплочение коллектива – важная задача руководства компании.
Тренинги на сплочение призваны помочь членам коллектива осознать собственную ценность и значимость, а также научиться разрешать конфликты между личными приоритетами и интересами команды.
Обучающие
тренинги – это один из важнейших
процессов в становлении
По данным разных источников, фирмы с ярко выраженной, сложившейся корпоративной культурой гораздо эффективнее в использовании человеческих ресурсов.
Сплочённость коллектива важна в любой компании, независимо от её величины. Но если в маленьких компаниях, где члены коллектива имеют представление о сфере деятельности другу друга и поддерживают достаточно близкие связи, сплочённость часто достигается естественным путём, то в более крупных компаниях могут возникать проблемы. Очень же крупные международные компании сталкиваются с ещё одним фактором, который порождает трудности на пути к сплочению членов компании.
Поликультурность
коллектива создаёт дополнительные
проблемы в процессе совместной деятельности.
Эти проблемы связаны с отсутствием этнокультурной
компетентности у работников – представлений
о ценностях, особенностях поведения других
культур. В этой ситуации тренинг на командообразование,
сплочение коллектива, должен также учитывать
и межкультурные различия членов группы,
а упражнения должны подбираться таким
образом, чтобы отрабатывалась также и
этнокультурная компетентность.
2.1
Цель работы
Целью проведения тренинга является решение основных задач, направленных на сплочение поликультурного коллектива международной компании:
2.2
Аудитория
Тренинг рассчитан на работников международных компаний и всех, кто стремится узнать:
2.3
Продолжительность.
Продолжительность
тренингов варьируется от нескольких
часов до нескольких суток. В нашем случае
тренинг рассчитан на 2 рабочих дня, с учётом
перерывов.
2.4
Необходимый вспомогательный
материал
В
процессе тренинга могут потребоваться
всевозможные вспомогательные материалы,
которые условно можно
1)
специальные материалы,
2)
доска или стенд с чистыми
листами, на которых ведущий
фиксирует основные этапы
Для нашего тренинга не требуется наличия специальных материалов, но необходимы доска, маркеры, чистые листы.
В
тренинговой работе стало всё
более распространённым использования
видеозаписывающих устройств. Мы считаем,
что записи тренинга впоследствии помогут
его участникам освежить полученные навыки,
а также послужат отличным “подкреплением”
и приятным подарком в конце тренинга.
2.5
Этапы реализации программы.
День 1.
Инструкция: Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга.
В тренинге нам представляется шикарная возможность, обычно не доступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, скажем, все зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались “Леночка” или “Ленуля”. Есть люди, которые в детстве имели забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы и ведущий в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.
А
теперь представимся друг другу. Сделаем
это так, чтобы сразу и прочно
запомнить все игровые имена.
Наше представление будет
“Какое вы блюдо?”
Инструкция: Участники тренинга разбиваются на команды по признаку принадлежности к той или иной культуре. Размер группы должен быть примерно одинаковым, если одна из кльтурных групп намного больше, чем другая, ей следует также разделиться на несколько.
Каждая группа получает задание: расскажите о национальном блюде вашей культуры. Постарайтесь проявить оригинальность и задействовать всех членов группы. Представление блюда будет проходить от первого лица, например, “Я плов. Меня готовят в казане с морковкой…” и т.п.
После того, как все группы представили свои блюда, следует обсуждение.
Цель упражнения: развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание.
Инструкция: каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д.
Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.
Можно подобрать представителей пары, которые знакомы не всем участникам, а только представителям одной из присутствующих культур. Это несколько усложнит упражнение, но будет являться отличной тренировкой командной работы.