Программа проведения тренинга как одного из видов активного социально-психологического обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:50, реферат

Описание работы

В отечественной психологи сложилась традиция обозначать те виды тренинга, объектом воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении, социально-психологическим тренингом. Это понятие ввел в обиход М. Форверг.

Работа содержит 1 файл

тренинг3.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

     Министерство  экономического

     Министерство развития и торговли образования

     Российской  ФедерацииРоссийской Федерации

     Государственный университет – Высшая Школа Экономики

     Факультет психологии 
 
 
 
 
 
 

     Реферат по курсу

     “Активное социально-психологичекое обучение”

     на  тему

     “Программа  проведения тренинга как одного из видов активного социально-психологического обучения” 
 
 

     Выполнила:

     студентка IV курса 481 группы

     Аткишкина Е.В.

     Проверила:

     Белоусова В.В. 
 
 
 

     Москва, 2008

 

      1. Теоретическая часть 

     В отечественной психологи сложилась традиция обозначать те виды тренинга, объектом воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении, социально-психологическим тренингом. Это понятие ввел в обиход М. Форверг.

     Под социально-психологическим тренингом в самом широком смысле понимается практика психологического воздействия, основанная на методах групповой работы. В ходе СПТ происходит овладение определенными социально-психологическими знаниями и коррекция поведения личности, формируются навыки межличностного взаимодействия, развиваются рефлексивные способности (например, способность анализировать ситуацию и собственное поведение), умение гибко реагировать на ситуацию и быстро перестраиваться в различных условиях. В процессе тренинга возможно изменение стереотипов, имеющихся у участников группы и мешающих им справляться с нестандартными обстоятельствами профессиональной деятельности.

     Специфическими  чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:

  • соблюдение ряда принципов групповой работы;
  • нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;
  • наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);
  • определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);
  • акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации "здесь и теперь";
  • применение активных методов групповой работы;
  • объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;
  • атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

     В рамках этих черт существует огромное количество модификаций конкретных форм тренингов, сильно разнящихся между собой по целому ряду признаков.

     Работа  тренинговой группы отличается рядом  специфических принципов, большое  внимание которым уделяется в  психологической литературе. Вот перечень основных:

  • Принцип активности
  • Принцип исследовательской творческой позиции
  • Принцип объективации (осознания) поведения
  • Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения

     Cоблюдение этих принципов в процессе тренинга является важнейшим условием его эффективности.

     Также эффективность тренинга будет зависеть от подготовки ведущего (тренера). Высококвалифицированный  тренер должен иметь психологическое, педагогическое или специализированное образование в области проведения тренингов; он должен пройти курс обучения данному виду тренинга, а также пройти супервизию с опытным тренером.

     Более того, каждый тренер должен отработать свою собственную, индивидуальную структуру  тренинга, а не использовать уже  подготовленные “шаблоны”.

     Эффективность тренинга во многом зависит не только от адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели. Поэтому тренеру необходимо овладевать новыми техниками и методиками. 

 

      2. Программа 

     Мы  предлагаем программу тренинга “Сплочение поликультурного коллектива международной компании”, который мы разрабатывали в качестве учебного задания курса “Методика преподавания этнокультурной компетентности”.

     Во  введении к программе тренинга мы подчёркивали актуальность темы разрабатываемого нами тренинга.

     Процветание компании невозможно без дружного коллектива единомышленников, твердо настроенных  на успешное достижение единой цели. Поэтому  сплочение коллектива – важная задача руководства компании.

     Тренинги на сплочение призваны помочь членам коллектива осознать собственную ценность и значимость, а также научиться разрешать конфликты между личными приоритетами и интересами команды.   

     Обучающие тренинги – это один из важнейших  процессов в становлении профессионального коллектива. Корпоративные тренинги позволяют усилить мотивацию сотрудников, точно донести до каждого человека главные цели, поставленные перед фирмой. Это позволяет почувствовать людям единый дух фирмы, способствует командообразованию и позитивному настрою в коллективе.

     По  данным разных источников, фирмы с  ярко выраженной, сложившейся корпоративной  культурой гораздо эффективнее  в использовании человеческих ресурсов.

     Сплочённость коллектива важна в любой компании, независимо от её величины. Но если в маленьких компаниях, где члены коллектива имеют представление о сфере деятельности другу друга и поддерживают достаточно близкие связи, сплочённость часто достигается естественным путём, то в более крупных компаниях могут возникать проблемы. Очень же крупные международные компании сталкиваются с ещё одним фактором, который порождает трудности на пути к сплочению членов компании.

     Поликультурность  коллектива создаёт дополнительные проблемы в процессе совместной деятельности. Эти проблемы связаны с отсутствием этнокультурной компетентности у работников – представлений о ценностях, особенностях поведения других культур. В этой ситуации тренинг на командообразование, сплочение коллектива, должен также учитывать и межкультурные различия членов группы, а упражнения должны подбираться таким образом, чтобы отрабатывалась также и этнокультурная компетентность. 

     2.1 Цель работы 

     Целью проведения тренинга является решение  основных задач, направленных на сплочение поликультурного коллектива международной компании:

  • сплочение команды, знакомство членов коллектива с культурами друг друга; 
  • построение эффективных, с учетом культурных особенностей, коммуникаций в команде;
  • получение опыта позитивного командного взаимодействия;
  • разрешение конфликтных ситуаций, связанных в том числе с этнокультурной некомпетентностью, и улучшение взаимодействия в рамках подразделения или всей компании;
  • развитие горизонтальных и вертикальных неформальных связей, навыков командной работы.
 

     2.2 Аудитория 

     Тренинг рассчитан на работников международных компаний и всех, кто стремится узнать:

  • как обеспечить комфортное сосуществование в рабочем коллективе:
  • как стимулировать сотрудников на поддержание и развитие контактов со своими коллегами;
  • как добиться быстрого и качественного выполнения задач, для которых требуется взаимосвязанная работа не только определенных отделов, но и компании в целом.
 

     2.3 Продолжительность. 

     Продолжительность тренингов варьируется от нескольких часов до нескольких суток. В нашем случае тренинг рассчитан на 2 рабочих дня, с учётом перерывов. 

     2.4 Необходимый вспомогательный материал 

     В процессе тренинга могут потребоваться  всевозможные вспомогательные материалы, которые условно можно разделить  на 2 группы:

     1) специальные материалы, заранее  приготовленные тренером, используемые  в упражнениях, такие как: карточки  с заданиями, распечатки текстов  заданий, костюмы и др.

     2) доска или стенд с чистыми  листами, на которых ведущий  фиксирует основные этапы тренинга и ключевые моменты; чистые листы, ручки, карандаши, маркеры и т.п.

     Для нашего тренинга не требуется наличия  специальных материалов, но необходимы доска, маркеры, чистые листы.

     В тренинговой работе стало всё  более распространённым использования  видеозаписывающих устройств. Мы считаем, что записи тренинга впоследствии помогут его участникам освежить полученные навыки, а также послужат отличным “подкреплением” и приятным подарком в конце тренинга.  

     2.5 Этапы реализации программы. 

     День 1.

     “Баранья  голова”

     Цель  упражнения: знакомство, установление неформального стиля общения.

     Инструкция: Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга.

     В тренинге нам представляется шикарная возможность, обычно не доступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, скажем, все зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались “Леночка” или “Ленуля”. Есть люди, которые в детстве имели забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы и ведущий в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

     А теперь представимся друг другу. Сделаем  это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй - имя предыдущего и свое, третий - имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя - только запоминать. Эта процедура называется “баранья голова”. Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите “баранья голова”, конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие - называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.

     “Какое  вы блюдо?”

     Цель  упражнения: введение в изучение другой культуры, знакомство с традициями.

     Инструкция: Участники тренинга разбиваются на команды по признаку принадлежности к той или иной культуре. Размер группы должен быть примерно одинаковым, если одна из кльтурных групп намного больше, чем другая, ей следует также разделиться на несколько.

     Каждая  группа получает задание: расскажите о  национальном блюде вашей культуры. Постарайтесь проявить оригинальность и задействовать всех членов группы. Представление блюда будет проходить от первого лица, например, “Я плов. Меня готовят в казане с морковкой…” и т.п.

     После того, как все группы представили  свои блюда, следует обсуждение.

     “Найди  пару”

     Цель  упражнения: развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание.

     Инструкция: каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д.

     Каждый  участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При  этом запрещается задавать прямые вопросы  типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники  расходятся по комнате и беседуют друг с другом.

     Можно подобрать представителей пары, которые  знакомы не всем участникам, а только представителям одной из присутствующих культур. Это несколько усложнит упражнение, но будет являться отличной тренировкой командной работы.

Информация о работе Программа проведения тренинга как одного из видов активного социально-психологического обучения