Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 04:39, реферат

Описание работы

Новое время диктует новые вопросы. И пожалуй чаще всего люди задают сегодня вопрос: “ Почему?” Многочисленные реформаторы школы как будто не слышат этого вопроса и активно спорят по поводу того, сколько и каких языков должен знать ребёнок . Но разве не всё равно , какими и в каком количестве знаниями будет владеть ученик на выходе из школы , если в душе у него не будет мира. Если он не будет способен жить счастливо и развиваться, принося радость окружающим и стране в целом.

Работа содержит 1 файл

Дкоррекция срахов.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

    Дети в кругу , каждый говорит по очереди , что  он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.

  1. Упражнение “ Качели”

    Дети в парах . Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее  меняются.

  1. Упражнение “ Угадай по голосу”

    Один из игроков  выходит за двери , остальные должны обнаружить , кто вышел из комнаты, и описать его.

  1. Упражнение “ Лягушки на болоте”

    Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются  макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть  на все кочки по порядку.

  1. Упражнение “ Художники – натуралисты”

Дети рисуют совместный рисунок по теме “ Следы невиданных зверей” .

ЗАНЯТИЕ 2.

“МОЁ  ИМЯ”

Цель : раскрытие своего “Я”,Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости .

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомы для рисования.

1. Упражнение “  Росточек под солнцем”

см. 1 занятие.

2. Упражнение “  Узнай по голосу”

Дети встают в круг , выбирают водящего. Он встаёт в центр  круга и старается узнать детей  по голосу.

3. Игра “ Моё  имя”

Психолог задаёт вопросы ; дети по кругу отвечают .

  • Тебе нравится твоё имя?
  • Хотел бы ты , чтобы тебя звали по другому? Как?

При затруднении в  ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а  тот выбирает понравившееся.

Психолог говорит : “ Известно ли вам ,что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте и имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например : Маша – Мария; Дима – Дмитрий . т.д.

4. Игра “ Разведчики”

Дети выстраиваются  змейкой друг за другом . В зале расставляются стулья беспорядочно .Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.

5. Рисование самого  себя.

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:

  • в зелёном- такими какими они представляются себе;
  • в голубом – какими они хотят быть;
  • в красном – какими их видят друзья.

6. Упражнение “  Доверяющее падение”

Дети встают друг против друга и сцепляют руки . Один из детей  встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.

7. Упражнение “  Горячие ладошки”

См. 1 занятие.

ЗАНЯТИЕ 3.

“НАСТРОЕНИЕ”

Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Материалы для занятия: магнитофон , спокойная музыка, краски, альбомные листы; “пружинки” на отдельных листах.

1. Упражнение “  Росточек под солнцем”

См. занятие 1.

2. Упражнение “  Возьми и передай”

Дети встают в круг , берутся за руки , смотрят друг другу  в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

3. Упражнение “Неваляшка”

Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка , двое других раскачивают эту неваляшку.

4. Упражнение “  Превращения”

Психолог предлагает детям :

  • нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;
  • позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок , у которого отняли мяч;
  • испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец , упавший из гнезда;
  • улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

5. Рисование на тему  “ Моё настроение”

После выполнения рисунков дети рассказывают какое настроение они изобразили.

6. Упражнение “  Закончи предложение”

Детям предлагается закончить  предложение :

Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….

7. Упражнение “ Пружинки”

Детям предлагается обвести  как можно точнее уже нарисованные пружинки.

8. Упражнение “  Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 4.

“ НАСТРОЕНИЕ”

Цель : осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Материал  к занятию: магнитофон , спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел.

1. Упражнение “  Росточек под солнцем”

См. 1 занятие.

2. Упражнение “  Злые и добрые  кошки”

Чертим ручеёк . По обе стороны ручейка находятся  злые кошки . Они дразнят друг друга , злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.

3. Игра “ На что  похоже моё настроение?”

Дети по кругу при  помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог : “ Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе”.

4. Упражнение “  Ласковый мелок”

Дети разбиваются  на пары . По очереди рисуют на спине  друг другу различные предметы. Тот кому рисуют должен угадать , что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.

5. Упражнение “  Угадай что спрятано  в песке?”

Дети разбиваются  на пары. Один прячет что – то в  песке, другой пытается найти.

6. Рисование на тему  “ Автопортрет”

Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением , с которым они пойдут с занятия.

7. Упражнение “  Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 5.

“ НАШИ СТРАХИ”

Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка.

1. Упражнение “  Росточек под солнцем”

См. 1 занятие.

2. Упражнение “  Петушиные бои”

Дети разбиваются  на пары – петушки. Они стоя на одной  ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так , что- бы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.

3. Упражнение “  Расскажи свой  страх”

Психолог рассказывает детям о своих собственных  страхах, тем самым показывая , что  страх - нормальное человеческое чувство  и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они боялись . когда были маленькими.

4. Рисование на тему  “ Чего я боялся , когда был маленьким..”

Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.

5. Упражнение “  Чужие рисунки”

Детям по очереди показывают рисунки “страхов”,только что нарисованных , все вместе придумывают чего боялись эти дети и как им можно помочь.

6. Упражнение “  Дом ужасов”

Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов.

Все страхи и ужасы  остаются в кабинете у психолога.

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 6.

“ Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ”

Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомные листы, подушка, задорная музыка.

1. Упражнение “  Росточек под солнцем”

См . 1 занятие.

2. Упражнение “Смелые  ребята”

Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться  на стул и говорит грозным голосом: “ Бойтесь, меня бойтесь!” Дети отвечают : “ Не боимся мы тебя!” Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается ( ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать ,летать по комнате.

3. Упражнение “  Азбука страхов”

Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена . Далее дети рассказывают о том , что нарисовали . Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.

4. Упражнение “  Страшная сказка  по кругу”

Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди , по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного , чтобы это страшное превратилось в смешное.

5. Упражнение “  На лесной полянке”

Психолог предлагает детям представить , что они попали на залитую солнцем полянку . На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки , таракашки

Звучит музыка , дети превращаются в лесных жителей. Выполняют  задания , соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.)

6. Упражнение “  Прогони Бабу –  Ягу”

Ребёнка просят представить , что в подушку залезла Баба – Яга , её необходимо прогнать громкими криками . Можно громко стучать по подушке палкой.

7. Упражнение “  Я тебя не боюсь”

Один ребёнок стоит  перед психологом , остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит : “Я тебя не боюсь!”

8. Упражнение “  Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 7.

“ВОЛШЕБНЫЙ  ЛЕС”

Цель : развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек,

1. Упражнение “  Росточек под солнцем”

См. 1 занятие.

2. Упражнение “  За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.”

Детям предлагается сказать  за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.

3. Упражнение “  Лягушки на болоте”

См. 1 занятие.

4. Упражнение “Неопределённые  фигуры”

Психолог на доске  рисует различные фигуры, ребята говорят на какие страшные существа они похожи.

5. Игра “ Тропинка”

Дети выстраиваются  в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке . По команде  психолога по команде они преодолевают воображаемые препятствия. “ Спокойно идём по тропинке … Вокруг кусты , деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья.. Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику , держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т. д..

6. Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему : “Волшебный лес”

Психолог предлагает детям представить тот лес , по которому шли по тропинке . Далее  обсуждаем что получилось , что  удалось нарисовать вместе.

7. Упражнение “  Доверяющее падение”

См. 2.занятие

8. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 8.

“ СКАЗОЧНАЯ ШКАТУЛКА”

Цель : Формирование положительной “Я-концепции” , самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.

Информация о работе Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"