Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:04, контрольная работа
Человек, загнанный в тяжелые жизненные обстоятельства, думающий об окончании жизни собственными руками, ищущий выход может обратиться к психологу за помощью и рассчитывать на ее получение. Он может поделиться, выговориться, кричать и выплескивать все, что на него давит. Психолог, профессионал и просто человек в одном лице должен приложить максимум своих физических, психических и душевных сил на решение очень сложной проблемы абсолютно чужого человека.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Профессиональное выгорание………………………………………………...3
1.1Проявления выгорания среди консультантов……………………………….6
1.2 Стадии синдрома выгорания…………………………………………………8
1.3Факторы, оказывающие влияние на выгорание……………………………..8
2.Профилактика профессионального выгорания у психологов, работающих с суицидентами…………………………………………………………………….10
3. Техники самопомощи, в профилактике выгорания………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Профессиональное
выгорание………………………………………………...
1.1Проявления
выгорания среди консультантов…
1.2 Стадии
синдрома выгорания………………………………
1.3Факторы,
оказывающие влияние на
2.Профилактика
профессионального выгорания у
психологов, работающих с суицидентами……………
3. Техники
самопомощи, в профилактике выгорания………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Человек, загнанный в тяжелые жизненные обстоятельства, думающий об окончании жизни собственными руками, ищущий выход может обратиться к психологу за помощью и рассчитывать на ее получение. Он может поделиться, выговориться, кричать и выплескивать все, что на него давит. Психолог, профессионал и просто человек в одном лице должен приложить максимум своих физических, психических и душевных сил на решение очень сложной проблемы абсолютно чужого человека.
Психолог всегда должен
1. Профессиональное выгорание
Термин « сгорание» или «выгорание» ввел в практику американский психолог Фройденберг в 1974году для характеристики психологического состояния здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном общении с клиентами в атмосфере эмоционального перенапряжения при оказании профессиональной помощи. Это люди, работающие в системе «человек-человек»: врачи, священники, юристы, социальные работники, и особенно – психиатры, психотерапевты, психологи. Характерным для данных профессий является асимметрия ответственности за состояние, характер взаимодействия и его результаты для обеих сторон. Ответственность в большей степени лежит на помогающем, он ее осознанно принимает. В своей деятельности они вынуждены постоянно сталкиваться с негативными эмоциональными переживаниями клиентов (пациентов) и непроизвольно вовлекаются в них, в силу чего испытывают повышенное эмоциональное напряжение. Синдром выгорания был определен Фройденбергом как « поражение, истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам»
Другое определение
В соответствие с методикой
исследования синдрома
Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше. Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность.
Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация – это бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, и др. Клиенты воспринимаются как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, кажутся специалисту благом для них. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.
Редукция профессиональных достижений – возникновение у работника чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности.
Исследования указывают на
- тотальное посвящение себя работе, когда работа фактически становится заменителем нормальной социальной жизни профессионала.
- иллюзия
грандиозности выполняемой
В результате, когда профессионал видит, что не приводит к желаемым результатам и работа не дает чувства значимости и ценности, которого ему не хватает, появляется синдром выгорания.
Дополнительными причинами
Таким образом, в самом общем виде синдром выгорания можно определить как неадаптивную реакцию на профессиональный стресс. Выделяя основное, можно сказать, что выгорание характеризуется:
- хронической усталостью
- эмоциональным истощением
- опустошенностью
- трудности с концентраций
- снижается продуктивность работы
- чрезмерная обидчивость
- конфликтность
Если вовремя не помочь себе, описанные симптомы могут усугубиться и проявиться уже на физическом уровне:
- снижение иммунитета
-повышенный травматизм
Выгорание также описано как
сочетание физической и
1.1Проявления выгорания среди консультантов
- астенизация - чувство постоянной усталости, утомляемости, нервного истощения. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.
- сниженный
фон настроения с легко
- чувство незавершенности контакта, виновности.
- нарушение
режима сна и бодрствования,
что, помимо всего, иногда
- психосоматические реакции, чаще со стороны сердечнососудистой системы, головные боли, неприятные ощущения в области сердца, колебания артериального давления, реже - со стороны желудочно-кишечного тракта, неврологические расстройства. У женщин-консультантов могут возникнуть нарушения менструального цикла.
- кратковременные
психогенные реакции в виде
навязчивых представлений,
- изменение отношения к себе, к своей профессиональной деятельности. Во время работы у консультантов описываются: снижение профессиональной самооценки, переживания как профессиональной, так и личной несостоятельности. Изменения по отношению к своей профессиональной деятельности проявляются в форме сомнения в необходимости и полезности своей профессии для общества, ощущения бессмысленности своего труда, возникает мысль: « Это никому не надо, все усилия напрасны, работа больше берет, чем отдает» и т.д.
- изменение
отношения к клиентам с
Другими проявлениями, а скорее
следствием эмоционального
Непосредственные проявления синдрома выгорания
- увеличение негативного взаимодействия с семьей и значимыми людьми
- снижение
способности успешно разрешать
собственные личные и
- постоянное
чувство озабоченности по
- чувство тяжести и пустоты, связанное с работой
- раздражение, направленное на коллег
- отношение
к работе как к тяжкой
1.2 Стадии синдрома выгорания
1. Напряжения: приглушение эмоций, исчезает острота чувств, проявляется неудовлетворенность собой.
2. Резистенции: ощущение загнанности в клетку, негативные чувства к коллегам и пациентам, неадекватные эмоциональные реакции, упрощение профессиональных обязанностей, хотя интеллект и навыки сохранены.
3. Истощение: нет эмоций, сил, воли. Действует один ум, но работа проходит « на автопилоте», резкость, озлобленность, грубость, осуждение бывших профессиональных ценностей. Первые психосоматические симптомы.
1.3Факторы, оказывающие влияние на выгорание
Индивидуальные факторы:
- социально-демографические
- возраст
- пол
- уровень образования
- семейное положение
- стаж работы
- личностные особенности
- выносливость
- стиль сопротивления
- самооценка
- тревожность (нейротизм)
Организационные факторы:
- условия работы
- рабочие перегрузки
- дефицит времени
- продолжительность рабочего дня
- содержание труда
- число клиентов
- острота их проблем
- глубина контакта с клиентом
- участие в принятии решений
- обратная связь
Люди способные эмоционально
влиять на других людей, «
2.Профилактика
профессионального
выгорания у психологов,
работающих с суицидентами
Необходимо помнить, что те, кто решил оказать посильную поддержку (в том числе телефонные консультанты или другие помощники), во время работы могут испытывать эмоциональные реакции, осложняющие ситуацию, такие как:
а) паника («Я не в силах чем-либо помочь»), которую следует преодолеть, поскольку клиент ищет, с кем бы поговорить и кому бы доверить свои проблемы;
б) страх («Что, если я даже помогу чем-то, а он все равно сделает это?»), свидетельствующий о нежелании вести разговор или испытывать неприятные эмоции;
в) фрустрация («Еще один длинный разговор, которого я не желал бы») из-за необходимости выполнять непосильную работу;
г) гнев («Неужели можно быть- настолько слабовольным, чтобы решиться на такой поступок?»), который легко овладевает человеком, отражая беспомощность консультанта;
Информация о работе Профилактика профессионального выгорания у психологов, работающих с суицидентами