Профилактика конфликтов

Автор: a***************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 18:05, контрольная работа

Описание работы

Слово «конфликт» произошло от латинского conflictus – столкновение. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т.п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.
Конфликты явля

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3 стр.
1. Трудности профилактики конфликтов и способы их предупреждения…....4 стр.
2. Проблема конфликтных личностей………………………………………....8 стр.
3. Современный менеджмент о профилактике конфликта…………………..10 стр.
4. Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов. Роль юмора…….14 стр.
Заключение…………………………………………………………………...18 стр.
Список литературы…………………………………………………………...19 стр.

Работа содержит 1 файл

Конфликтология - копия.docx

— 47.50 Кб (Скачать)

  Решение проблемы конфликтных личностей  является одной из сложных задач, возникающих перед руководителем. Наиболее приемлемым способом нейтрализации негативных воздействий со стороны конфликтных личностей является формирование в организации устойчивого нравственно-психологического климата, способного надежно противостоять любым негативным тенденциям.

  Важнейшим признаком складывания в коллективе здорового нравственно-психологического климата, показателем его зрелости является формирование определенного  стиля взаимоотношений. 
 

3. Современный менеджмент о профилактике конфликтов

     Зрелые и незрелые коллективы. Под стилем отношений понимаются некоторые устойчивые стереотипы сознания и поведения, приобретающие в данной организации характер прочных традиций, привычек, институтов. Конечно, эти привычки и традиции, а также степень их развития могут быть разными. В зависимости от их характера группы подразделяются на: (1) зрелые, с высоким уровнем развития позитивных взаимоотношений и          (2) незрелые, с отношениями низкого уровня.

  Закрепление в зрелых коллективах позитивных моделей поведения в значительной степени затрудняет возникновение в них явлений негативного характера, способствует их автоматическому отторжению. Только такие коллективы обладают надежным антиконфликтным иммунитетом. Зрелость взаимоотношений в группе проявляется во всех сферах ее жизнедеятельности и прежде всего в таких ее параметрах, как:

  • прочность связей между членами группы, в том числе и неформальных, внепроизводственных;
  • наличие чувства гордости за свой коллектив, формирование на этой основе устойчивых традиций;
  • возможности для раскрытия работниками своих творческих способностей, заинтересованность их своим трудом;
  • частота и характер возникающих в группе разногласий и конфликтов, успешность их разрешения.

  К числу незрелых коллективов, с низким уровнем взаимоотношений конфликтологи относят те, для которых характерны следующие признаки:

  • активный поиск виновных в случае каких-либо производственных неудач;
  • недооценка коллективных методов руководства, авторитарные тенденции в стиле руководства;
  • проведение затяжных и безрезультатных производственных совещаний, сводящихся к борьбе самолюбий;
  • оценка работы сотрудников на поверхностном, эмоциональном уровне;
  • равнодушие сотрудников к содержанию принимаемых решений и итогам их выполнения;
  • частые и затяжные разногласия и конфликты по несущественным поводам.

  Проявление  подобного рода предгрозовых признаков во взаимоотношениях свидетельствует о низком уровне зрелости и слабой конфликтоустойчивости коллектива.

  Предупреждение  конфликтов как тактика  современного менеджмента. При выработке свода правил и норм с целью повышения уровня взаимоотношений не следует ограничиваться только мерами социально-психологического характера. Следует также активно использовать организационно-управленческие методы, опираясь при этом на значительные достижения ученых и практиков всего мира в области современного менеджмента. Современный менеджмент нацелен на максимальное использование производственного персонала. Главным богатством любой фирмы признаются люди, уровень и качество их жизни оцениваются как главный показатель ее прогресса.

  Последовательно реализуя этот общий подход во всех формах своей деятельности, современный  менеджмент выработал ряд главных принципов, реализация которых обеспечивает на организацонно-управленческом уровне прочное сотрудничество, сплоченность в трудовых коллективах, их высокий антиконфликгный потенциал. Важнейшие из этих принципов состоят в следующем.

  • Принцип долговременных целей предполагает, что цели организации должны быть не сиюминутными, а долговременными, основательными, рассчитанными на 10-15 лет. Они должны быть нацелены на всестороннее развитие производства и производителя, включать модернизацию производства, обучение работников, обеспечение постоянного повышения качества продукции или услуг. Именно способность менеджера к долговременному, стратегическому планированию признается сегодня наиболее ценным качеством современного руководителя, от которого во многом зависит стабильность организации, ее возможность противостоять конфликтам. Причем этот принцип применим не только к хозяйственному, но к любому другому виду социального управления.
  • Принцип готовности к риску предполагает ставку не на послушного работника, который больше всего страшится совершить ошибку, а на людей, способных на обдуманный риск, невзирая на возрастающую при этом возможность ошибок. Свою задачу современный менеджер видит в том, чтобы создать в группе такую социально-психологическую атмосферу, которая, допуская возможность ошибки, вместе с тем обеспечивает динамичное развитие организации, ее быстрый рост.
  • Принцип признания новых идей в качестве главной ценности любого дела. Пути реализации этого принципа составили содержание инновационного менеджмента, выделившегося в последнее время в особый раздел теории управления. В соответствии с этим принципом в фирмах создается климат поощрения новаций, который характеризуется свободной, неформальной обстановкой, терпимостью к возможным во всяком новом деле неудачам. Некоторые фирмы выплачивают новаторам часть прибыли, полученной от нововведений. Конечно, новые идеи могут стать и источником, так называемого инновационного конфликта, но конфликты такого рода при умелой тактике вполне могут быть разрешены конструктивным путем, о чем пойдет речь в следующих темах. Позитивный результат подобного конфликта может служить одним из действенных факторов развития бизнеса.
  • Принцип действенности концентрирует внимание руководителей на том, что целью бизнеса является все же не генерация новых идей, а производство качественных товаров и услуг и извлечение из этого высокой прибыли. Из него вытекает, что всякое обсуждение новаторских идей должно непременно завершаться принятием решения о конкретных действиях, если, конечно, эти идеи не касаются всеобщих основ бытия.
  • Принцип упрощения предполагает систематическое блокирование устойчивой тенденции к усложнению производственных и иных социальных структур. Эта тенденция ведет к разбуханию штатов и звеньев управления, каждое из которых потенциально содержит в себе возможность возникновения конфликтов. Преуспевающие компании имеют обычно простую систему управления, небольшой штат сотрудников и минимальное количество звеньев управления. Принцип упрощения, не требуя дополнительных затрат, может обеспечить значительный рост эффективности производства, улучшить психологический климат в организации.
  • Принцип подбора и воспитания эффективных сотрудников- профессионалов. Данный принцип предполагает такую постановку управленческой работы, при которой самые обычные люди обеспечивают необыкновенный результат. Его реализация предполагает прежде всего подбор таких специалистов, которые способны выполнить данную работу, ибо тот, кто к ней не способен, не получит нужного результата, даже если он прольет при этом «ведра пота». Общим итогом реализации этого принципа является формирование в фирме сотрудников-профессионалов, основными признаками которых являются:
  • редкое отсутствие на работе;
  • способность работать без внешнего давления;
  • качественное и своевременное выполнение работы;
  • готовность оказать фирме дополнительные услуги;
  • хорошая работа при отсутствии шефа;
  • совершенствование своей работы;
  • стремление предотвратить конфликт, внести свой вклад в укрепление атмосферы сотрудничества.
  • И наконец, принцип сотрудничества суммирует, интегрирует в своем содержании все предыдущие установки эффективного антиконфликтного управления и реализуется только на основе их полного осуществления.

  Как показывает опыт, линия на развитие сотрудничества имеет значительные преимущества перед альтернативной линией на развитие конкуренции и соперничества между работниками. Хотя последняя, как это поняли еще древние римляне, и может дать временный успех, но как о том свидетельствовал их же опыт, она, в конце концов, все же приводит тех, кто ею руководствуется, к печальному результату. Современные менеджеры делают главную ставку на развитие линии сотрудничества, хотя и не отрицают полностью значения соревнования и соперничества в деятельности фирм.

  Именно  на развитие и укрепление сотрудничества нацелены все методы и средства управления не только на социально-психологическом  и организационном уровнях, но и  на морально-этическом уровне. 

4. Нормы деловой  этики и предупреждение  конфликтов. Роль  юмора

  Нормы деловой этики. Нравственные нормы и правила, выработанные людьми в целях регулирования своих взаимоотношений, чрезвычайно многообразны. Это многообразие объясняется как всепроникающим характером этих норм, воздействующих на все сферы социальной жизни, так и возможностью свободного выбора каждым из нас тех или иных моральных ценностей.

  Опытные бизнесмены учитывают в своей  практической деятельности требования этих норм не в меньшей степени, чем требования норм права.

  Неписаные нормы этики, которыми руководствуются  так или иначе участники деловых  взаимоотношений в целях предотвращения возможных трений и конфликтов, могут быть сведены к следующим простым требованиям.

  • Не опаздывайте. Опоздание может быть оценено вашим партнером как проявление неуважения к нему. Если вы задерживаетесь по непредвиденным обстоятельствам, лучше сообщить об этом заранее. Это правило относится не только к явке на работу, совещание, но и к соблюдению установленных сроков выполнения работы. Чтобы избежать опозданий, задержек следует выделять время на выполнение работы с тем или иным запасом. По общему признанию, пунктуальность является важнейшим требованием делового этикета.
  • Будьте немногословными, не говорите лишнего. Смысл этого требования в том, чтобы беречь секреты фирмы так же, как и свои личные тайны. Общеизвестно, что охрана служебной тайны является одной из важнейших деловых проблем, которые нередко становятся источником серьезных конфликтов. Эта норма относится и к секретам личной жизни сослуживца, которые стали вам по случаю известны. Причем это касается как хороших, так и плохих новостей из личной жизни ваших коллег.
  • Будьте доброжелательны и приветливы. Соблюдение этого правила особенно важно, когда сослуживцы или подчиненные придираются к вам. И в этом случае вы должны вести себя с ними вежливо, доброжелательно. Нужно помнить, что никому не нравится работать с людьми неуравновешенными, ворчливыми, капризными. Вежливость, приветливость нужны для общения на всех уровнях: с начальниками, подчиненными, клиентами, покупателями, как бы вызывающе они порой себя не вели.
  • Сочувствуйте людям, думайте не только о себе, но и о других. Уважайте мнение других, даже если оно не совпадает с вашим. Не прибегайте в этом случае к резким возражениям, если вы не хотите оказаться в разряде людей, которые признают существование только двух мнений: своего и неправильного. Именно люди подобного склада часто становятся зачинщиками конфликта.
  • Следите за своей одеждой, внешним видом. Это значит, что нужно уметь органично вписываться в ваше окружение на службе, среду работников вашего уровня. Причем это не исключает возможности одеваться со вкусом, подбирая соответствующую цветовую гамму и т.п.
  • Говорите и пишите хорошим языком. Это означает, что все произнесенное и написанное вами должно быть изложено грамотным, литературным языком. Следите за тем, чтобы никогда не употреблять бранных слов, даже в разговоре личного характера, ибо это может перерасти во вредную привычку, от которой будет трудно избавиться.

  Эти основные правила деловой этики  служат важнейшей предпосылкой формирования той атмосферы сотрудничества, которая создает надежный заслон против деструктивных конфликтов.

  Конечно, реальная жизнь сложна, противоречива. Хорошо известно, что кроме цивилизованного, гуманного бизнеса, существует еще и бизнес криминальный, использующий совсем другие методы и исповедующий иные моральные ценности. Основными методами здесь являются обман и мошенничество, угрозы и шантаж, заказные убийства и террор. Поэтому каждый, кто вступает в суровый мир бизнеса, делает свой выбор между ценностями цивилизованного и криминального, теневого бизнеса.

  И каждый рано или поздно убеждается в том, что по-настоящему эффективным, успешным может быть только цивилизованный, гуманный бизнес, основанный на позитивных морально-этических ценностях.

  Юмор  как средство предупреждения конфликта. Среди различных средств предупреждения конфликтов не следует забывать и еще об одном: о свойственном людям чувстве юмора. Наличие этого чувства – одно из свидетельств духовного здоровья человека, его оптимистического взгляда на мир и людей. Юмор сплачивает людей даже там, где, кажется не осталось уже больше никаких надежд на примирение. Это происходит потому, что с помощью юмора обнаруживается хоть какая-то общность между ними, общее для всех людей понимание смешного. Способность понимать юмор, являясь важным позитивным качеством личности, служит одним из слагаемых ее престижа. Конечно, этим средством следует пользоваться, соблюдая чувство меры, имея в виду, что с помощью юмора можно добиться лишь кратковременного повышения позитивной активности людей. Пользуясь шуткой, не допускайте превращения всего дела в шутку. Однако и пренебрегать этим средством не следует, поскольку в таком сложном и ответственном деле, как предотвращение и разрешение конфликта, не может быть мелочей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  Общаясь, взаимодействуя, люди, так или иначе, влияют друг на друга. Руководители побуждают  подчиненных к труду, преподаватели  передают ученикам знания, родители воспитывают своих детей. И все эти виды взаимодействия чреваты конфликтами.

  Опираясь  на теоретические выводы современной  социологии, психологии и теории управления, а также на имеющуюся практику разрешения конфликтов, современная конфликтология разработала целый арсенал способов обеспечения оптимального поведения людей в конфликтной ситуации, обеспечивающий конструктивное завершение конфликтов, а также их профилактику, предупреждение.

  Управление  конфликтом предполагает не только регулирование  уже возникшего противостояния, но и создание условий для его предупреждения. Причем наибольшую значимость из двух указанных задач управления имеет профилактика. Именно хорошо поставленная работа по предупреждению конфликтов обеспечивает сокращение их числа и исключение возможности возникновения деструктивных конфликтных ситуаций.

  Профилактика  конфликта представляет такой вид управленческой деятельности, который состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем.

  Деятельность  по предупреждению конфликтов – весьма непростое дело. Поэтому возможности профилактической деятельности не следует переоценивать, хотя ею нельзя и пренебрегать.

  Поскольку каждый конфликт связан с ущемлением тех или иных интересов людей, как материальных, так и духовных, начинать работу по его предупреждению следует с дальних, глубинных предпосылок, с выявления тех причин, которые потенциально содержат в себе возможность конфликта. 
 

Список  литературы

  1. Конфликтология. Вопросы – ответы: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. Проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 240 с.
  2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. C. 637.
  3. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учеб. пособие. - М.: Гардарики,            2003. – 238 с.
  4. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е. Конфликтология: Учебник для вузов, Инфра-М, 2006. – 264 с.
  5. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. – М.: АПО, 1992. – 196 с.

Информация о работе Профилактика конфликтов