Профилактика конфликтов

Автор: a***************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 18:05, контрольная работа

Описание работы

Слово «конфликт» произошло от латинского conflictus – столкновение. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т.п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.
Конфликты явля

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3 стр.
1. Трудности профилактики конфликтов и способы их предупреждения…....4 стр.
2. Проблема конфликтных личностей………………………………………....8 стр.
3. Современный менеджмент о профилактике конфликта…………………..10 стр.
4. Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов. Роль юмора…….14 стр.
Заключение…………………………………………………………………...18 стр.
Список литературы…………………………………………………………...19 стр.

Работа содержит 1 файл

Конфликтология - копия.docx

— 47.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  конфликтологии 
 

Тема: Профилактика конфликтов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Красноуфимск

2011 г.

Содержание

     Введение……………………………………………………………………….3 стр.

  1. Трудности профилактики конфликтов и способы их предупреждения…....4 стр.

  2. Проблема конфликтных личностей………………………………………....8 стр.

  3. Современный менеджмент о профилактике  конфликта…………………..10 стр.

  4. Нормы деловой этики и предупреждение  конфликтов. Роль юмора…….14 стр.

  Заключение…………………………………………………………………...18 стр.

  Список  литературы…………………………………………………………...19 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Слово «конфликт» произошло от латинского conflictus – столкновение. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами,  враждебностью  и  т.п. В результате бытует мнение, что                   конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.

  Конфликты являются вечным спутником нашей  жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости  жить в условиях конфликтов.  В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным, либо к деструктивным последствиям.

  Благодаря существующим установкам на конфликт как отрицательное явление большинство  людей считает, что они не могут  ими управлять и стараются  их избежать, когда это возможно. Но конфликт плохо поддается коррекции, когда он уже приобрел разрушительную силу. Это нужно знать, и понимать, что конфликт обогащает жизнь, если им правильно управлять. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Трудности профилактики  конфликтов и способы  их

  предупреждения

  Трудности профилактики конфликтов. Существует ряд препятствий, снижающих возможность предупреждения конфликтов, направление их развития в конструктивное русло.

  1. Это препятствие имеет психологическую природу и связано с таким родовым качеством человеческой психологии, которое характеризуется как непреодолимое стремление человека к свободе и независимости. В связи с этим люди воспринимают, как правило, негативно всякие попытки вмешательства в их взаимоотношения, оценивая подобные действия как выражение стремления ограничить их независимость и свободу.

  2. Существование некоторых общепринятых нравственных норм, регулирующих человеческие взаимоотношения. Исходя из них, люди считают свое поведение сугубо личным делом, а вмешательство третьего лица рассматривают как нарушение общепринятых норм нравственности, одной из которых является неприкосновенность личной жизни.

  3. Это препятствие имеет правовой характер и связано с тем, что в странах с развитыми демократическими традициями некоторые общечеловеческие нормы нравственности приобрели форму правовых норм, охраняющих основные права и свободы личности. Их нарушение в той или иной форме может быть квалифицировано не только как не вполне нравственное, но и как противоправное, тем более, что в ряде стран уже приняты специальные законоположения, запрещающие фирмам вмешиваться в личную жизнь своих сотрудников.  Поэтому успешная деятельность по предупреждению конфликта может вестись только в границах, устанавливаемых: 1) психологическими, 2) нравственными и 3) правовыми требованиями к регулированию человеческих взаимоотношений. Причем такая деятельность становится целесообразной только в том случае, если возникла реальная опасность перерастания личных или групповых взаимоотношений в разрушительные, деструктивные формы, такие, например, как разрыв   личных   взаимоотношений,    распад    семьи,   развал  трудовой   группы,

межклассовые, межэтнические или межгосударственные столкновения.

  Профилактика  конфликта представляет собой по своей сути воздействие на те социально-психологические явления, которые могут стать элементами структуры будущего конфликта, на его участников и на используемые ими ресурсы. Поскольку каждый конфликт связан с ущемлением тех или иных потребностей и интересов людей как материальных, так и духовных, начинать его предупреждение следует с его дальних, глубинных предпосылок, с выявления тех причин, которые потенциально содержат в себе возможность конфликта.

  Конфликтогенные причины. Все многообразные причины конфликтов могут быть представлены как имеющие два уровня:

  • объективный, или социальный;
  • субъективный, или психологический.

  Объективные, или социальные, причины – это экономические, политические и духовные противоречия социальной жизни. Это различного рода перекосы в экономике, резкие контрасты в уровне жизни социальных групп, неэффективное управление. Методы предупреждения причин конфликтов этого уровня достаточно хорошо известны и сводятся к следующему:

  • проведение экономической и культурной политики, основанной на принципах равенства и социальной справедливости;
  • укрепление во всех сферах жизни общества принципов законности и правопорядка;
  • повышение культурного уровня населения, существенным элементом которого выступает конфликтологическая грамотность.

  Реализация  этих социальных программ является самым надежным средством исключения из социальной жизни разрушительных конфликтов, как и многих других негативных явлений.

  Но  как показывает жизнь, случаются  столкновения между людьми, и порою  столкновения трагические, которые  не имеют явной, видимой причины, возникая как бы «из воздуха». Множество  семей распадаются по причине, которая определяется таким расплывчатым термином, как «несходство характеров». Немало случается и более масштабных конфликтов, которые трудно объяснить одними социальными причинами. Поэтому конфликтология и выделяет среди причин, порождающих конфликты, кроме социальных также и причины иного рода – субъективные, или психологические. Таковы конфликты, порожденные чувствами обманутого доверия, взаимной неприязни, ущемленного самолюбия, сомнениями в правильности избранного жизненного пути и другими сугубо психологическими причинами. Причем, несмотря на свою эфемерную, идеальную природу эти мотивы могут обретать весьма зримые, драматические формы агрессивных действий участников конфликта.

  

  1

  Предупредить  или ослабить конфликт психологического уровня можно, только нейтрализовав агрессивные чувства и устремления людей, что является весьма и весьма сложной задачей. Это работа не эпизодическая,         не разовая, а систематическая, повседневная, будничная. Наиболее надежным способом профилактики конфликтов как психологического, так и социального уровня является создание в семье, в организации, в коллективе, наконец, в обществе в целом такой нравственно-психологической атмосферы, которая исключает самую возможность возникновения агрессивных устремлений, ведущих к тяжелому конфликту.

  Универсальный способ предотвращения таких конфликтов – проведение линии на укрепление сотрудничества, которая последовательно осуществляется как на социальном, так и на психологическом уровнях.

  Поддержание сотрудничества как  универсальный способ предотвращения конфликтов. Поддержание и укрепление сотрудничества, отношений взаимовыручки центральная проблема всей тактики предупреждения конфликта. Ее решение носит комплексный характер и включает в себя методы социально-психологического, организационно-управленческого и морально-этического характера.

  Важнейшими  из социально-психологических методов, ориентированных на корректировку мыслей, чувств и настроений людей, являются следующие:

  • Метод согласия предполагает проведение мероприятий, нацеленных на вовлечение потенциальных конфликтантов в общее дело, в ходе осуществления которого у возможных противников появляется более или менее широкое поле общих интересов, они лучше узнают друг друга, привыкают сотрудничать, совместно разрешать возникающие проблемы.
  • Метод доброжелательности, или эмпатии, развития способности к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний предполагает выражение необходимого сочувствия товарищу по работе, партнеру, готовности оказать ему практическое содействие.
  • Метод сохранения репутации партнера, уважения к его достоинству при возникновении любых разногласий, чреватых конфликтом, важнейшим методом предупреждения негативного развития событий является признание достоинства партнера, выражение должного уважения к его личности.
  • Метод взаимного дополнения предполагает опору на такие способности партнера, какими не располагаем мы сами. Так, люди творческие нередко не склонны к монотонной, рутинной, технической работе. Однако для успеха дела нужны и те, и другие.
  • Метод недопущения дискриминации людей требует исключения подчеркивания превосходства одного партнера над другим, а еще лучше и каких бы то ни было различий между ними. С этой целью в практике управления, особенно в японских фирмах, часто используются элементы уравнительного материального поощрения всех работающих в фирме. С точки зрения профилактики конфликтов уравнительный метод распределения имеет несомненные преимущества, позволяя избежать появления таких негативных эмоций, как чувства зависти, обиды, способных спровоцировать конфликтное противоборство.
  • Метод психологического поглаживания учитывает, что настроения людей нуждаются в определенной поддержке. Для этого практика выработала много способов, таких, как юбилеи, презентации, различные формы проведения членами трудовых коллективов совместного отдыха.

  Следует отметить, что предотвращению конфликта  способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие. 

2. Проблема конфликтных личностей

  Профилактика  конфликтов требует от руководителя не только знания способов воздействия на коллективную, групповую психологию, но и знания особенностей индивидуальной психологии, умения влиять на поведение отдельных людей. При этом важно учитывать, что существуют психологические типы, играющие особую роль в генерировании конфликтов, выделяющиеся некоторыми специфическими чертами характера. Их иногда называют конфликтными личностями.

  Важным  условием предупреждения конфликтов является умение своевременно распознать сотрудников  подобного рода и принять по отношению  к ним соответствующие меры, нейтрализующие их негативную роль.

  Наиболее  часто, по мнению психологов, встречаются  следующие типы конфликтных личностей.

  • Конфликтная личность демонстративного типа. Стремится постоянно быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Ее отношение к людям определяется тем, как к ней относятся другие. Человек подобного типа легко себя чувствует в поверхностных конфликтах, возникающих по мелким причинам. Но хорошо приспосабливается и к конфликтным ситуациям другого рода. Преобладает эмоциональное поведение, рациональное начало выражено слабо.
  • Конфликтная личность неуправляемого типа. Это человек импульсивный, недостаточно себя контролирующий. Его поведение трудно предсказуемо. Часто ведет себя вызывающе, агрессивно. В запале не обращает внимания на общепринятые нормы поведения в коллективе. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения своей собственной значимости. Во многих своих неудачах склонен обвинять других. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить свои планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с общими целями группы и конкретными обстоятельствами. Из прошлого опыта, даже горького, извлекает мало уроков, полезных для будущего.
  • Целенаправленно конфликтный тип личности. Рассматривает конфликт как средство достижения собственных целей. Часто выступает активной стороной в развязывании конфликта. Склонен к манипуляциям, психологическим играм во взаимоотношениях. Рационально действует в конфликтной ситуации, способен просчитывать возможные варианты ее развития, трезво оценивает сильные и слабые стороны в позициях сторон. Владеет хорошо отработанной техникой общения в горячем споре. Представляет собой наиболее опасный тип конфликтной личности.

Информация о работе Профилактика конфликтов