Профессиональные приёмы общения воспитателя с родителями. Раскрыть понятие «самообладание»

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:17, контрольная работа

Описание работы

Контакт между воспитателем и родителями возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями.
Для этого воспитателю необходимо показать родителям, что он любит детей такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также обеспокоен их судьбой, как и родители.
Основным средством установления контакта с родителями для воспитателя является он сам, вернее, его педагогический имидж, включающий в себя профессиональные знания, умения их преподносить и любовь к детям.

Содержание

1. Профессиональные приёмы общения воспитателя с родителями.
• Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей воспитанника.
• Проведение беседы с родителями по инициативе воспитателя.
• Проведение беседы воспитателем по инициативе родителей.
• Психологические основы проведения родительского собрания.
2. Понятие «самообладание»
1. Понятие «самообладания»
2. Особенности самообладания.
3. Приёмы психологического влияния.
4. Психологические характеристики поведения.
5. Проявления самообладания в повседневной жизни.
6.Крылатые выражения о самообладании.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная ( психология общения ).docx

— 69.75 Кб (Скачать)

Таблица 1.3 Виды психологического противостояния влиянию

 

Вид противостояния влиянию

Определение

 

 
1. Контраргументация

Сознательный аргументированный  ответ на попытку убеждения, опровергающий  или оспаривающий доводы инициатора воздействия

 

 
2. Конструктивная критика

Подкрепленное фактами  обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование  их несоответствия целям, условиям и  требованиям адресата

 

 
3. Энергетическая мобилизация

Сопротивление адресата попыткам внушить или передать ему  определенное состояние, отношение, намерение  или способ действий

 

 
4. Творчество

Создание нового, пренебрегающее влияниям образца, примера  или моды, либо преодолевающее его 

 

 
5. Уклонение

Стремление чураться любых форм взаимодействия с инициатором  воздействия, в том числе случайных  личных встреч и столкновений

 

 
6. Психологическая самооборона

Применение речевых  формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие  духа и достичь победы час для  обдумывания дальнейших шагов в  ситуации деструктивной критики, манипуляции  или принуждения

 

 
7. Игнорирование

Действия, свидетельствующие  о том, что адресат умышленно  не замечает либо не принимает во внимательность слов, действий или выраженных адресатом  чувств

 

 
8. Конфронтация

Открытое и последовательное противопоставление адресатом своей  позиции и своих требований инициатору воздействия

 

 
9. Отказ

Выражение адресатом  своего несогласия реализовать просьбу  инициатора воздействия

 
     

У каждого человека есть право влиять на других, но у  каждого же есть право и отвергать  чужое влияние. Это касается и  тех, кто кажется нам стоящим  ниже по уровню психического, нравственного  или профессионального развития. Каждый человек может и будет  пытаться влиять на нас тем или  иным образом, потому что это один из способов выражения им своих собственных  потребностей, и каждому дано равное право проявлять свои потребности и отстаивать их.

 

 

4. Психологические характеристики поведения

 

Под поведением вообще понимается обычно процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин "поведение" применим как  к отдельным особям, индивидам, так  и к их совокупностям. Изучение поведения  личности требует вычленения из общего понятия живых существ человеческого  индивида. В этом смысле под поведением человека следует понимать процесс  взаимодействия человека с окружающей действительностью. В психологии поведение  человека трактуется как имеющая  природные предпосылки, но в основе своей социально обусловленная  дело, типичной формой которой является труд, придающий психической регуляции  человеческого поведения качественно  новый характер. Это позволяет  выявить основные компоненты поведения: его регуляцию загодя поставленной поставленной задачей, которая избирается личностью, обладающей способностью к свободному выбору и самостоятельному принятию решений. Фундаментальное роль при этом имеет мировоззрение, от характера которого зависят направленность и социальная ценность поведения. [13] 
 
Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм, ценностных ориентаций, ролевых предписаний. Неадекватность поведения (выражающееся в частности, в переоценке своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослабление критичности при контроле за реализацией программы поведения) отрицательно сказывается на межличностных отношениях. Все многообразие поведенческой активности живых существ, не исключая человека, Эрман Л. и Парсонс П. (1984), Макфарленд Д. (1988) представляют в виде следующих четырех типов "эволюционно стабильной стратегии поведения": Агонистическое поведение, связанное с конфликтами, которое может переадресоваться на себя и проявиться в виде аутоагрессии;  
 
 
2. Кооперативное поведение, противоположное агонистическому и связанное с отказом от конфликта, взаимными уступками, компромиссами и направленное на объединение усилий к достижению целей с наименьшими потерями. Социобиологический смысл кооперативного поведения содержится в сохранении жизненных преимуществ, адекватных реальным экологическим условиям;  
3. Альтруистическое поведение, связанное с односторонней утратой индивидом или частью сообщества определенного набора жизненных преимуществ ради повышения общей приспособленности всего сообщества. Иначе говоря, данный тип стратегии поведения представляет собой жертвенное поведение;  
4. Эгоистическое поведение, связанное с односторонним накоплением жизненных преимуществ и направленное на максимальное повышение уровня собственной приспособленности; иначе говоря, это "поведение выживания". Это форма поведения рассматривается как противоположное альтруистическому. Психологические предпосылки превращения индивида в автономный субъект социальной деятельности (т.е. в личность) довольно очевидны. Это -- овладение своим поведением, формирование системы внутренней регуляции деятельности, способной обеспечить постановку, преследование и реализацию субъектом целей, которые бы соответствовали не только сиюминутным потребностям, но и перспективной направленности жизни субъекта, а также интересам сохранения и развития социального целого, автономной частью которого он по-прежнему продолжает оставаться. Можно предположить, что то историческое новообразование, которое под углом зрения философского анализа выступает как приобретаемое индивидом качество личности (автономного субъекта деятельности), с психологической точки зрения есть не что иное, как способность овладения собственным поведением, которая, как убедительно показал в своих теоретических и экспериментальных исследованиях Л.С. Выготский, является порождением социального по своему характеру образа жизни человека. 
 
"Личность... не врожденна, но возникает в результате культурного развития, поэтому "личность" есть понятие историческое. Она охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения". Намерение является типичным процессом овладения собственным поведением через создание соответствующих ситуаций и связей, но выполнение его уже совершенно не зависимый от воли процесс, протекающий автоматически. [4] 
 
Процессы поведения представляют такие же естественные процессы, подчиненные законам природы, как и все остальные. Человек, подчиняя своей власти процессы природы и вмешиваясь в течение этих процессов, не делает исключения и для собственного поведения. Однако возникает основной и самый важный вопрос: как следует представлять себе овладение собственным поведением? 
 
Как и овладение теми или иными процессами природы, овладение собственным поведением предполагает не отмену основных законов, управляющих этими явлениями, а подчинение им. Самым характерным для овладения собственным поведением является отбор. Поведение определяется ситуациями, реакция вызывается стимулами, поэтому ключ к овладению поведением содержится в овладении стимулами. Мы не можем овладеть своим поведение иначе, как через соответствующие стимулы. Таким образом, овладение поведением представляет собой опосредованный процесс, который вечно осуществляется через известные вспомогательные стимулы. 
 
Поведенческие черты описываются в терминах действия, которые наблюдаемы со стороны. Так, к примеру, поведенческая черта "быть смелым" будет определяться как поведение, направленное на достижение определенной цели, независимо от опасности лишения комфорта, свободы или жизни. Или "скупость", которая как черта поведения может быть определена как поведение, направленное на накопление финансов или других материальных ценностей. Однако, если мы исследуем мотивации, в особенности бессознательные мотивации, подобных черт поведения, мы обнаружим, что черты поведения охватывают и множество других, совершенно, казалось бы, несоответствующих черт характера. К примеру, смелое поведение может мотивироваться амбициями, так что человек в определенной ситуации будет рисковать жизнью только для того, чтобы удовлетворить свою жажду быть объектом всеобщего восхищения. Этот тип поведения может мотивироваться суицидальным порывом, заставляя человека искать опасности, обдуманно или бессознательно, потому что его жизнь потеряла для него всякую ценность и он хотел бы покончить с ней. Этот тип поведения может быть обусловлен недостатком воображения, и тогда человек совершает смелые поступки, поскольку просто не осознает ожидающей его опасности; наконец, такое поведение может быть обусловлено искренним служением какой-нибудь идее, что в глазах общества является основополагающим мотивом смелого поведения. Несмотря на различие в мотивациях, все приведенные примеры "смелого" поведения снаружи выглядят одинаково. 

 

5. Проявления самообладания в повседневной жизни

  • Выдержка. Умение подавлять сильные влечения и желания, например, закурить, когда нельзя, или съесть то, что запрещают врачи.
  • Сдержанность. Умение контролировать эмоциональные порывы. Особенно ярко выражается при возникновении конфликта.
  • Смелость. Способность управлять своим поведением в ситуациях, когда возникает страх. естественная биологическая защитная реакция.
  • Решительность. Отражается во времени, которое тратится на принятие решения как в экстремальной, так и в обычной ситуации.

 

Как развить самообладание?

 

Для начала, давайте припомним, в каких случаях нам не помешало бы умение обладать собой. У каждого  случаи могут быть свои. Мы возьмем  для примера лишь некоторые:

  • Гнев – способен овладеть нами, часто это происходит весьма неожиданно.
  • Многое может нас расстроить, даже то, что является сущей мелочью.
  • Страх – естественная биологическая защитная реакция, с ним не надо бороться, его надо побеждать.
  • Жадность и азарт – пороки, искушению которых мы также можем иногда поддаваться.
  • Все эти состояния, а также внутреннее беспокойство или спонтанное волнение почти всегда являются следствием чрезмерной реакции на тревожные сигналы.

Игорь Добротворский – психолог, бизнес-тренер, консультант – предлагает несколько совершенно элементарных и посильных «средств первой помощи» для воспитания самообладания.

  • ИГНОРИРУЙТЕ ВНЕШНИЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ. Для тренировки можно выбрать телефонный звонок, когда он звонит не вовремя. Вы вовсе не обязаны поднимать трубку. Вы просто стараетесь перестать обращать на него внимание. Постепенно Вы сможете абстрагироваться и от других раздражителей, которые всегда выводили Вас из себя.
  • СТАРАЙТЕСЬ ОТТЯНУТЬ ВРЕМЯ РЕАКЦИИ. Например, посчитайте до десяти, возможно реакция исчезнет вовсе. Это очень полезный навык в ситуации конфликта. За это время можно попытаться обдумать, к чему могут привести спонтанные действия, вызванные определенными раздражителями.
  • РАССЛАБЛЯЙТЕСЬ. Чрезмерная усталость, напряженность, состояние стресса вызывают в организме ряд химических реакций, которые могут отразиться на вашем поведении. Не только наше тело, но и психика нуждаются в отдыхе и релаксации. Мысленно создайте для себя какое-то место, в которое вы сможете «уходить», когда чувствуете, что перенапряжены. Это может быть комната с уютным креслом, либо пляж с пальмами и нежным прибоем, либо осенний парк, усыпанный желтыми листьями – всё, что приведет вас в состояние умиротворения и создаст комфорт. Найдите в себе тот центр, опорную точку, которая поможет пополнить запасы жизненной энергии.

 

 

 

 

6. Крылатые выражения о самообладании

Самое первое и самое главное  в жизни – это стараться  владеть самим собою.

- Вильгельм Гумбольдт  -

Власть над собой –  самая высшая власть, порабощенность своими страстями – самое страшное рабство.

- Сенека / Лев  Толстой -

Истинное величие состоит  в том, чтобы владеть собою.

- Жан де Лафонтен -

Способность к самообладанию  – главное отличие между человеком  и зверем.

- Герберт Спенсер  -

Кто царствует внутри самого себя и управляет своими страстями, желаниями и опасениями, тот более  чем царь.

- Джон Мильтон  -

 

Заключение

 

Насколько мы довольны собственной  жизнью? Всегда ли мы получаем от неё  достойную обратную связь и позитивный результат своих действий? Что  мешает нам чувствовать себя в  жизни легко, комфортно и безопасно? 
 
Причина несоответствия желаемого и действительного, в основном, кроется в нашей личности. Точнее – в её незрелости и недостатке развития. Любой человек понимает, что личность – самая большая ценность в нашей жизни. И если он способен объективно себя оценивать, сознательно контролировать свое поведение и эмоции, то обязательно получит от жизни положительный отклик.

Стоит чаще задумываться, а  для чего природа наделила нас  сознанием и волей? Для того, чтобы выжить под солнцем, достаточно простой вегетативной системы, как у растений. Очевидно, что столь бесценные качества нам даны для того, чтобы жить и развиваться, а не просто выживать. Сознание может оценивать и познавать внутренний мир и окружающую реальность. А волевой контроль позволяет творить и управлять реальностью.  
 
Абсолютно любой человек уникален и достоин самого высокого уважения, вне зависимости от занимаемого положения и социального статуса. Но зрелая, полноценная личность всегда сохраняет сознательность и контроль над своим поведением. И только её развитие позволяет разбудить в человеке страсть к своей жизни, принять ему самого себя, и показать, сколь бесконечно ценна, наполнена, глубока и прекрасна его личная жизнь.

 

 

Литература

 

  • ©2009 XAPAKTEP.net
  • Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения. «Психологические основы проведения родительско собрания».
  • Copyright © УЧЁБА.name

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Профессиональные приёмы общения воспитателя с родителями. Раскрыть понятие «самообладание»