Профессиональные деформации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 00:43, реферат

Описание работы

Однако, многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. Условия и характер труда в некоторых видах трудовой деятельности (особенно в профессиях «человек – человек») оказывают травмирующее влияние на психику. Неизбежны периоды стабилизации. Появляется профессиональная усталость, возникают психологические барьеры, обедняется репертуар способов выполнения деятельности, утрачиваются профессиональные умения и навыки, снижается работоспособность.

Содержание

Введение __________________________________________3
Глава 1.
Личность и профессия _______________________________4
Глава 2.
Факторы, способствующие профессиональной
деформации ________________________________________6
Глава 3.
Уровни профессиональной деформации.
Профессиональная реабилитация ______________________8
Глава 4.
Феномен психического выгорания_____________________12
Резюме ____________________________________________16
Список литературы______________

Работа содержит 1 файл

Реферат_Проф.деформация.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

       Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального обучения

       Тульский  государственный педагогический университет  им. Л.Н.Толстого 
 
 
 

       Факультет Психологии 
 

       Дисциплина  «Основы профориентологии» 
 
 
 
 

       РЕФЕРАТ

       на  тему 
 

       ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ  ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ 
 
 
 
 

                       Выполнила:

                       студентка 3 курса  группы «А»

                       факультета Психологии

                       отделения заочного обучения

                       Петрова Светлана Юрьевна 

                       Проверил:

                       Заенчик  Владимир Михайлович,

                       к.п.н., профессор 
                 
                 
                 
                 

       Тула, 2011

       СОДЕРЖАНИЕ:

      Введение  __________________________________________3

      Глава 1.

      Личность  и профессия _______________________________4

      Глава 2.

      Факторы, способствующие профессиональной

      деформации ________________________________________6

      Глава 3.

      Уровни профессиональной деформации.

      Профессиональная  реабилитация ______________________8

      Глава 4.

      Феномен психического выгорания_____________________12

      Резюме ____________________________________________16

      Список литературы__________________________________17 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Введение 

       Труд  – это способ достижения физического и морального здоровья, средство индивидуального преуспевания, источник неограниченного самоудовлетворения и самосовершенствования. То есть, труд положительно влияет на психику человека.

       Однако, многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. Условия и характер труда в некоторых видах трудовой деятельности (особенно в профессиях «человек – человек») оказывают травмирующее влияние на психику. Неизбежны периоды стабилизации. Появляется  профессиональная усталость, возникают психологические барьеры, обедняется репертуар способов выполнения деятельности, утрачиваются профессиональные умения и навыки, снижается работоспособность.

       Можно констатировать: многолетнее выполнение одной и той же деятельности устоявшимися способами ведет к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации специалистов. То есть, на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деформаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.  Личность и профессия

       Проблема  влияния профессии на личность периодически возникает в фокусе внимания исследователей. В трудах многих выдающихся психологов достаточно полно исследованы психологические вопросы о связи категории деятельности и личности.

       Анализ  литературы показывает, что профессиональная роль многогранно влияет на личность, предъявляя к человеку определенные требования, она тем самым преобразует  весь его облик. Ежедневное, на протяжении многих лет, решение типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, определенный склад мышления и стиль общения.

       Общее образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные  способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют профессиональный потенциал развития специалиста. Реализация потенциала зависит от многих факторов.

       Реальные  сценарии жизни отличаются большим  разнообразием. В зависимости от соотношения темпов различных видов развития А.А.Бодаев выделяет следующие сценарии развития взрослого человека.

  1. Индивидное развитие значительно опережает личностное и профессиональное. Такое соотношение отражает слабовыраженное развитие человека как личности и как работника. Отсутствуют интересы, склонности и способности к какой-либо деятельности, профессиональная подготовленность не выражена, низкий уровень трудоспособности.
  2. Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем индивидное и профессиональное. Это проявляется в бережном отношении к окружающей среде, людям, предметам материальной и духовной культуры, привязанности к семье и др. Физическое здоровье, профессиональные достижения находятся на втором плане.
  3. Профессиональное развитие доминирует над двумя другими «ипостасями» человека. Приоритет профессиональных ценностей, тотальная погруженность в работу – особенности так называемых трудоголиков.
  4. Относительное соответствие темпов индивидного, личностного и профессионального развития. Эта оптимальное соотношение, обусловливающее реализацию, «выполнение» человеком себя.

       Когда человек попадает в пространство трудовой деятельности, он непосредственно  сталкивается с новыми для него условиями. Возникает объективная необходимость  адаптации, в результате которой  происходит усвоение норм и ценностей среды, а также и ее преобразование. В результате взаимодействия личности и профессии происходит активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, которое приводит к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии, а также личностному и профессиональному развитию.

       Но, следуя объективным законам развития как такового, необходимо отметить, что результатом любого развития являются как позитивные, так и  негативные последствия. Генезис человеческой личности в профессиональной деятельности может быть рассмотрен и как развитие, обогащение, и как умаление, деградация, деформированное существование. С одной стороны личность совершенствуется в данном виде деятельности, приобретает определенные умения и навыки и т.д., с другой стороны, возникают различные негативные явления, которые объединяются в понятии профессиональной деформации. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Факторы, способствующие профессиональной деформации

       Профессиональные деформации — это негативное социально-психическое явление, предстающее в виде разнообразных личностных поведенческих проявлений, оказывающих деструктивное влияние на процесс и результат профессиональной деятельности, на взаимодействие с другими участниками этого процесса.

       Профессия может постепенно существенно изменить характер человека. Вместе с тем, выбор  профессии изначально связан с задатками  и установками личности. Поэтому  когда у людей определенной профессии  заметны какие-то общие черты  характера, их специфика может быть обусловлена не только вторичным влиянием профессиональной роли, но и тем, что ее выбирают люди, исходно обладающие определенными склонностями.

       Очень важно получить ответ на следующий  вопрос: каким образом возникает  профессиональная деформация? Применительно к онтогенезу известны основные пути: созревание, обучение, творчество самого субъекта. В этом случае созреванию будет соответствовать стихийное развитие профессиональной деформации, являясь по существу продолжением индивидуального развития. Аналогом обучения выступит направленное психологическое воздействие различных людей в целях воспроизводства уже известных и требуемых в служебной деятельности качеств и свойств. Творческая активность субъекта психического развития в аспекте профессиональной деформации проявляется в сознании новых образцов психологического опыта, которые способствуют развитию деформации личности. Формирование новых аспектов психического опыта – процесс противоречивый, он ведет не только к прогрессу в психическом развитии, но и к утрате некоторых позитивных и возникновению негативных возможностей. Личность вырабатывает вполне конкретный образ действия, идею, логику поведения. Но в том и состоит проблема, что в процессе действия, деятельности, труда есть своя логика, неподвластная ни воображению ни сознанию. Скорректированный замысел личности воплощается в нечто отличное от первоначального, а поведение – порой в корне отличное от общепринятого.

       Развитию  профессиональных деформаций способствует (Климов Б.С.):

  1. Изменение мотивации трудовой деятельности.
  2. Возникающие стереотипы мышления, поведения и деятельности.
  3. Эмоциональная напряженность профессионального труда (появляется: раздражительность, тревожность, нервные срывы и др.)
  4. Монотонность, однообразие, жестко структурированный характер труда.
  5. Утрата перспектив профессионального роста.
  6. Снижение уровня интеллекта специалиста
  7. Различные акцентуации характера личности, вплетающиеся в ткань индивидуального стиля деятельности.
  8. Возрастные изменения, связанные со старением:

    а)  Социальное старение:

    • Перестраивается мотивация;
    • Слабеют интеллектуальные процессы;
    • Изменяется эмоциональная сфера;
    • Возникают дезадаптационные формы поведения и др.

    б) Нравственно-этическое старение:

    • Навязчивое морализование;
    • Скептическое отношение к молодежной субкультуре;
    • Противопоставление настоящего прошлому;
    • Преувеличение заслуг своего поколения и др.

    в) Профессиональное старение:

    • Невосприятие нововведений;
    • Ценность опыта своего поколения;
    • Трудности освоения новых средств труда;
    • Снижении е темпа профессиональных функций и др.
 
 
 
 

Глава 3. Уровни профессиональной деформации

            Профессиональная  реабилитация

       Уже усвоенная технология как бы сама заставляет человека строго определенным образом относиться к самым разным ситуациям в жизни, к себе, другим людям, к миру и бытию вообще. Освоенные профессиональные и просто жизненные технологические способности совершенно однозначно диктуют личности выбор именно определенных действенных мотивов поведения. Мы любим делать только то, что умеем. Интериоризированные технологии деятельности формируют и наше преобразовательное отношение к миру.

         Владея  определенной технологией своего труда, профессионал начинает считать ее единственно  возможной и верной. Он готов, зарабатывая  деньги, вечно воспроизводить уже  привычные способы работы, привлекать только привычные средства и процедуры.

         Любая профессия инициирует образование  профессиональных деформаций личности. Наиболее уязвимы социономические  профессии типа «человек— человек». Характер, степень выраженности профессиональных деформаций зависят от характера, содержания деятельности, престижа профессии, стажа работы и индивидуально-психологических особенностей личности.

           Среди работников социальной сферы, правоохранительных органов, врачей, учителей, менеджеров часто встречаются следующие деформации: авторитарность, агрессивность, консерватизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер, эмоциональная индифферентность.

Информация о работе Профессиональные деформации личности