Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 00:43, реферат
Однако, многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. Условия и характер труда в некоторых видах трудовой деятельности (особенно в профессиях «человек – человек») оказывают травмирующее влияние на психику. Неизбежны периоды стабилизации. Появляется профессиональная усталость, возникают психологические барьеры, обедняется репертуар способов выполнения деятельности, утрачиваются профессиональные умения и навыки, снижается работоспособность.
Введение __________________________________________3
Глава 1.
Личность и профессия _______________________________4
Глава 2.
Факторы, способствующие профессиональной
деформации ________________________________________6
Глава 3.
Уровни профессиональной деформации.
Профессиональная реабилитация ______________________8
Глава 4.
Феномен психического выгорания_____________________12
Резюме ____________________________________________16
Список литературы______________
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения
Тульский
государственный педагогический университет
им. Л.Н.Толстого
Факультет
Психологии
Дисциплина
«Основы профориентологии»
РЕФЕРАТ
на
тему
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Выполнила:
студентка 3 курса группы «А»
факультета Психологии
отделения заочного обучения
Петрова Светлана Юрьевна
Проверил:
Заенчик Владимир Михайлович,
к.п.н., профессор
Тула, 2011
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
______________________________
Глава 1.
Личность
и профессия ______________________________
Глава 2.
Факторы, способствующие профессиональной
деформации
______________________________
Глава 3.
Уровни профессиональной деформации.
Профессиональная реабилитация ______________________8
Глава 4.
Феномен психического
выгорания_____________________
Резюме ______________________________
Список литературы_____________
Введение
Труд – это способ достижения физического и морального здоровья, средство индивидуального преуспевания, источник неограниченного самоудовлетворения и самосовершенствования. То есть, труд положительно влияет на психику человека.
Однако, многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. Условия и характер труда в некоторых видах трудовой деятельности (особенно в профессиях «человек – человек») оказывают травмирующее влияние на психику. Неизбежны периоды стабилизации. Появляется профессиональная усталость, возникают психологические барьеры, обедняется репертуар способов выполнения деятельности, утрачиваются профессиональные умения и навыки, снижается работоспособность.
Можно
констатировать: многолетнее выполнение
одной и той же деятельности устоявшимися
способами ведет к развитию профессионально
нежелательных качеств и профессиональной
дезадаптации специалистов. То есть, на
стадии профессионализации по многим
видам профессий происходит развитие
профессиональных деформаций.
Глава 1. Личность и профессия
Проблема влияния профессии на личность периодически возникает в фокусе внимания исследователей. В трудах многих выдающихся психологов достаточно полно исследованы психологические вопросы о связи категории деятельности и личности.
Анализ литературы показывает, что профессиональная роль многогранно влияет на личность, предъявляя к человеку определенные требования, она тем самым преобразует весь его облик. Ежедневное, на протяжении многих лет, решение типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, определенный склад мышления и стиль общения.
Общее образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют профессиональный потенциал развития специалиста. Реализация потенциала зависит от многих факторов.
Реальные сценарии жизни отличаются большим разнообразием. В зависимости от соотношения темпов различных видов развития А.А.Бодаев выделяет следующие сценарии развития взрослого человека.
Когда
человек попадает в пространство
трудовой деятельности, он непосредственно
сталкивается с новыми для него условиями.
Возникает объективная
Но,
следуя объективным законам развития
как такового, необходимо отметить,
что результатом любого развития
являются как позитивные, так и
негативные последствия. Генезис человеческой
личности в профессиональной деятельности
может быть рассмотрен и как развитие,
обогащение, и как умаление, деградация,
деформированное существование. С одной
стороны личность совершенствуется в
данном виде деятельности, приобретает
определенные умения и навыки и т.д., с
другой стороны, возникают различные негативные
явления, которые объединяются в понятии
профессиональной деформации.
Глава 2. Факторы, способствующие профессиональной деформации
Профессиональные деформации — это негативное социально-психическое явление, предстающее в виде разнообразных личностных поведенческих проявлений, оказывающих деструктивное влияние на процесс и результат профессиональной деятельности, на взаимодействие с другими участниками этого процесса.
Профессия может постепенно существенно изменить характер человека. Вместе с тем, выбор профессии изначально связан с задатками и установками личности. Поэтому когда у людей определенной профессии заметны какие-то общие черты характера, их специфика может быть обусловлена не только вторичным влиянием профессиональной роли, но и тем, что ее выбирают люди, исходно обладающие определенными склонностями.
Очень важно получить ответ на следующий вопрос: каким образом возникает профессиональная деформация? Применительно к онтогенезу известны основные пути: созревание, обучение, творчество самого субъекта. В этом случае созреванию будет соответствовать стихийное развитие профессиональной деформации, являясь по существу продолжением индивидуального развития. Аналогом обучения выступит направленное психологическое воздействие различных людей в целях воспроизводства уже известных и требуемых в служебной деятельности качеств и свойств. Творческая активность субъекта психического развития в аспекте профессиональной деформации проявляется в сознании новых образцов психологического опыта, которые способствуют развитию деформации личности. Формирование новых аспектов психического опыта – процесс противоречивый, он ведет не только к прогрессу в психическом развитии, но и к утрате некоторых позитивных и возникновению негативных возможностей. Личность вырабатывает вполне конкретный образ действия, идею, логику поведения. Но в том и состоит проблема, что в процессе действия, деятельности, труда есть своя логика, неподвластная ни воображению ни сознанию. Скорректированный замысел личности воплощается в нечто отличное от первоначального, а поведение – порой в корне отличное от общепринятого.
Развитию профессиональных деформаций способствует (Климов Б.С.):
а) Социальное старение:
б) Нравственно-этическое старение:
в) Профессиональное старение:
Глава 3. Уровни профессиональной деформации
Профессиональная реабилитация
Уже усвоенная технология как бы сама заставляет человека строго определенным образом относиться к самым разным ситуациям в жизни, к себе, другим людям, к миру и бытию вообще. Освоенные профессиональные и просто жизненные технологические способности совершенно однозначно диктуют личности выбор именно определенных действенных мотивов поведения. Мы любим делать только то, что умеем. Интериоризированные технологии деятельности формируют и наше преобразовательное отношение к миру.
Владея определенной технологией своего труда, профессионал начинает считать ее единственно возможной и верной. Он готов, зарабатывая деньги, вечно воспроизводить уже привычные способы работы, привлекать только привычные средства и процедуры.
Любая профессия инициирует образование профессиональных деформаций личности. Наиболее уязвимы социономические профессии типа «человек— человек». Характер, степень выраженности профессиональных деформаций зависят от характера, содержания деятельности, престижа профессии, стажа работы и индивидуально-психологических особенностей личности.
Среди работников социальной сферы, правоохранительных органов, врачей, учителей, менеджеров часто встречаются следующие деформации: авторитарность, агрессивность, консерватизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер, эмоциональная индифферентность.