Профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:48, лекция

Описание работы

1. Понятие коррупции. История вопроса.
2. Коррупционно опасное поведение. Причины его возникновения и профилактика.
3. Этический конфликт и этическая неопределенность, пути решения.

Работа содержит 1 файл

Лекция_коррупция.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

      Основными причинами коррупции  можно назвать:

     1. Консервативность закона. На практике инструкции меняются значительно медленнее, чем внешние условия. Поэтому они оставляют место для действий по своему усмотрению, поскольку иначе система управления становится совершенно негибкой, и несоответствие жёстких норм реалиям способно полностью остановить работу. Однако это означает, что в непредусмотренной законом, ситуации администратор может начать руководствоваться наиболее выгодной рентой.

     2. Невозможность всеохватывающего контроля. Надзор требует затрат, но кроме того, чрезмерно жёсткий контроль наносит удар по качеству управленческого персонала и приводит к оттоку творчески мыслящих кадров.

     Таким образом, принцип управления сам по себе содержит потенциальную возможность для коррупции. Эта возможность перерастает в объективные условия, когда потенциальное обогащение преобладает над рисками.

     Большинство специалистов сходится на том, что основной причиной высокой коррупции является:

  • Двусмысленные законы.
  • Незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.
  • Нестабильная политическая ситуация в стране.
  • Отсутствие сформированных механизмов взаимодействия институтов власти.
  • Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.
  • Профессиональная некомпетентность бюрократии.
  • Кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.
  • Отсутствие единства в системе исполнительной власти, т. е., регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.
  • Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.

      Методика  противодействия коррупции содержит три основных положения. Это пресечение противоправных деяний, то есть преследование лиц, совершивших коррупционные проступки, ликвидация их последствий и профилактика (создание условий, при которых коррупция будет невыгодным занятием).

     На  сегодняшний день не известны методы в педагогике и менеджменте, которые бы гарантировали, что человек будет идеальным служащим. Однако существует множество стран с весьма низким уровнем коррупции. Более того, известны исторические примеры, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам: Сингапур, Гонконг, Португалия, Швеция. Это однозначно говорит в пользу того, что методы борьбы с коррупцией существуют.

     С формальной точки зрения, если не будет  государства – не будет и коррупции. Способность людей на данном этапе развития эффективно сотрудничать без государства подвергается очень сильным сомнениям. Тем не менее, в условиях когда коррупция распространена практически везде, роспуск коррумпированных органов власти представляется одним из действенных радикальных способов от неё избавиться.

     Помимо  роспуска органов власти, существуют три возможных подхода к уменьшению коррупции. Во-первых, можно ужесточить законы и их исполнение, тем самым повысив риск наказания. Во-вторых, можно создать экономические механизмы, позволяющие должностным лицам увеличить свои доходы, не нарушая правила и законы. В-третьих, можно усилить роль рынков и конкуренции, тем самым уменьшив размер потенциальной прибыли от коррупции. К последнему также относится конкуренция в предоставлении государственных услуг, при условии дублирования одними государственными органами функций других органов.

     В борьбе с любыми правонарушениями важны  не только неотвратимость наказания, но и их предотвращение, в том числе профилактика. Это, безусловно, относится и к коррупционным правонарушениям. Если вести речь о государственных служащих, то профилактика может состоять, прежде всего, в формировании в государственных органах, на государственной службе обстановки нетерпимости к коррупции. Более того, в повседневных служебных отношениях чиновников должны осуждаться любые действия, которые могут создать условия для возникновения коррупции или вести к ней. Такие несомненно опасные, вредные действия должны быть обозначены, названы, должны быть, образно говоря, обнесены красными флажками. Они должны осуждаться самими чиновниками в их служебных отношениях. Они должны осуждаться не только в устной форме, но и фиксированными нормами служебных отношений. Опасные, ведущие к коррупции действия должны, наконец, предупреждаться возможностью административного наказания за их совершение.

     В реальных служебных отношениях о  подобной профилактике коррупционных правонарушений пока можно только мечтать. Подобные коррупционно опасные действия в настоящее время не осуждаются в повседневной практике, нет четкой позиции неприятия этих действий в общественном мнении чиновничества, нет сложившихся традиций именно такого отношения к фактам коррупции. Нет и каких-либо писаных норм служебного поведения в этих вопросах.

     Чиновники в России в массовом порядке используют свое служебное положение для незаконного улучшения своего благосостояния. Причем чаще всего в неявной форме, в «серых» схемах, когда дружественной фирме при рассмотрении ее вопросов в государственных органах создаются благоприятные условия. Причем, если нарушения в явной форме могут осуждаться, то серые схемы незаконного протекционизма и коррупции даже не осуждаются, а порой и оправдываются.

      «Кодекс поведения государственных  служащих Российской Федерации» внесен депутатами Государственной Думы РФ В.Н. Южаковым, В.А. Рыжковым, Б.Е. Немцовым, Н.Д. Ковалевым.

     Проект  Кодекса впервые создает нормативную базу для профилактики коррупции. В нем содержится детальный перечень и описания коррупционно опасных действий чиновников, действий «на грани фола», способных привести к коррупции.

     В проекте также содержатся нормы  обязательного антикоррупционного служебного поведения чиновников, нормы  их служебных отношений, демонстрирующие и формирующие непримиримость как к коррупции, так и к коррупционно опасным служебным действиям. Подчеркну, что Кодекс устанавливает административную ответственность за соблюдение этих норм. Обязанность соблюдения Кодекса вносится в контракт (трудовой договор) чиновника. Нарушение его норм — основание для административного наказания вплоть до увольнения.

     Какое служебное поведение законопроект рассматривает как коррупционно опасное? Любое служебное поведение, при котором чиновник действует (бездействует) в условиях «столкновения интересов», коррупционно опасно.

     Для целей профилактики коррупции принципиально  важно, что столкновением интересов признается не только реальное влияние личной заинтересованности на исполнение служебных обязанностей, но и возможность такого влияния.

     Учитывая, что обычно только самому служащему известно о том, что он находится в данном положении, он обязан:

  • внимательно относиться к любому реальному или потенциальному столкновению интересов;
  • принимать меры, чтобы не допустить такого столкновения интересов;
  • доводить до сведения вышестоящего начальника о любой коллизии интересов, как только ему (ей) становится об этом известно;
  • подчиниться любому окончательному решению, требующему от него выйти из того положения, в котором он (она) находится, или отказаться от выгоды, породившей столкновение интересов.

      Если  потребуется, государственный служащий обязан заявить о наличии или отсутствии столкновения интересов.

      Разумеется, реализация этих норм потребует серьезных  изменений служебных отношений в среде чиновников, потребует серьезных усилий, направленных на то, чтобы сменить нынешнюю терпимость к коррупционно опасным действиям на нетерпимость к ним. Очевидно, не следует ожидать всеобщего одобрения и немедленной готовности всех госслужащих по поводу необходимости таких усилий. 
 

      3. Этический конфликт и этическая неопределенность, пути решения

      Этический конфликт представляет собой ситуацию, при которой возникает противоречие между нормами профессиональной этики и обстоятельствами, сложившимися в процессе служебной деятельности.

      Этическая неопределенность возникает в том случае, когда сотрудник не может определить степень соответствия своего поведения принципам и нормам профессиональной этики.

   Ситуации этического конфликта или этической неопределенности, могут быть вызваны:

  • соблазном любыми средствами достичь поставленной цели, связанной с корыстными интересами;
  • отношениями личного (семейного, бытового) характера, влияющими на результаты служебной деятельности;
  • воздействием на сотрудника, оказываемым другими лицами в корыстных целях посредством слухов, интриг, шантажа и иных форм морального и физического давления;
  • просьбами (требованиями) иных лиц, направленными на то, чтобы сотрудник действовал, нарушая свои должностные обязанности.

      В ситуации этического конфликта или  этической неопределенности сотруднику требуется:

  • вести себя достойно, действовать в строгом соответствии со своими должностными обязанностями, принципами и нормами профессиональной этики;
  • избегать ситуаций, провоцирующих причинение вреда его деловой репутации, авторитету органов внутренних дел;
  • доложить об обстоятельствах конфликта (неопределенности) непосредственному начальнику или с его разрешения обратиться к вышестоящему руководству;
  • обратиться в комиссию по служебной дисциплине и профессиональной этике в случае, если руководитель не может разрешить проблему либо сам вовлечен в ситуацию этического конфликта или этической неопределенности.
 

      Значительный  объем властных принудительно-распорядительных полномочий, постоянная реализация которых может приводить к чрезмерному и необоснованному их использованию, проявляясь во властолюбии, стремлении к подавлению воли, чести, достоинства другого человека, нежелании признавать свои ошибки, уверенности в собственной непогрешимости, переходящей во вседозволенность. В рамках борьбы с коррупцией в нормативные акты Российской Федерации вносятся изменения, предусматривающие ряд ограничений, запретов и обязанностей для государственных и муниципальных служащих. Все вновь принимаемые нормативные акты проходят антикоррупционную экспертизу. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения