Профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:48, лекция

Описание работы

1. Понятие коррупции. История вопроса.
2. Коррупционно опасное поведение. Причины его возникновения и профилактика.
3. Этический конфликт и этическая неопределенность, пути решения.

Работа содержит 1 файл

Лекция_коррупция.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Лекция  8.

Профессионально-этический  стандарт 
антикоррупционного поведения 

      1. Понятие коррупции. История вопроса.

      2. Коррупционно опасное поведение. Причины его возникновения и профилактика.

      3. Этический конфликт и этическая неопределенность, пути решения. 
 

      1. Понятие коррупции.  История вопроса. 

      Коррупция – социальное явление, которое существовало и существует в любом обществе, отличаясь лишь своими масштабами и формами проявления. К сожалению, ни одна из стран мира пока еще не способна ее преодолеть.

      Коррупция и меры борьбы с ней – тема весьма популярная. Но оказывается, что обсуждая сплошь и рядом коррупцию, мы не знаем, что на самом деле скрывается за этим термином.

      В сознании многих граждан само понятие  «коррупция» переведено из формы права в форму морали. Большой Российский энциклопедический словарь прямо указывает, что коррупция имеет широкое распространение как опасное социальное явление. Но при такой постановке вопроса коррупцию вообще не победить, поскольку она искусственно выведена из сферы государственно-правового регулирования.

      19 декабря 2008 года в Российской  Федерации принят Федеральный  закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В нем коррупция определяется как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

      Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

      Под коррупцией понимается злоупотребление доверенной властью ради личной выгоды.

      Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.

      Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.

     Исторические  корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

      Первым  правителем, о котором сохранилось  упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина – шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века до н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции – «Артхашастра» – опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

      Особую  озабоченность вызывала продажность  судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх.23:8, см. также Втор.16:19); «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран 2:188) и т. д.

     В древнеиндийском трактате по искусству  управления государством «Артхашастра» (IV в. до н.э.) подчеркивается, что важнейшей  задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством. В трактате перечисляются 40 способов хищения казенного имущества и делается малоутешительный вывод о том, что легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников. «Так же, как нельзя распознать, пьют ли воду плавающие в ней рыбы, нельзя определить, присваивают ли имущество чиновники, приставленные к делам». Основным средством борьбы с казнокрадством становится слежка. Доносчик получал долю имущества, конфискованного у лица, осужденного за должностное преступление.

     Мздоимство  упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

      При Петре I в России приобрели широкий  размах и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерным является эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. Буквально через три года четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова – того, кто изобличил Гагарина.

     Смена государственного устройства и формы  правления в октябре 1917 г. не устранила  коррупцию как явление и необходимость  борьбы с ней. Декретом СНК РСФСР «О взяточничестве» от 8 мая 1918 г. предусматривалась уголовная ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее 5 лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок). В дальнейшем ответственность за взяточничество устанавливалась Уголовным кодексом РСФСР 1922 г., 1926 г., 1960 г. В этих законах регламентировалась ответственность за получение взятки, дачу взятки, посредничество во взяточничестве и провокацию взятки.

     История борьбы советской власти с коррупцией характеризуется рядом специфических  особенностей. Во-первых, коррупция  и как понятие, и как явление в официальных нормативных документах и практической деятельности не признавалась. Вместо этого определения использовались термины «взяточничество», «злоупотребление служебным положением», «попустительство» и др.

      Во-вторых, причины возникновения этого  явления связывались с условиями, присущими буржуазному обществу.

     Таким образом, нынешнее состояние коррупции  в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции. Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, следует отметить:

  • стремительный переход к экономической системе, не подкрепленной необходимой правовой базой и правовой культурой;
  • отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и соответствующих культурных традиций;
  • распад партийной системы контроля.

     Коррупция является интернациональной проблемой. Она свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития и различается лишь масштабами.

     В 1994 г. Швейцария, которая гордилась  неподкупностью своих государственных служащих, была потрясена грандиозным скандалом вокруг чиновника из кантона Цюрих - ревизора ресторанов и баров. Ему инкриминировались взятки на сумму почти в 2 млн. долларов. Сразу вслед за этим было начато расследование против 5 ревизоров-взяточников из состава правительства Швейцарии, покровительствовавших отдельным фирмам при организации государственных поставок. Затем разразилось еще два скандала.

      Многочисленные  случаи коррупции в Италии, затронувшие  самые высокие политические круги, привели к тому, что более 700 бизнесменов и политических деятелей предстали перед судами в результате начавшихся в 1992 г. расследований в Милане.

      В одном из своих бюллетеней международная  общественная организация «Трансперенси Интернешнл» (далее ТИ), цель которой - оказание сопротивления коррупции на международном и национальном уровнях и в бизнесе, утверждала: «Она (коррупция) стала ведущим явлением во многих ведущих индустриальных государствах, богатство и устойчивые политические традиции которых позволяют, однако, скрыть размах огромного ущерба, наносимого коррупцией социальным и гуманитарным сферам». Исследование, проведенное национальными филиалами ТИ в 1995 г., показало, что «коррупция в государственном секторе принимает одинаковые формы и воздействует на те же сферы независимо от того, происходит ли это в развитой или развивающейся стране».

      Важной  составной частью антикоррупционного законодательства стал и Федеральный  закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Его основное назначение - выявление и нейтрализация коррупционных рисков в разрабатываемых законопроектах. 
 

      2. Коррупционно опасное поведение. Причины его возникновения и профилактика

     Итак, коррупция, в самом общем виде как социально-экономическая категория выражает отношения, складывающиеся между должностными лицами и отдельными членами общества по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны (общества, государства, фирмы).

     Субъектами  коррупционных отношений выступают с одной стороны должностные лица, с другой стороны – представители легального и нелегального частного сектора.

      Объектом  коррупции могут являться практически  все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные  отношения.

      Правоохранительная система общества, включает в себя целый ряд существенно различающихся друг от друга служб. Некоторые из этих служб настолько тесно соприкасаются с преступностью, что в наибольшей степени подвержены влиянию криминализации общества. Выявлена такая закономерность – чем выше должностное положение сотрудника, тем чаще его антиобщественное поведение связано со сферой его профессиональной деятельности.

      Под коррупционно опасным поведением понимается такое действие или бездействие сотрудника, которое в ситуации конфликта интересов создает предпосылки и условия для получения им корыстной выгоды и (или) преимуществ как для себя, так и для иных лиц, организаций, учреждений, чьи интересы прямо или косвенно отстаиваются сотрудником, незаконно использующим свое служебное положение.

      Конфликт  интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее исполнение должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего  и правами и законными интересами граждан, организаций, общества и государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества и государства.

      Под личной заинтересованностью, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение должностных обязанностей, понимается возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Информация о работе Профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения