Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 07:20, реферат
Ученые прогнозируют, что XXI век будет веком психологии, и явные тенденции, подтверждающие эти утверждения, мы видим уже сегодня: стремительно оформляются различные виды практико-психологической помощи населению. Таким образом, в ближайшее время будут востребованы специалисты-психологи, оказывающие эту помощь.
Психологи сопровождают человека (во всяком случае, в развитых странах) от колыбели до кладбища. Сегодня в западных социальных службах появляются новые специальности - специалист по психокоррекции трудновоспитуемых детей и психотерапевты, которые помогают пережить утрату близких. Не говоря уже о том, что психологи участвуют в бизнесе - от разработки продукта до его реализации.
Введение 3
История становления психологии 4
Развитие профессии «Психолог» 9
Заключение 19
Использованная литература 20
· в условиях быстро обновляющейся жизни современного общества совершенствование профессионального образования любого типа и уровня (в частности, и подготовки психологов) предполагает постоянное моделирование и даже проектирование соответствующей трудовой деятельности. А это в свою очередь предполагает глубокую ретроспекцию в область профессиональной культуры, истории профессии;
· адекватная система ценностных представлений профессионала, совершенно необходимая для построения педагогической системы подготовки специалиста, возможна только при условии глубокой исторической ретроспективы;
· система подготовки психологов в вузе предполагает формирование профессионального самосознания; это в свою очередь означает, что должна быть построена по возможности полная картина всего незримого сообщества, включающего и ряд предшествующих поколений, обогатившего культуру не только теориями, но и практическими умениями, жизненно значимыми событиями, построенными на психологическом знании.
Обратимся к вопросу о
том, какой психолог предшествовал
"советскому". Представим себе начало
XX века в России, институциализирована
(как-то представлена в специальных
учреждениях – учебных
Дореволюционная психология
в России неоднородна, как и советская
психология, и еще менее интегрирована,
характеризуется
Все грандиозные исторические
процессы, связанные с лишь отчасти
разобранными выше, нет возможности
здесь даже упомянуть. Но нам достаточно
в конечном счете хотя бы почувствовать
явления, факты существования и
развития тех профессиональных функций,
которые сейчас так или иначе
числятся за психологами. Разумеется,
затронутые вопросы требуют
Профессионально важные качества личности психолога принято особо выделять способность к эмпатии, рефлексии, и профессиональному психологическому мышлению, особенностью которого является необходимость обобщенного и опосредованного познания психологического механизма поступков человека, ведущих к нахождению способов эффективного взаимодействия с ним в условиях профессиональной деятельности. Полный вариант профессиограммы практического психолога представлен в таблице 1.
Профессиограмма психолога Овчарова Р.В.(табл.1)
№ п/п |
Личностные особенности, профессиональные
умения |
1. |
Стремление понять позицию другого |
2. |
Дружелюбие, общительность |
3. |
Способность стать лидером |
4. |
Вежливость |
5. |
Руководство здравым смыслом, следование предписаниям |
6. |
Жизнерадостность |
7. |
Терпеливость, упорство |
8. |
Большое чувство ответственности |
9. |
Способность выполнять разнообразную работу |
10. |
Энтузиазм в трудовой деятельности |
11. |
Тщательность действий |
12. |
Самостоятельность суждений |
13. |
Аккуратность и последовательность в работе |
14. |
Способность к планированию своего будущего |
15. |
Способность к устным высказываниям |
16. |
Хорошая память |
17. |
Способность обучать других |
18. |
Умение заботиться о людях |
Профессиональное самосознание практического психолога формируется в процессе профессиональной самоидентификации. Профессиональная самоидентификация - это процесс самоотождествления с другими представителями профессиональной среды (реальной или идеальной) на основе устоявшихся эмоциональных связей, обеспечивающих стабилизацию профессиональной деятельности и профессионального развития.
Она представляет собой механизм «врастания» в профессию, результатом которого является формирование профессиональной идентичности - одной из составляющих Я-образа взрослого человека.
Установление своей
Становление профессиональной
идентичности специалиста-психолога -
особый процесс, во многом отличный от
своих аналогов, связанных с другими
сферами деятельности. Эта профессия
предъявляет особые требования к
личности человека, благодаря чему
в процессе обучения студент в
большей или меньшей степени
приобретает такие личностные особенности,
как интернальность, рефлексивность,
способность к эмпатии. Хотя эти
качествам традиционно
К настоящему моменту в исследованиях выявлены этапы становления профессиональной идентичности психолога.
На первом этапе происходит самоопределение в конкретной профессиональной ситуации. Психолог находит смысл в выполнении определенных профессиональных функций, и, освоив несколько методических приемов, предпочитает пользоваться только ими. Формула этого типа выглядит так: «Я умею работать со ШТУРом» .
Второй этап характеризуется самоопределени
В рамках третьего этапа психолог самоопределяется в специализации. Этот этап характеризуется гибкостью в выборе работы, активным использованием разнообразных профессиональных навыков.
И, наконец, четвертый этап
позволяет психологу самоопреде
Исследования И.Б. Терешкиной
показывают, что идентификация с
образом успешного
Профессиональная
Профессиональное становление психолога представляет особый интерес. Практика оказания психологической помощи требует не только специальных знаний и умений, но и обладания определенными личностными качествами. Как зарубежные, так и отечественные мастера, описывая свой опыт (Д. Коттлер, Дж. Бьюд-женталь, И. Ялом), ссылаются на то, что именно личностные особенности психолога (такие, как эмпатия, забота, толерантность и другие) способствуют успеху в деятельности в большей мере, чем владение технологиями. Поэтому обладание определенными характеристиками для психолога-практика является вопросом профессиональной успешности. Требования к личности предъявляются при подготовке и в других профессиях (например, врачей, педагогов, военных и т.д.), но при обучении психологов они не только провозглашаются - наличие их оценивается. Поэтому в профессиональном становлении психолога процессы целенаправленного формирования личности (и в первую очередь, самоформирования) занимают центральное место. Мотивация на выработку у себя определенных качеств зависит, в свою очередь, от таких личностных структур, как самооценка, представление о себе реальном (Я - реальный) и идеальном образе самого себя (Я - идеал). Они интегрированы в понятие Я - концепция. Проанализировав существующее у разных авторов понимание Я - концепции (У. Джемс, К. Роджерс, Бернс, М. Розен-берг, В.В. Столин и т.д.), в качестве рабочего определения мы выбрали следующее: «Я - концепция - это относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с его оценкой и сложившаяся на основе последовательного обращения с ним окружающих».
Соответственно под
Допрофессиональный. Можно говорить о сформировавшемся интересе: направление профессиональной деятельности выбрано, но специальность - еще нет. На этом этапе находятся старшие школьники, обучающиеся в профессиональных классах.
Выбор профессии. Люди выбрали профессию (хотя и с различной степенью осознанности), но еще мало знакомы со спецификой профессиональной деятельности. Это студенты в начале обучения.
Начало профессионального становления. Круг будущих профессиональных обязанностей известен, и были совершены профессиональные пробы. На этом этапе находятся студенты старших курсов, прошедшие производственную практику.
Профессиональная адаптация.
Это начало самостоятельной профессиональной деятельности. Происходит вхождение в профессиональное сообщество и одновременная адаптация к имеющимся требованиям. На этом этапе находятся профессионалы со стажем работы до 3-х лет.
Выработка индивидуального стиля деятельности. Специалист включен в профессиональное сообщество, старается синтезировать требования, предъявляемые профессией к личности, и собственные индивидуальные особенности. Это - профессионалы со стажем работы более 3-х лет.
Психолог это специалист,
создающий благоприятную
Хотелось бы добавить, что
психология – одна из немногих профессий,
в которой возраст только приветствуется.
И это понятно. Вряд ли взрослый человек
с годами взрощенным клубком своих
проблем станет раскрывать душу перед
двадцатидвухлетней девушкой, даже если
она и очень хорошо образованна.
В работе психолога неотъемлемым
условием успеха является вотум безусловного
доверия со стороны клиента. Необходимо,
говоря профессиональным языком, возникновение
импатии между
Информация о работе Профессиональное становление начинающего психолога