Профессиональное становление начинающего психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 07:20, реферат

Описание работы

Ученые прогнозируют, что XXI век будет веком психологии, и явные тенденции, подтверждающие эти утверждения, мы видим уже сегодня: стремительно оформляются различные виды практико-психологической помощи населению. Таким образом, в ближайшее время будут востребованы специалисты-психологи, оказывающие эту помощь.
Психологи сопровождают человека (во всяком случае, в развитых странах) от колыбели до кладбища. Сегодня в западных социальных службах появляются новые специальности - специалист по психокоррекции трудновоспитуемых детей и психотерапевты, которые помогают пережить утрату близких. Не говоря уже о том, что психологи участвуют в бизнесе - от разработки продукта до его реализации.

Содержание

Введение 3
История становления психологии 4
Развитие профессии «Психолог» 9
Заключение 19
Использованная литература 20

Работа содержит 1 файл

реферат психолог.docx

— 61.79 Кб (Скачать)

·  в условиях быстро обновляющейся жизни современного общества совершенствование профессионального образования любого типа и уровня (в частности, и подготовки психологов) предполагает постоянное моделирование и даже проектирование соответствующей трудовой деятельности. А это в свою очередь предполагает глубокую ретроспекцию в область профессиональной культуры, истории профессии;

·  адекватная система ценностных представлений профессионала, совершенно необходимая для построения педагогической системы подготовки специалиста, возможна только при условии глубокой исторической ретроспективы;

·  система подготовки психологов в вузе предполагает формирование профессионального самосознания; это в свою очередь означает, что должна быть построена по возможности полная картина всего незримого сообщества, включающего и ряд предшествующих поколений, обогатившего культуру не только теориями, но и практическими умениями, жизненно значимыми событиями, построенными на психологическом знании.

Обратимся к вопросу о  том, какой психолог предшествовал "советскому". Представим себе начало XX века в России, институциализирована (как-то представлена в специальных  учреждениях – учебных заведениях) лишь определенного рода умозрительная  и ориентированная на идеалистическую  философию наука о душе, мало связанная  с основными явлениями общественной жизни (а это, прежде всего, развитие капитализма в стране). Наряду с  отмеченным порождается и вторгается в жизнь неофициальная психология, творимая врачами, инженерами, фабричными инспекторами и другими работниками, ввергнутыми в общественные, производственные процессы.

Дореволюционная психология в России неоднородна, как и советская  психология, и еще менее интегрирована, характеризуется противостояниями, взаимным неприятием или просто игнорированием некоторых своих составляющих (официальной и неофициальной областей производства и применения душеведческого знания), некоторой динамикой, фазами развития. Нет речи о едином профессиональном самосознании соответствующих работников как психологов.

Все грандиозные исторические процессы, связанные с лишь отчасти  разобранными выше, нет возможности  здесь даже упомянуть. Но нам достаточно в конечном счете хотя бы почувствовать  явления, факты существования и  развития тех профессиональных функций, которые сейчас так или иначе  числятся за психологами. Разумеется, затронутые вопросы требуют систематического изучения на эмпирическом материале; и  это может привести не обязательно  к простому подтверждению или  отрицанию предложенной выше гипотезы, но также и к ее продуктивным переформулировкам.

Профессионально важные качества личности психолога принято особо выделять способность к эмпатии, рефлексии, и профессиональному психологическому мышлению, особенностью которого является необходимость обобщенного и опосредованного познания психологического механизма поступков человека, ведущих к нахождению способов эффективного взаимодействия с ним в условиях профессиональной деятельности. Полный вариант профессиограммы практического психолога представлен в таблице 1.

 

Профессиограмма психолога Овчарова Р.В.(табл.1)

№ п/п

Личностные особенности, профессиональные умения 

1.

Стремление понять позицию другого

2.

Дружелюбие, общительность

3.

Способность стать  лидером

4.

Вежливость

5.

Руководство здравым  смыслом, следование предписаниям

6.

Жизнерадостность

7.

Терпеливость, упорство

8.

Большое чувство  ответственности

9.

Способность выполнять  разнообразную работу

10.

Энтузиазм в трудовой деятельности

11.

Тщательность действий

12.

Самостоятельность суждений

13.

Аккуратность и  последовательность в работе

14.

Способность к планированию своего будущего

15.

Способность к устным высказываниям

16.

Хорошая память

17.

Способность обучать  других

18.

Умение заботиться о людях


 

Профессиональное  самосознание практического психолога формируется в процессе профессиональной самоидентификации. Профессиональная самоидентификация - это процесс самоотождествления с другими представителями профессиональной среды (реальной или идеальной) на основе устоявшихся эмоциональных связей, обеспечивающих стабилизацию профессиональной деятельности и профессионального развития.

Она представляет собой механизм «врастания» в профессию, результатом  которого является формирование профессиональной идентичности - одной из составляющих Я-образа взрослого человека.

Установление своей идентичности в профессиональной деятельности, согласно концепции Э. Эриксона, - важнейшая  задача, встающая перед человеком  в период юности и ранней взрослости. Формирование идентичности - непрекращающийся процесс, целью которого на этом возрастном этапе является достижение генеративности - осознания определенной жизненной  продуктивности. Активная профессиональная деятельность представляет собой для молодого человека один из наиболее доступных путей к самореализации, которой, однако, может препятствовать множество объективных и субъективных факторов.

Становление профессиональной идентичности специалиста-психолога - особый процесс, во многом отличный от своих аналогов, связанных с другими  сферами деятельности. Эта профессия  предъявляет особые требования к  личности человека, благодаря чему в процессе обучения студент в  большей или меньшей степени  приобретает такие личностные особенности, как интернальность, рефлексивность, способность к эмпатии. Хотя эти  качествам традиционно присваиваются  оценки со знаком «плюс», в реальности они могут выступать «фактором  риска» психоэмоциональной дезадаптации. Соответственно, становление профессиональной идентичности психолога - очень уязвимый процесс.

К настоящему моменту в  исследованиях выявлены этапы становления  профессиональной идентичности психолога.

На первом этапе происходит самоопределение в конкретной профессиональной ситуации. Психолог находит смысл в выполнении определенных профессиональных функций, и, освоив несколько методических приемов, предпочитает пользоваться только ими. Формула этого типа выглядит так: «Я умею работать со ШТУРом» .

Второй этап характеризуется самоопределением на конкретном профессиональном посту. Спектр профессиональных знаний, умений и навыков расширяется, однако возможность смены места работы оценивается человеком как крайне нежелательная.

В рамках третьего этапа  психолог самоопределяется в специализации. Этот этап характеризуется гибкостью в выборе работы, активным использованием разнообразных профессиональных навыков.

И, наконец, четвертый этап позволяет психологу самоопределиться в профессии, ограничить проблемное поле своих профессиональных интересов, стать субъектом профессиональной психологической деятельности в полном смысле этого слова.

Исследования И.Б. Терешкиной показывают, что идентификация с  образом успешного профессионала  сопровождается интериоризацией норм поведения, этических ценностей  и приданием им личностного смысла.

Профессиональная идентификация  психологов происходит в процессе формирования биполярной оценочной шкалы, полюсами которой являются образы «плохой  психолог» и «хороший психолог». Первый образ представляет собой  отрицательную идентификационную  модель, второй содержит представления  о позитивном «Я». Профессиональная идентификация психолога-студента начинается во многом за счет отрицания  «негативного» личностного типа и способа поведения, которым  ни в коем случае нельзя следовать. Образ «идеального психолога» формируется  только к окончанию вузовского обучения, причем модель успешного профессионала  принимается в качестве цели и  ориентира собственного развития.

Профессиональное  становление психолога представляет особый интерес. Практика оказания психологической помощи требует не только специальных знаний и умений, но и обладания определенными личностными качествами. Как зарубежные, так и отечественные мастера, описывая свой опыт (Д. Коттлер, Дж. Бьюд-женталь, И. Ялом), ссылаются на то, что именно личностные особенности психолога (такие, как эмпатия, забота, толерантность и другие) способствуют успеху в деятельности в большей мере, чем владение технологиями. Поэтому обладание определенными характеристиками для психолога-практика является вопросом профессиональной успешности. Требования к личности предъявляются при подготовке и в других профессиях (например, врачей, педагогов, военных и т.д.), но при обучении психологов они не только провозглашаются - наличие их оценивается. Поэтому в профессиональном становлении психолога процессы целенаправленного формирования личности (и в первую очередь, самоформирования) занимают центральное место. Мотивация на выработку у себя определенных качеств зависит, в свою очередь, от таких личностных структур, как самооценка, представление о себе реальном (Я - реальный) и идеальном образе самого себя (Я - идеал). Они интегрированы в понятие Я - концепция. Проанализировав существующее у разных авторов понимание Я - концепции (У. Джемс, К. Роджерс, Бернс, М. Розен-берг, В.В. Столин и т.д.), в качестве рабочего определения мы выбрали следующее: «Я - концепция - это относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с его оценкой и сложившаяся на основе последовательного обращения с ним окружающих».

Соответственно под профессиональной Я - концепцией мы понимаем представление  о себе и своих особенностях в  рамках требований, предъявляемых данной специальностью, а также представление об идеальном профессионале. Таким образом, динамика Я - концепции и её составляющей - профессиональной Я - концепции - и являлась предметом нашего исследования. При анализе литературы (Ю. П. Пова-ренков, А. К. Маркова, Е. А. Климов и т.д.) мы пришли к выводу, что профессиональная составляющая Я - концепции появляется ещё на этапе до начала профессионального обучения и не продолжает развиваться после окончания вуза. В связи с этим в нашем исследовании мы ставили целью проследить динамику профессиональной Я - концепции, начиная с допрофессионального уровня и до того времени, когда профессионал приобретает некоторый опыт. В качестве этапов профессионализации были выделены следующие:

Допрофессиональный. Можно  говорить о сформировавшемся интересе: направление профессиональной деятельности выбрано, но специальность - еще нет. На этом этапе находятся старшие  школьники, обучающиеся в профессиональных классах.

Выбор профессии. Люди выбрали  профессию (хотя и с различной  степенью осознанности), но еще мало знакомы со спецификой профессиональной деятельности. Это студенты в начале обучения.

Начало профессионального  становления. Круг будущих профессиональных обязанностей известен, и были совершены  профессиональные пробы. На этом этапе  находятся студенты старших курсов, прошедшие производственную практику.

Профессиональная адаптация.

Это начало самостоятельной  профессиональной деятельности. Происходит вхождение в профессиональное сообщество и одновременная адаптация к имеющимся требованиям. На этом этапе находятся профессионалы со стажем работы до 3-х лет.

Выработка индивидуального  стиля деятельности. Специалист включен  в профессиональное сообщество, старается  синтезировать требования, предъявляемые  профессией к личности, и собственные  индивидуальные особенности. Это - профессионалы  со стажем работы более 3-х лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Психолог это специалист, создающий благоприятную атмосферу  для раскрытия творческого потенциала человека на развитие себя самого. Специалисты-психологи способны работать в системе образования, здравоохранения, службах занятости населения, кадровых подразделениях предприятий, в консультационных и реабилитационных, службе семьи, правоохранительных органах и силовых структурах, в средствах массовой информации. Сферами деятельности психолога являются: консультационная, диагностическая, коррекционная, экспертная, учебно-воспитательная, научно-исследовательская, культурно-просветительная и т.д. В профессиональном становлении психолога процессы целенаправленного формирования личности (и в первую очередь, самоформирования) занимают центральное место.

Хотелось бы добавить, что  психология – одна из немногих профессий, в которой возраст только приветствуется. И это понятно. Вряд ли взрослый человек  с годами взрощенным клубком своих  проблем станет раскрывать душу перед  двадцатидвухлетней девушкой, даже если она и очень хорошо образованна. В работе психолога неотъемлемым условием успеха является вотум безусловного доверия со стороны клиента. Необходимо, говоря профессиональным языком, возникновение  импатии между взаимодействующими сторонами. Без этого вряд ли можно  сказать, что, чем старше психолог, тем  лучше. Человек, умудренный личным опытом, в любом случае вызывает больше доверия, особенно, когда ждешь от него помощи или доброго совета.

Информация о работе Профессиональное становление начинающего психолога