Профессиональное становление начинающего психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 07:20, реферат

Описание работы

Ученые прогнозируют, что XXI век будет веком психологии, и явные тенденции, подтверждающие эти утверждения, мы видим уже сегодня: стремительно оформляются различные виды практико-психологической помощи населению. Таким образом, в ближайшее время будут востребованы специалисты-психологи, оказывающие эту помощь.
Психологи сопровождают человека (во всяком случае, в развитых странах) от колыбели до кладбища. Сегодня в западных социальных службах появляются новые специальности - специалист по психокоррекции трудновоспитуемых детей и психотерапевты, которые помогают пережить утрату близких. Не говоря уже о том, что психологи участвуют в бизнесе - от разработки продукта до его реализации.

Содержание

Введение 3
История становления психологии 4
Развитие профессии «Психолог» 9
Заключение 19
Использованная литература 20

Работа содержит 1 файл

реферат психолог.docx

— 61.79 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Северо-Восточный федеральный  университет имени М.К. Аммосова»

Педагогический институт

 

 

 

 

 

Профессиональное  становление начинающего психолога

(реферат)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Якутск. 2013

 

Оглавление

Введение 3

История становления психологии 4

Развитие  профессии «Психолог» 9

Заключение 19

Использованная  литература 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ученые прогнозируют, что XXI век будет веком психологии, и явные тенденции, подтверждающие эти утверждения, мы видим уже  сегодня: стремительно оформляются  различные виды практико-психологической  помощи населению. Таким образом, в  ближайшее время будут востребованы специалисты-психологи, оказывающие  эту помощь. 
Психологи сопровождают человека (во всяком случае, в развитых странах) от колыбели до кладбища. Сегодня в западных социальных службах появляются новые специальности - специалист по психокоррекции трудновоспитуемых детей и психотерапевты, которые помогают пережить утрату близких. Не говоря уже о том, что психологи участвуют в бизнесе - от разработки продукта до его реализации.

Глубокое знание психологии никогда не подводило: даже выпускники психфаков советских вузов, часто  не имевшие возможности устроиться непосредственно по специальности, пользуясь осведомленностью о природе  и механизмах человеческих страстей, удачно устраивались на партийные должности  или в уютные конторы. А сегодня  такие выпускники незаменимы. Психологи  работают с президентами и чемпионами, консультируют ученых и артистов. 
 

 

 

 

 

 

 

История становления психологии

 

Античность. Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума. До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла лишь классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинства других наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля, в своём трактате «О душе» давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования.

Средние века. Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами, начиная сФомы Аквинского, были заимствованы идеи Аристотеля. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина (Авиценна).

Новое время. В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Его современникОттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле.

XVIII век                                                                     Рудольф Гоклениус

Девятнадцатый век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук.

Главное имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.

XX век. Первые десятилетия

Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго). В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности. Идеи первой психоаналитической школы Зигмунда Фрейда развивали также Альфред Адлер и Карл Густав Юнг.

В США активно развивается бихевиоризм — основанная Дж. Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работах И. П. Павлова и Э. Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы.

В Германии развивается гештальтпсихология (М.ертгеймер, К.Коффка, В.Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить «кирпичики», из которых построено сознание, напротив, они полагали основным своим законом, что «целое всегда больше суммы составляющих его частей». В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления.

Первая мировая война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь — психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки возможностей солдат. Разрабатываются тесты интеллекта (А. Бине, Р.Йеркс).

1930—1940-е  годы

В Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены эмигрировать в США. Гештальтпсихология практически прекращает своё существование, однако К. Левин и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии. Тем не менее такие мыслители как Карл Густав Юнг и Мартин Хайдегер остаются работать в нацисткой Германии. Юнг продолжает развивать свое учение о коллективном бессознательном, в 1934 году он выпускает одну из своих фундаментальных работ «Архетипы и коллективное бессознательное».

Среди бихевиористов, с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные (Э. Толмен, К. Халл), с другой стороны Б. Ф. Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения.

Ж. Пиаже публикует результаты исследований мышления, в которых были обнаружены сходные типы ошибок у детей одного возраста, которых уже практически не встречается у более старших детей.

Л. С. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности.

Постановление 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов», ликвидировавшее педологию, на несколько десятилетий практически замораживает развитие психологической науки в СССР.

Вторая мировая война вызывает новый всплеск активности психологов в области прикладных технологий. Особое внимание уделяется социальной психологии и эргономике.

1950—1960-е годы

Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологической науки, активного  роста во множестве направлений. В современных учебниках большая  часть материала посвящена экспериментам  и исследованиям, проведённым именно в этот период.

Теория бихевиоризма не могла дать ответы на многие вопросы, которые ставила  перед наукой развивающаяся промышленность и военные технологии. Активно  развиваются техники модификации  поведения на основе теории бихевиоризма. Дж. Вольпе разрабатывает технику систематической десенсибилизации, которая оказывается весьма эффективной в лечении различных видов фобий.

Происходит бурное развитие социальной психологии в США. Проводят свои знаменитые исследования Соломон Аш, Музафер Шериф, Стэнли Милгрэм, Леон Фестингер и другие известные психологи.

В конце 60-х годов вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психология испытывает сильное влияние со стороны мистики; на волне успеха исследованийпсиходелических веществ и новых областей сознания возникает трансперсональная психология, а также развивается ряд школ тренингов личностного роста, из которых некоторые со временем превращаются в религиозные культы: (саентология, лайфспринг).

В 1966 году создаются факультеты психологии в МГУ и ЛГУ, а также кафедра психиатрии и медицинской психологии в РУДН, что демонстрирует прекращение 30-летних гонений на психологов. В заметной степени это было связано с появлением спроса на психологов на производстве и в армии. В СССР активно развивается инженерная психология. Однако в силу объективных причин отечественной психологии приходится оставаться крайне идеологизированной в соответствии с марксистско-ленинскими построениями, — данное обстоятельство придаст её дальнейшему развитию определённую специфику. И по сей день марксистско-ленинские теории так или иначе сохраняют влияние на программу подготовки специалистов-психологов в некоторых вузах России.

1970—1980-е годы

Происходит бурный рост когнитивной  психологии, которая шла по пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики как системы переработки  информации с ограниченной пропускной способностью. В этот период психология устанавливает активные связи с  лингвистикой, что стало неизбежным после «хомскианской революции»; возникает психолингвистика.

В остальных областях психологии происходит стабильный рост и накопление знаний, вместе с тем вновь обостряется  ощущение «вечного кризиса» психологической  мысли, так как ни одно из действующих  направлений не даёт надежды на скорое появление действительно полной и объясняющей поведение человека теории.

Развитие профессии «Психолог»

 

Отнесенность понятия "профессия" к психологии не очевидна. Во всяком случае, в наиболее распространенных у нас психологических словарях оно как таковое не раскрывается. Правда, отнесенность к нашей науке  такого составного термина (и соответствующего понятия), как "профессия психолога" сомнений вызывать не может.

Парадокс состоит в  том, что языковое, общественное сознание подводит понятие "профессия" под  категории "деятельность", "род  деятельности", а они являются для психологов теоретически очень  близкими. И, тем не менее, область  психологического изучения профессий, их возникновения, дифференциации, интеграции, отмирания освоена психологами, надо признать, еще мало. Мало продвинуты пока и вопросы изучения профессии  психолога как таковой.

Итак, в своей фундаментальной  основе "профессия" – это также  и психологическое понятие, если его рассматривать как частное  выражение деятельности. Не чуждыми  психологии являются и другие варианты понимания этого слова в научных  и научно-практических текстах –  как область приложения сил человека, как социально фиксированный  трудовой пост (могущий быть вакантным  и предполагающий, в частности, некоторую  психологическую пригодность человека к делу), как система выполняемых  человеком трудовых функций, как  определенная квалификация, опытность  специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным родом  деятельности.

Быть может, понятие "профессия" является в нашей науке чисто  отраслевым, т. е. относящимся исключительно  к психологии труда и инженерной психологии? В этом не было бы ничего плохого. Но ответ на этот вопрос не прост. Этимологически слово профессия  восходит к латинскому profiteri – "говорить публично", что осмысливалось  в свое время как "объявлять другим о своем деле, занятии, специальности". Для чего же объявлять? Чтобы кто-то узнал в продукте моей деятельности предмет своей потребности, чтобы установился диалог, состоялись обмен ценностями, удовлетворение потребностей. Таким образом, в феномене профессии исконно скрыты и общепсихологические, и социально-психологические события. Само собой разумеется, что профессия – это такое занятие, которому надо специально учиться; отсюда – понятие профессии "вклинивается" также в возрастную и педагогическую психологию.

Важность вопроса об истории  профессии, в частности профессии  психолога, обосновывается следующими соображениями:

·  общепсихологическая теория деятельности останется недостаточно общей, если будет строиться на фактах "ничьей" деятельности в "никакой" специальной области, как нередко и бывает;

· профессия (по крайней мере, в части случаев) может пониматься как некоторый исход из ситуации постоянно воспроизводящегося конфликта между личными качествами человека и объективными, нормативными требованиями деятельности; поэтому исследования в области психологии профессий и их истории могут быть полезны для построения общей теории конфликта;

· поскольку человек и профессия создают некоторую внутренне напряженную развивающуюся систему, изучение вопросов истории профессий может рассматриваться как источник полезной информации для построения общей теории прогрессивной эволюции систем;

· история культуры часто  понимается как история достижений в художественной деятельности; в  строгом значении слова предмет  рассмотрения здесь должен быть более  широким – без истории профессий  человечеству еще очень далеко до подлинной истории своей культуры;

Информация о работе Профессиональное становление начинающего психолога