Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 07:20, реферат
Ученые прогнозируют, что XXI век будет веком психологии, и явные тенденции, подтверждающие эти утверждения, мы видим уже сегодня: стремительно оформляются различные виды практико-психологической помощи населению. Таким образом, в ближайшее время будут востребованы специалисты-психологи, оказывающие эту помощь.
Психологи сопровождают человека (во всяком случае, в развитых странах) от колыбели до кладбища. Сегодня в западных социальных службах появляются новые специальности - специалист по психокоррекции трудновоспитуемых детей и психотерапевты, которые помогают пережить утрату близких. Не говоря уже о том, что психологи участвуют в бизнесе - от разработки продукта до его реализации.
Введение 3
История становления психологии 4
Развитие профессии «Психолог» 9
Заключение 19
Использованная литература 20
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
Педагогический институт
Профессиональное
становление начинающего
(реферат)
г.Якутск. 2013
Оглавление
Введение 3
История становления психологии 4
Развитие профессии «Психолог» 9
Заключение 19
Использованная литература 20
Ученые прогнозируют, что
XXI век будет веком психологии,
и явные тенденции, подтверждающие
эти утверждения, мы видим уже
сегодня: стремительно оформляются
различные виды практико-психологической
помощи населению. Таким образом, в
ближайшее время будут
Психологи сопровождают человека (во всяком
случае, в развитых странах) от колыбели
до кладбища. Сегодня в западных социальных
службах появляются новые специальности
- специалист по психокоррекции трудновоспитуемых
детей и психотерапевты, которые помогают
пережить утрату близких. Не говоря уже
о том, что психологи участвуют в бизнесе
- от разработки продукта до его реализации.
Глубокое знание психологии
никогда не подводило: даже выпускники
психфаков советских вузов, часто
не имевшие возможности устроиться
непосредственно по специальности,
пользуясь осведомленностью о природе
и механизмах человеческих страстей,
удачно устраивались на партийные должности
или в уютные конторы. А сегодня
такие выпускники незаменимы. Психологи
работают с президентами и чемпионами,
консультируют ученых и артистов.
Античность. Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума. До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла лишь классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинства других наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля, в своём трактате «О душе» давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования.
Средние века. Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами, начиная сФомы Аквинского, были заимствованы идеи Аристотеля. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина (Авиценна).
Новое время. В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Его современникОттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле.
XVIII век
Девятнадцатый век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук.
Главное имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.
XX век. Первые десятилетия
Самое начало двадцатого века отмечено
бурным ростом нескольких направлений.
С одной стороны, активно развивается психоанали
В США активно развивается бихевиоризм — основанная Дж. Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работах И. П. Павлова и Э. Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому треб
В Германии развивается гешталь
Первая мировая война стимулировала
развитие прикладных аспектов психологии,
в первую очередь — психодиагностики,
так как армии требовалось средство оценки
возможностей солдат. Разрабатываются тесты интеллек
1930—1940-е годы
В Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены эмигрировать в США. Гештальтпсихология практически прекращает своё существование, однако К. Левин и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии. Тем не менее такие мыслители как Карл Густав Юнг и Мартин Хайдегер остаются работать в нацисткой Германии. Юнг продолжает развивать свое учение о коллективном бессознательном, в 1934 году он выпускает одну из своих фундаментальных работ «Архетипы и коллективное бессознательное».
Среди бихевиористов, с одной стороны,
начинаются попытки, сохраняя естественно-научный
фундамент, внести в объяснение поведения
внутрипсихические переменные (Э. Толмен, К. Халл), с другой стороны Б. Ф. Скиннер развивае
Ж. Пиаже публикует результаты исследований мышления, в которых были обнаружены сходные типы ошибок у детей одного возраста, которых уже практически не встречается у более старших детей.
Л. С. Выготский формулирует основные принципы культурно-
Постановление 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов», ликвидировавшее педологию, на несколько десятилетий практически замораживает развитие психологической науки в СССР.
Вторая мировая война вызывает новый всплеск активности психологов в области прикладных технологий. Особое внимание уделяется социальной психологии и эргономике.
Эти десятилетия являются эпохой расцвета
психологической науки, активного
роста во множестве направлений.
В современных учебниках
Теория бихевиоризма не могла дать
ответы на многие вопросы, которые ставила
перед наукой развивающаяся промышленность
и военные технологии. Активно
развиваются техники
Происходит бурное развитие социальной психологии в США. Проводят свои знаменитые исследования Соломон Аш, Музафер Шериф, Стэнли Милгрэм, Леон Фестингер и другие известные психологи.
В конце 60-х годов вместе с ростом
популярности Нью-Эйдж-культуры психология испытывает сильное
влияние со стороны мистики; на волне успеха исследованийпсиходелических веществ и
новых областей сознания возникает тр
В 1966 году создаются факультеты психологии в МГУ и ЛГУ, а также кафедра психиатрии и медицинской психологии в РУДН, что демонстрирует прекращение 30-летних гонений на психологов. В заметной степени это было связано с появлением спроса на психологов на производстве и в армии. В СССР активно развивается инженерная психология. Однако в силу объективных причин отечественной психологии приходится оставаться крайне идеологизированной в соответствии с марксистско-ленинскими построениями, — данное обстоятельство придаст её дальнейшему развитию определённую специфику. И по сей день марксистско-ленинские теории так или иначе сохраняют влияние на программу подготовки специалистов-психологов в некоторых вузах России.
Происходит бурный рост когнитивной
психологии, которая шла по пути
постепенного опровержения своих исходных
постулатов о сущности человеческой
психики как системы
В остальных областях психологии происходит
стабильный рост и накопление знаний,
вместе с тем вновь обостряется
ощущение «вечного кризиса» психологической
мысли, так как ни одно из действующих
направлений не даёт надежды на скорое
появление действительно полной
и объясняющей поведение
Отнесенность понятия "профессия" к психологии не очевидна. Во всяком случае, в наиболее распространенных у нас психологических словарях оно как таковое не раскрывается. Правда, отнесенность к нашей науке такого составного термина (и соответствующего понятия), как "профессия психолога" сомнений вызывать не может.
Парадокс состоит в том, что языковое, общественное сознание подводит понятие "профессия" под категории "деятельность", "род деятельности", а они являются для психологов теоретически очень близкими. И, тем не менее, область психологического изучения профессий, их возникновения, дифференциации, интеграции, отмирания освоена психологами, надо признать, еще мало. Мало продвинуты пока и вопросы изучения профессии психолога как таковой.
Итак, в своей фундаментальной
основе "профессия" – это также
и психологическое понятие, если
его рассматривать как частное
выражение деятельности. Не чуждыми
психологии являются и другие варианты
понимания этого слова в
Быть может, понятие "профессия" является в нашей науке чисто отраслевым, т. е. относящимся исключительно к психологии труда и инженерной психологии? В этом не было бы ничего плохого. Но ответ на этот вопрос не прост. Этимологически слово профессия восходит к латинскому profiteri – "говорить публично", что осмысливалось в свое время как "объявлять другим о своем деле, занятии, специальности". Для чего же объявлять? Чтобы кто-то узнал в продукте моей деятельности предмет своей потребности, чтобы установился диалог, состоялись обмен ценностями, удовлетворение потребностей. Таким образом, в феномене профессии исконно скрыты и общепсихологические, и социально-психологические события. Само собой разумеется, что профессия – это такое занятие, которому надо специально учиться; отсюда – понятие профессии "вклинивается" также в возрастную и педагогическую психологию.
Важность вопроса об истории профессии, в частности профессии психолога, обосновывается следующими соображениями:
· общепсихологическая теория деятельности останется недостаточно общей, если будет строиться на фактах "ничьей" деятельности в "никакой" специальной области, как нередко и бывает;
· профессия (по крайней мере, в части случаев) может пониматься как некоторый исход из ситуации постоянно воспроизводящегося конфликта между личными качествами человека и объективными, нормативными требованиями деятельности; поэтому исследования в области психологии профессий и их истории могут быть полезны для построения общей теории конфликта;
· поскольку человек и профессия создают некоторую внутренне напряженную развивающуюся систему, изучение вопросов истории профессий может рассматриваться как источник полезной информации для построения общей теории прогрессивной эволюции систем;
· история культуры часто
понимается как история достижений
в художественной деятельности; в
строгом значении слова предмет
рассмотрения здесь должен быть более
широким – без истории
Информация о работе Профессиональное становление начинающего психолога