Профессиональное самоопределение подростков с нарушенным слухом

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 02:02, статья

Описание работы

В статье представлены результаты экспериментального изучения особенностей профессионального выбора подростков с нарушенным слухом в сравнении со сверстниками, имеющих нормальный уровень развития. Намечены пути профориентационной работы.

Работа содержит 1 файл

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ (Пяшкур Ю.С., г. Шадринск, Россия).doc

— 78.00 Кб (Скачать)

– знакомство с участниками занятий;

– развитие интереса к занятиям.

  1. Конструктивно-формирующий этап (20 занятий).

Задачи:

 – развитие  профессиональных интересов учащихся  с нарушениями слуха;

– повышение  осведомленности учащихся о мире профессии;

– формирование самостоятельности при выборе профессии;

    1. Этап обобщающее-закрепляющий (5 занятий).

Задачи:

– обобщение и закрепление сформированных на предыдущих этапах знаний;

– формирование и закрепление доверительных отношений между участниками группы.

Данная программа включает в себя следующие этапы:

Ориентировочный этап. Основными задачами ориентировочного этапа являются, установление эмоционально-позитивного контакта между психологом и ребенком, как правило, предшествует первому посещению игрового сеанса, поскольку знакомство с психологом происходит еще на этапе диагностического психологического обследования. Психолог знакомит детей с игровой комнатой, игрушками. Наиболее результативными были такие упражнения как: «Знакомство»; Беседа-обсуждение что такое «профессия, деятельность, мотив?»; «Актеры»; «Найди профессию».

Конструктивно - формирующий этап. Данный этап занимает центральное место в коррекционном процессе и по важности решаемых здесь задач, и по многообразию используемых игр, упражнений, приемов и техник, и по продолжительности. Это самый длительный этап работы, составляющий почти 2/3 от общего времени занятий. Наиболее результативными были следующие упражнения: «В мире профессий»; «Покажи без слов»; «Разминка»; «Определи профессию»; «По горячим следам»; «Перевертыш»; «Внимание, розыск!»; «Автопортрет».

Обобщающе - закрепляющий этап. Этот этап призван обеспечить обобщение сформированных в процессе коррекционной работы адекватных способов коммуникации и поведения ребенка и создать условия для их переноса в реальную жизнедеятельность, утвердить новые возможности ребенка в практике его повседневной жизни. Использовались упражнения: «Кроссворд по профессиям»; «Кто есть кто?».

Ожидаемые результаты:

– повышение осведомленности учащихся о мире профессии;

– повышение профессиональной грамотности подростков с нарушениями

слуха;

– перенос полученных знаний и навыков в реальную жизнь.

Профессиональная ориентация в обучении и воспитании школьников реализуется в ходе всего учебно-воспитательного  процесса и должна помочь подросткам выбрать себе профессию с учетом, как потребности общества, региона, так и своих интересов и способностей [4].

Данная программа может  быть использована специальными практическими психологами и сурдопедагогами при работе с подростками с нарушенным слухом. Разработанная и апробированная нами программа с использованием является эффективной для развития профессионального самоопределения.

Таким образом, в связи  с постоянно изменяющимися условия  рынка профессии, одной из важнейших  задач школы для детей с  нарушенным слухом должна стать подготовка подрастающего поколения к сознательному  труду. И решению этой задачи должна помочь организация системной работы в школе профориентации. Профессиональная ориентация – сложная, многогранная проблема: государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам.

 

Библиографический список

 

  1. Алексеевских Д.Ю. Профессиональная ориентация старшеклассников с нарушением слуха в условиях клубной работы: Автореф. дис. … канд. пед. наук: Москва, 2004.
  2. Толковый словарь С.И. Ожегова: http://www.ozhegov.ru/slovo/46585.html
  3. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии, Москва, Педагогика, 1976.
  4. Коротовских Е.В. Психолого – педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков с нарушенным слухом//Мир науки, культуры, образования. – 2011. - №4.

Информация о работе Профессиональное самоопределение подростков с нарушенным слухом