Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 02:02, статья
В статье представлены результаты экспериментального изучения особенностей профессионального выбора подростков с нарушенным слухом в сравнении со сверстниками, имеющих нормальный уровень развития. Намечены пути профориентационной работы.
Профессиональное самоопределение подростков с нарушенным слухом
В статье представлены результаты экспериментального изучения особенностей профессионального выбора подростков с нарушенным слухом в сравнении со сверстниками, имеющих нормальный уровень развития. Намечены пути профориентационной работы.
Современная ситуация развития общества и многочисленные исследования в области педагогики и образования убедительно свидетельствуют о том, что сегодня необходимо предоставление человеку такого образования, который позволит впоследствии, в связи с непредвиденно изменяющимися обстоятельствами социума, быстро и мобильно избрать стратегию жизненной карьеры, самостоятельно и осознанно определив наиболее актуальные приоритеты. Реалии требуют, чтобы каждый обучающийся стал действительно участником практико-ориентированного познания, создателем и носителем профессионализма, его реализации в своей жизнедеятельности. С процессом образования тесно связана проблема самоопределения подростков.
Профессиональное самоопределение личности, процесс более длительный, чем профессиональное обучение, а также более индивидуализированный, субъектно-личностный.
Анализ научных публикаций позволяет сделать вывод, что в последние годы разработка теоретических и практических проблем профессионального самоопределения и профориентации значительно активизировалась. Созданы системы профориентации, вооружающей школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; разработка диагностических методик изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д. Шадриков, Н.П. Воронин, Ю.М. Забродин и др.); научное обоснование теоретических и методических основ профессионального консультирования молодежи, создание банка профессио-карт (Е.А. Климов); разработка системного подхода к профориентации школьников (В.Ф. Сахаров, Н.К. Степаненков).
Профессиональная подготовка детей с нарушениями слуха – это область образования, базирующаяся на общих принципах педагогической науки и, вместе с тем, требующая специальных исследований. Вопросам профессионального самоопределения, обучения и профориентации неслышащих посвящены работы В.А. Борисовой; Н.И. Букуна; В.М. Вельгуса; В.А. Влодавец; А.П. Гозовой; Д.Ю. Алексеевских и др., в то время как проблемы особенностей профессионального самоопределения глухих и слабослышащих малоизучены [1].
Целевой доминантной нашего исследования является теоретическое обоснование профессионального самоопределения подростков с нарушением слуха и экспериментальное изучение сформированности профессиональных интересов у неслышащих подростков.
Термин «самоопределение»
рассматривается в научной
Самоопределение не существует само по себе: самоопределяется человек, субъект, обладающий собственным внутренним миром, функционирующим благодаря индивидуальному сочетанию природной основы, системы психологических процессов, условий микро– и макросоциума (специфика институтов социализации, взаимодействий и взаимоотношений, складывающихся в них, особенности общественных отношений), личностной активности и опыту жизнедеятельности. Невозможность существовать в отрыве от своего носителя задает основную характеристику самоопределения – принадлежность субъекту, обосновывающую необходимость его рассмотрения в аспекте целостной, многогранной проблемы – человек. Таким образом, главными характеристиками самоопределения являются: принадлежность субъекту, процессуальность, сознательность, самостоятельность.
Согласно точке зрения С.Л. Рубинштейна, в качестве сознательно вырабатываемого отношения к миру самоопределения представляет собой путь саморазвития личности. Это положение автор поясняет на примере двух способов существования человека. Один из них – это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, которая характеризуется отсутствием отношения к жизни в целом. Второй же способ связан с философским осмыслением жизни, с выработкой общего к ней отношения. Ученый связывает его с появлением рефлексии, придающей каждому поступку характер философского суждения [3]. В этом для человека как существа сознательного и заключается самоопределение. В трудах отечественных ученых феномен профессионального самоопределения представлен в двух аспектах:
1. Профессиональное
самоопределение, как часть
2. Профессиональное
Профессиональная подготовка в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями слуха и в массовой общеобразовательной школе имеют существенные отличия. Во-первых, глухие и слабослышащие приступают к курсу профессиональной подготовки позднее, чем слышащие, и на прохождение этого курса им требуется больше времени. Во-вторых, специфика профессионального обучения неслышащих обусловлена недостаточным уровнем развития речи. В-третьих, значительно ограничен круг специальностей, по которым могут учиться лица с нарушениями слуха, поэтому специальная школа зачастую является заключительным звеном образования рассматриваемой категории учащихся. В-четвертых, учащиеся с нарушенным слухом в целом слабо ознакомлены о разнообразии видов труда и профессии, недостаточно осведомлены о содержании, характере, условиях труда, что приводит к однообразию в выборе профессии, недостаточной устойчивости интересов.
Ведущим фактором, обусловливающим уровень самоопределения глухих и слабослышащих, является развитость и надежность системы специального образования. В связи с этим первоочередной задачей школы является ознакомление глухих и слабослышащих учащихся со значительно большим количеством профессий, особенно с теми, которые им вполне доступны.
В настоящей публикации приводятся краткие результаты исследования сформированности профессиональных интересов глухих и слабослышащих детей. Исследование проводился на базе СКОУ №11 для глухих детей (г. Шадринск) и СКОУ № 33 для слабослышащих детей (г. Тюмень). В исследовании участвовало 37 учащихся с нарушением слуха (14 глухих, 23 слабослышащих) средних и старших классов, а так же 41 ученик с нормальным уровнем развития в возрасте от 12 – 19 лет.
На этапе констатирующего
эксперимента мы использовали следующие диагностические методики: методика
«Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова);
методика «Профессиональная готовность»
(А.П. Чернявская); методика «Дифференциально-
Обобщая полученные данные, можно констатировать, что все дети с нарушенным слухом имеют разную степень несформированность профессиональных интересов.
Методика «Мотивы выбора профессии» показала, что у 56,3 % детей с нарушением слуха (НС) повлияли на выбор профессии внутренние мотивы (общественная и личная значимость, влияние средств массовой коммуникации – 17,1%). Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления. У 43,7% в большей степени на выбор профессии повлияли внешние мотивы (заработок, стремление к престижу, влияние родителей и друзей). У детей с нормальным уровнем развития (НУР) знакомые явились решающим фактором лишь в 7,3 % случаев, главным образом дети называли профессии своих родственников или хороших знакомых. В 17,1% случаев дети массовых школ выделили в своих ответах влияние средств массовой коммуникации. Следуют отметить, что только 13,5% выдели в своих ответах влияние СМИ, хотя при анализе ответов, мы отметили, что глухие влияние СМИ не отмечали вообще, данное процентное отношение – это ответы слабослышащих. Эту особенность можно объяснить сенсорной недостаточностью. В норме 22,1% и 13,5% детей с нарушеным слухом считают, что сделали профессиональный выбор абсолютно самостоятельно. Полученные данные занесены в таблицу 1.
Таблица 1
Сводные данные по методике «Мотивы профессионального выбора»
(Р.В. Овчарова)
мотив выбора |
значимость (обществ. личност.) |
сам |
СМИ |
родители, знакомые |
заработок |
престиж |
НС |
5,4% |
13,5% |
13,5% |
32,4% |
10,8% |
24,4% |
НУР |
17,1% |
22,1% |
17,1% |
7,3% |
22,1% |
14,3% |
Анализируя данные методики «Профессиональная готовность», было выявлено, что 40,5% неслышащих учащихся не любят планировать свою жизнь и принимать самостоятельные решения (в большей степени глухие). 40,5% неслышащих детей интересуются различными сферами деятельности, узнают новое о профессиях, учащиеся предпочитают обдуманное принятие решения, любят планировать свою жизнь и принимать важные решения. В 19% случаев ученики с нарушением слуха эмоциональны, принятие решения зависит от настроения, боятся ответственности и не любят планировать свою жизнь. Важно отметить, что профессиональные интересы учащихся с нарушенным слуха малодифференцированные. Существенная часть из них не могла назвать конкретно интересующую их профессию или специальность, а указывала сферу интересующей трудовой деятельности. Среди учащихся с нарушенным слуха 64,9 % ориентированы на продолжение образования, из них 40,5 % стремятся получить среднее специальное образование, остальные – высшее. Из этих учащихся опыта работы в выбранной ими сфере профессионального труда нет ни у кого.
Среди учащихся с нормальным уровнем развития 70,3% ориентированы на продолжение образования, из них 17,1% стремятся получить среднее специальное образование, остальные – высшее. Подростки подходят адекватно к оценке своих способностей (готовятся к сдаче вступительных экзаменов, занимаются с репетиторами).
Для исследования профессиональных
интересов наших испытуемых мы использовали
дифференциальный диагностический
опросник Е.А. Климова (ДДО), который
традиционно применяется для
определения сферы
Согласно полученным данным, можно сделать вывод, что 41,4% учащихся с нарушением слуха склонны к типу профессии «человек – человек». При этом дети не всегда адекватно оценивают свои физические возможности, уровень развития речи и произношения в частности. В 26,8% случаев учащихся с нарушением слуха привлекают профессии «человек – природа» и 26,8% учащихся склонны к типу профессии «человек – техника», труд в которых направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В 5% случаев подростки с нарушением слуха склонны к типу профессии «человек – знак» труд, который направлен на обработку информации (сведений). Никто из учащихся не поставил для себя на первое место тип профессии «человек – художественный образ. Важно отметить, что профессиональные интересы глухих малодифференцированные. Многие называли одновременно и профессию, специальность, сферу деятельности. Однако подростки не могли назвать конкретно интересующую их профессию, ответы были похожи на простое перечисление профессий, которые подросткам знакомы из повседневной жизни.
В отличие от неслышащих сверстников, подростки без сенсорного недостатка проявляют примерно равный интерес к профессии типа «человек – знак», «человек – техника», «человек – человек». Из устной беседы выяснилось, что нормально развивающиеся сверстники интересуются такими сферами труда, как «общение с людьми», «коммерция», «сфера услуг». В 17,1 % случаев подростки с НУР склонны к типу профессии «человек – художественный образ». Дети отмечали у себя творческие способности, которые активно развивают на секциях, кружках, и подростки хотели бы связать с этими увлечениями свою дальнейшую профессию. Полученные данные по методике мы занесли в таблицу 2.
Таблица 2
Сводные данные по методики ДДО (Е.А. Климов)
Сфера деят-ти |
Ч-П |
Ч-З |
Ч-Т |
Ч-Ч |
Ч-Хо |
Дети с НС |
26,8% |
5% |
26,8% |
41,4% |
– |
Дети с НУР |
7,5% |
26,8% |
24,3% |
24,3% |
17,1% |
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что к своему профессиональному будущему подростки с нарушенным слухом предъявляют достаточно высокие требования. Их профессиональные интересы развиваются параллельно профессиональных интересов слышащих сверстников, хотя отличаются качественными новообразованиями. Подростки крайне не объективны в своих выборах, с точки зрения слухового дефекта, обладают менее выраженной степенью осознанности выбора.
Полученные нами данные говорят о необходимости проведения коррекционной работы. Нами была разработана коррекционно-развивающая программа, целью которой явилось развитие профессиональных интересов у подростков с нарушенным слухом. В соответствии с целью, были сформированы следующие задачи коррекционной программы:
– развитие профессиональных интересов детей с нарушенным слухом;
– формирование профессионального самоопределения подростков с нарушенным слухом;
– повышение профессиональной грамотности у подростков с нарушенным слухом.
Этапы программы:
Задачи:
– установление эмоционально-позитивного контакта с детьми;
Информация о работе Профессиональное самоопределение подростков с нарушенным слухом