Профессиональное самоопределение подростков с нарушенным слухом

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 02:02, статья

Описание работы

В статье представлены результаты экспериментального изучения особенностей профессионального выбора подростков с нарушенным слухом в сравнении со сверстниками, имеющих нормальный уровень развития. Намечены пути профориентационной работы.

Работа содержит 1 файл

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ (Пяшкур Ю.С., г. Шадринск, Россия).doc

— 78.00 Кб (Скачать)

Профессиональное самоопределение подростков с нарушенным слухом

 

В статье представлены результаты экспериментального изучения особенностей профессионального выбора подростков с нарушенным слухом в сравнении со сверстниками, имеющих нормальный уровень развития. Намечены пути профориентационной работы.

 

Современная ситуация развития общества и многочисленные исследования в области педагогики и образования  убедительно свидетельствуют о  том, что сегодня необходимо предоставление человеку такого образования, который позволит впоследствии, в связи с непредвиденно изменяющимися обстоятельствами социума, быстро и мобильно избрать стратегию жизненной карьеры, самостоятельно и осознанно определив наиболее актуальные приоритеты. Реалии требуют, чтобы каждый обучающийся стал действительно участником практико-ориентированного познания, создателем и носителем профессионализма, его реализации в своей жизнедеятельности. С процессом образования тесно связана проблема самоопределения подростков.

Профессиональное самоопределение личности, процесс более длительный, чем профессиональное обучение, а также более индивидуализированный, субъектно-личностный.

Анализ научных публикаций позволяет сделать вывод, что  в последние годы разработка теоретических  и практических проблем профессионального самоопределения и профориентации значительно активизировалась. Созданы системы профориентации, вооружающей школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; разработка диагностических методик изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д. Шадриков, Н.П. Воронин, Ю.М. Забродин и др.); научное обоснование теоретических и методических основ профессионального консультирования молодежи, создание банка профессио-карт (Е.А. Климов); разработка системного подхода к профориентации школьников (В.Ф. Сахаров, Н.К. Степаненков).

Профессиональная подготовка детей с нарушениями слуха  – это область образования, базирующаяся на общих принципах педагогической науки и, вместе с тем, требующая специальных исследований. Вопросам профессионального самоопределения, обучения и профориентации неслышащих посвящены работы В.А. Борисовой; Н.И. Букуна; В.М. Вельгуса; В.А. Влодавец; А.П. Гозовой; Д.Ю. Алексеевских и др., в то время как проблемы особенностей профессионального самоопределения глухих и слабослышащих малоизучены [1].

Целевой доминантной  нашего исследования является теоретическое  обоснование профессионального  самоопределения подростков с нарушением слуха и экспериментальное изучение сформированности профессиональных интересов у неслышащих подростков.

Термин «самоопределение»  рассматривается в научной литературе в различных аспектах. Первая часть  слова («само…») указывает на обращенность к самому себе, в самого себя или направленность на самого себя; вторая часть («определение», от слова «определить») – с точностью выяснить, установить; раскрыть содержание [2]. Таким образом, в самом слове «самоопределение» заложено действие, направленное на поиск. Предметом данного поиска выступает собственная позиция. Объектом, в широком смысле, можно считать всю жизнь с ее различными обстоятельствами, включая самого человека.

Самоопределение не существует само по себе: самоопределяется человек, субъект, обладающий собственным внутренним миром, функционирующим благодаря индивидуальному сочетанию природной основы, системы психологических процессов, условий микро–  и макросоциума (специфика институтов социализации, взаимодействий и взаимоотношений, складывающихся в них, особенности общественных отношений), личностной активности и опыту жизнедеятельности. Невозможность существовать в отрыве от своего носителя задает основную характеристику самоопределения – принадлежность субъекту, обосновывающую необходимость его рассмотрения в аспекте целостной, многогранной проблемы – человек. Таким образом, главными характеристиками самоопределения являются: принадлежность субъекту, процессуальность, сознательность, самостоятельность.

Согласно точке зрения С.Л. Рубинштейна, в качестве сознательно вырабатываемого отношения к миру самоопределения представляет собой путь саморазвития личности. Это положение автор поясняет на примере двух способов существования человека. Один из них – это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, которая характеризуется отсутствием отношения к жизни в целом. Второй же способ связан с философским осмыслением жизни, с выработкой общего к ней отношения. Ученый связывает его с появлением рефлексии, придающей каждому поступку характер философского суждения [3]. В этом для человека как существа сознательного и заключается самоопределение. В трудах отечественных ученых феномен профессионального самоопределения представлен в двух аспектах:

1. Профессиональное  самоопределение, как часть профессионального развития субъекта труда, являющегося важнейшим его проявлением и представляющего собой самостоятельное, осознанное построение своего профессионального развития, которое проявляется в многогранных актах выбора и принятия решения, имеющих различное содержание на разных этапах профессионального становления (К.А. Абульханова – Славская, Е.И. Головаха, Е.А. Климов, Д.А.Леонтьев, А.К. Маркова, Л.М. Митина);

2. Профессиональное самоопределение  рассматривается как идентичность  человека с профессиональной  ролью, при этом оно является одним из этапов онтогенетического развития человека и становления его личной идентичности (А.В. Мудрик, В.Ф. Сафин, Л.Б. Шнейдер).

Профессиональная подготовка в  специальной (коррекционной) школе  для детей с нарушениями слуха  и в массовой общеобразовательной школе имеют существенные отличия. Во-первых, глухие и слабослышащие приступают к курсу профессиональной подготовки позднее, чем слышащие, и на прохождение этого курса им требуется больше времени. Во-вторых, специфика профессионального обучения неслышащих  обусловлена недостаточным уровнем развития речи. В-третьих, значительно ограничен круг специальностей, по которым могут учиться лица с нарушениями слуха, поэтому специальная школа зачастую является заключительным звеном образования рассматриваемой категории учащихся. В-четвертых, учащиеся с нарушенным слухом в целом слабо ознакомлены о разнообразии видов труда и профессии, недостаточно осведомлены о содержании, характере, условиях труда, что приводит к однообразию  в выборе профессии, недостаточной устойчивости интересов.

Ведущим фактором, обусловливающим  уровень самоопределения глухих и слабослышащих, является развитость и надежность системы специального образования. В связи с этим первоочередной задачей школы является ознакомление глухих и слабослышащих учащихся со значительно большим количеством профессий, особенно с теми, которые им вполне доступны.

В настоящей публикации приводятся краткие результаты исследования сформированности профессиональных интересов глухих и слабослышащих детей. Исследование проводился на базе СКОУ №11 для глухих детей (г. Шадринск) и СКОУ № 33 для слабослышащих детей (г. Тюмень). В исследовании участвовало 37 учащихся с нарушением слуха (14 глухих, 23 слабослышащих) средних и старших классов, а так же 41 ученик с нормальным уровнем развития в возрасте от 12 – 19 лет.

На этапе констатирующего  эксперимента мы использовали следующие диагностические методики: методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова); методика «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская); методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)  (Е.А. Климов).

Обобщая полученные данные, можно констатировать, что все  дети с нарушенным слухом имеют разную степень несформированность профессиональных интересов.

Методика «Мотивы выбора профессии» показала, что у 56,3 % детей с нарушением слуха (НС) повлияли на выбор профессии внутренние мотивы (общественная и личная значимость, влияние средств массовой коммуникации – 17,1%). Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления. У 43,7% в большей степени на выбор профессии повлияли внешние мотивы (заработок, стремление к престижу, влияние родителей и друзей). У детей с нормальным уровнем развития (НУР) знакомые явились решающим фактором лишь в 7,3 % случаев, главным образом дети называли профессии своих родственников или хороших знакомых. В 17,1% случаев дети массовых школ выделили в своих ответах влияние средств массовой коммуникации. Следуют отметить, что только 13,5% выдели в своих ответах влияние СМИ, хотя при анализе ответов, мы отметили, что глухие влияние СМИ не отмечали вообще, данное процентное отношение – это ответы слабослышащих. Эту особенность можно объяснить сенсорной недостаточностью. В норме 22,1% и 13,5% детей с нарушеным слухом считают, что сделали профессиональный выбор абсолютно самостоятельно. Полученные данные занесены в таблицу 1.

Таблица 1

Сводные данные по методике «Мотивы профессионального  выбора»

(Р.В. Овчарова)

мотив выбора

значимость (обществ. личност.)

сам

СМИ

родители, знакомые

заработок

престиж

НС

5,4%

13,5%

13,5%

32,4%

10,8%

24,4%

НУР

17,1%

22,1%

17,1%

7,3%

22,1%

14,3%


 

Анализируя данные методики «Профессиональная готовность», было выявлено, что 40,5% неслышащих учащихся не любят планировать свою жизнь и принимать самостоятельные решения (в большей степени глухие). 40,5% неслышащих детей интересуются различными сферами деятельности, узнают новое о профессиях, учащиеся предпочитают обдуманное принятие решения, любят планировать свою жизнь и принимать важные решения. В 19% случаев ученики с нарушением слуха эмоциональны, принятие решения зависит от настроения, боятся ответственности и не любят планировать свою жизнь. Важно отметить, что профессиональные интересы учащихся с нарушенным слуха малодифференцированные. Существенная часть из них не могла назвать конкретно интересующую их профессию или специальность, а указывала сферу интересующей трудовой деятельности. Среди учащихся с нарушенным слуха 64,9 % ориентированы на продолжение образования, из них 40,5 % стремятся получить среднее специальное образование, остальные – высшее. Из этих учащихся опыта работы в выбранной ими сфере профессионального труда нет ни у кого.

Среди учащихся с нормальным уровнем развития 70,3% ориентированы на продолжение образования, из них 17,1% стремятся получить среднее специальное образование, остальные – высшее. Подростки подходят адекватно к оценке своих способностей (готовятся к сдаче вступительных экзаменов, занимаются с репетиторами).

Для исследования профессиональных интересов наших испытуемых мы использовали дифференциальный диагностический  опросник Е.А. Климова (ДДО), который  традиционно применяется для  определения сферы профессиональных интересов.

Согласно полученным данным, можно сделать вывод, что 41,4% учащихся с нарушением слуха склонны к типу профессии «человек – человек». При этом дети не всегда адекватно оценивают свои физические возможности, уровень развития речи и произношения в частности. В 26,8% случаев учащихся с нарушением слуха привлекают профессии «человек – природа» и  26,8% учащихся склонны к типу профессии «человек – техника», труд в которых направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В 5% случаев подростки с нарушением слуха склонны к типу профессии «человек – знак» труд, который направлен на обработку информации (сведений). Никто из учащихся не поставил для себя на первое место тип профессии «человек – художественный образ. Важно отметить, что профессиональные интересы глухих малодифференцированные. Многие называли одновременно и профессию, специальность, сферу деятельности. Однако подростки не могли назвать конкретно интересующую их профессию, ответы были похожи на простое перечисление профессий, которые подросткам знакомы из повседневной жизни.

В отличие от неслышащих сверстников, подростки без сенсорного недостатка проявляют примерно равный интерес к профессии типа «человек – знак», «человек – техника», «человек – человек». Из устной беседы выяснилось, что нормально развивающиеся сверстники интересуются такими сферами труда, как «общение с людьми», «коммерция», «сфера услуг». В 17,1 % случаев подростки с НУР склонны к типу профессии «человек – художественный образ». Дети отмечали у себя творческие способности, которые активно развивают на секциях, кружках,  и подростки хотели бы связать с этими увлечениями свою дальнейшую профессию. Полученные данные по методике мы занесли в таблицу 2.

Таблица 2

Сводные данные по методики ДДО (Е.А. Климов)

              Сфера деят-ти

Ч-П

Ч-З

Ч-Т

Ч-Ч

Ч-Хо

Дети с НС

26,8%

5%

26,8%

41,4%

Дети с НУР

7,5%

26,8%

24,3%

24,3%

17,1%


 

Таким образом, мы можем  сделать вывод о том, что к  своему профессиональному будущему подростки с нарушенным слухом предъявляют  достаточно высокие требования. Их профессиональные интересы развиваются параллельно профессиональных интересов слышащих сверстников, хотя отличаются качественными новообразованиями. Подростки крайне не объективны в своих выборах, с точки зрения слухового дефекта, обладают менее выраженной степенью осознанности выбора.

Полученные нами данные говорят о необходимости проведения коррекционной работы. Нами была разработана коррекционно-развивающая программа, целью которой явилось развитие профессиональных интересов у подростков с нарушенным слухом. В соответствии с целью, были сформированы следующие задачи коррекционной программы:

– развитие профессиональных интересов детей с нарушенным слухом;

– формирование профессионального самоопределения подростков с нарушенным слухом;

– повышение профессиональной грамотности у подростков с нарушенным слухом.

Этапы программы:

  1. Ориентировочный этап (5 занятия).

Задачи:

– установление эмоционально-позитивного контакта с детьми;

Информация о работе Профессиональное самоопределение подростков с нарушенным слухом