Профессиональная адаптация

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:49, реферат

Описание работы

Становление личности специалиста имеет два аспекта:
профессионально-ролевую социализацию личности;
профессионализацию как определённую степень овладения личностью профессиональной деятельностью, специальностью.
Становление личности профессионала осуществляется через его:
профессиональную социализацию,
профессионализацию.

Работа содержит 1 файл

6.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

3. «Они» - отношение  к людям вообще, к новым контактам,  связям, взаимоотношениям с новыми  людьми (+, -).  

4. «Труд» - отношение  к предметной профессиональной деятельности, к овладению специальностью и совершенствованию в ней (+, -).  

Совокупность и  своеобразие этих отношений составляют социоген личности, её базовую психологическую  мозаику или психологический  тип, определяющий поведение и деятельность молодого специалиста (М.Е. Литвак). Основные личностные особенности специалистов, особенности их психологической адаптации к профессиональной деятельности в зависимости от типов отношений представлены в таблице 6.2.  

 Таблица 6.2.  

 Основные особенности личности специалистов  

 и их психологической  адаптации к профессиональной  деятельности 

 Типы отношений   

 Особенности личности  специалиста  

 Особенности психологической  адаптации  

1  

2  

3  

 Отношение «Я + »  

 Восприятие себя  как благополучной личности, уверенность в себе, ощущение своей значимости  

 Поддержание психического  здоровья, уверенности в себе, стабильности  поведения и деятельности.  

 Отношение «Я - »  

 Проявляется неуверенность,  робость, нестабильность в межличностных  отношениях. Стремление к бесконфликтности в общении за счет уступок своих интересов. Конформность с недостаточно выраженным чувством собственного достоинства и со слабой ориентацией к конкуренции. Проявление пессимизма и подавленности. Трудолюбие и повышенная ориентация на социальные нормы.  

 Достаточно успешное  течение психологической адаптации  при сохранении состояния неудовлетворенности  собой.  

 Отношение  

 «Вы + »  

    

 Ориентирование  на положительные качества окружающих (хорошие, достойные). Дружелюбие, доброжелательность, стремление установить и поддержать связи с другими.  

 Позиция специалиста  способствует его психологической  адаптации.  

 Отношение  

 «Вы - »  

 Критическое настроение  к своим близким, сотрудникам,  имеющим недостатки в своем  развитии. В отношениях с коллегами проявление иронии, сарказма, высокомерия, завышенной самооценки,  

 готовности к  конкуренции и разрыву эмоциональных  связей даже по незначительному  поводу.  

 Возникновение  больших трудностей в психологической  адаптации, в социально-психологической сфере их жизнедеятельности.  

 Отношение  

 «Они + »  

 Экстравертированная  установка, расположенность к  новым связям и деловым отношениям, дружелюбие и позитивная настроенность  на тех, с кем вступает в  контакт.  

 Более успешное  осуществление психологической адаптации в деловых и служебных связях и отношениях, в т.ч. и в учебно-познавательной деятельности.  

 Отношение  

 «Труд +»  

 Позитивное ориентирование  на профессиональную деятельность, проявление к ней интереса  и творческого подхода, стремление к самосовершенствованию в деятельности.  

 Благоприятное  течение психологической адаптации.  

    

    

 Отношение  

 «Труд - »  

    

 Нежелание успешно  овладевать своей специальностью. Ориентирование преимущественно  на конкретные результаты труда, внешние его показатели, статусовые параметры. Личность складывается медленно. Перестройка базовых личностных структур, образований происходит с большим трудом и часто не в полном соответствии с потребностями профессиональной деятельности.  

 Профессиональная адаптация осуществляется внешне, инструментально, а  

 внутренняя перестройка  психики происходит с большими  трудностями, частично, поверхностно.  
 

 Сочетание в  социогене личности рассмотренных  выше особенностей создаёт её  своеобразие. Оно определяет индивидуальный стиль отношений и обусловливает поведение индивида, а также оказывает влияние на успешность адаптивного процесса, что представлено в схеме и таблице 6.3.  

 Большие затруднения  в профессиональной адаптации  испытывают акцентуированные личности и специалисты с другими дезадаптивными комплексами.  

 Следовательно,  профессиональная адаптация специалиста  - это перманентно идущий процесс,  и поэтому необходимо его специальное  психологическое обеспечение.  

  

 Таблица 6.3.  

 Типы социогена личности специалиста и их характеристика

 Тип социогена   

  Признаки социогена  

 Социоген:  

 « Я + », «Вы  + », «Они + », «Труд + »  

 Наиболее адаптивная  и устойчивая психически личность.  

 Социоген:  

 «Я +» «Вы - »  

 «Они + », «Труд  + »  

 «Высокомерные творцы» успешно адаптируются к профессии, овладевают ею и совершенствуются в ней. Это способные и талантливые специалисты. Они успешно овладевают профессиональными обязанностями, проявляют активность, инициативу, творчество в различных сферах жизни и деятельности. Основной недостаток - их поведение, часто ведёт к неуживаемости с сотрудниками и к «возмущениям» в ближайшей социальной среде.  

 Социоген:  

 «Я + », «Вы + » «Они + », «Труд - »  

 Специалисты испытывают  особые трудности в профессиональной адаптации. Они способны успешно овладевать профессией и адаптироваться к ней, но у них слабо выражена мотивация к деятельности, им требуются большие волевые усилия для успешного решения профессиональных задач у одной категории - разочарование в профессии, в выбранной специальности, а у другой - слабая трудовая подготовка до поступления в образовательное учреждение, негативное отношение к трудовой деятельности вообще, выраженное стремление к праздности.  

 Социоген  

 «Я + », «Вы - » «Они + », «Труд - »  

 «Высокомерные бездельники» создают много проблем, у них наибольшие трудности в профессиональной адаптации, в становлении личности специалиста.  

 Социоген:  

 «Я - », «Вы + » «Они + », «Труд + »  

 Это молодые  специалисты, старательные и успешно  выполняющие свои профессиональные обязанности, имеющие высокие результаты в труде. Их психологическая адаптация к профессии проходит успешно, но их заниженная самооценка создаёт внутриличностные проблемы, ведёт к дестабилизации личности и неуверенности в себе.  
 

 Нами были проведены психолого-педагогические исследования по изучению типа социогена личности у 163 студентов Лесозаводского филиала КГОУ СПО «ВБМК» по методу, рекомендованному М.Е. Литваком. Результаты исследования, представленные в таблице 6.4., свидетельствуют о различном соотношении типов социогена в исследуемых группах. У большинства студентов (у 38,0-40,0%) определяется I-й тип социогена и реже (у 18,2-20,0%) - II-й тип. В небольших группах студентов установлены III-й (у 9,1-16,0%), IV-й (у 9,1-12,0%), V-й (у 10,0-18,2%) типы, а в единичных случаях (у 4,0-5,4%) были другие варианты типов социогена. В зависимости от курса студентов соотношение I-го и II-го типов социогена не изменялось. Частота III-го и IV-го типов имела тенденцию к увеличению, а частота V-го типа - к уменьшению с I-го к III-му курсу студентов. 
 
 

http://www.monographies.ru/77-2826

Информация о работе Профессиональная адаптация