Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:49, реферат
Становление личности специалиста имеет два аспекта:
профессионально-ролевую социализацию личности;
профессионализацию как определённую степень овладения личностью профессиональной деятельностью, специальностью.
Становление личности профессионала осуществляется через его:
профессиональную социализацию,
профессионализацию.
3. «Они» - отношение
к людям вообще, к новым контактам,
связям, взаимоотношениям с новыми
людьми (+, -).
4. «Труд» - отношение
к предметной профессиональной деятельности,
к овладению специальностью и совершенствованию
в ней (+, -).
Совокупность и
своеобразие этих отношений составляют
социоген личности, её базовую психологическую
мозаику или психологический
тип, определяющий поведение и деятельность
молодого специалиста (М.Е. Литвак). Основные
личностные особенности специалистов,
особенности их психологической адаптации
к профессиональной деятельности в зависимости
от типов отношений представлены в таблице
6.2.
Таблица 6.2.
Основные особенности
личности специалистов
и их психологической адаптации к профессиональной деятельности
Типы отношений
Особенности личности специалиста
Особенности психологической
адаптации
1
2
3
Отношение «Я + »
Восприятие себя как благополучной личности, уверенность в себе, ощущение своей значимости
Поддержание психического
здоровья, уверенности в себе, стабильности
поведения и деятельности.
Отношение «Я - »
Проявляется неуверенность,
робость, нестабильность в
Достаточно успешное
течение психологической
Отношение
«Вы + »
Ориентирование
на положительные качества
Позиция специалиста
способствует его
Отношение
«Вы - »
Критическое настроение
к своим близким, сотрудникам,
имеющим недостатки в своем
развитии. В отношениях с коллегами проявление
иронии, сарказма, высокомерия, завышенной
самооценки,
готовности к
конкуренции и разрыву
Возникновение
больших трудностей в
Отношение
«Они + »
Экстравертированная
установка, расположенность к
новым связям и деловым
Более успешное
осуществление психологической адаптации
в деловых и служебных связях и отношениях,
в т.ч. и в учебно-познавательной деятельности.
Отношение
«Труд +»
Позитивное ориентирование
на профессиональную
Благоприятное
течение психологической
Отношение
«Труд - »
Нежелание успешно
овладевать своей
Профессиональная
адаптация осуществляется внешне, инструментально,
а
внутренняя перестройка
психики происходит с большими
трудностями, частично, поверхностно.
Сочетание в
социогене личности
Большие затруднения
в профессиональной адаптации
испытывают акцентуированные личности
и специалисты с другими дезадаптивными
комплексами.
Следовательно,
профессиональная адаптация
Таблица 6.3.
Типы социогена личности специалиста и их характеристика
Тип социогена
Признаки социогена
Социоген:
« Я + », «Вы + », «Они + », «Труд + »
Наиболее адаптивная
и устойчивая психически
Социоген:
«Я +» «Вы - »
«Они + », «Труд + »
«Высокомерные творцы»
успешно адаптируются к профессии, овладевают
ею и совершенствуются в ней. Это способные
и талантливые специалисты. Они успешно
овладевают профессиональными обязанностями,
проявляют активность, инициативу, творчество
в различных сферах жизни и деятельности.
Основной недостаток - их поведение, часто
ведёт к неуживаемости с сотрудниками
и к «возмущениям» в ближайшей социальной
среде.
Социоген:
«Я + », «Вы + » «Они + », «Труд - »
Специалисты испытывают
особые трудности в
Социоген
«Я + », «Вы - » «Они + », «Труд - »
«Высокомерные бездельники»
создают много проблем, у них наибольшие
трудности в профессиональной адаптации,
в становлении личности специалиста.
Социоген:
«Я - », «Вы + » «Они + », «Труд + »
Это молодые
специалисты, старательные и
Нами были проведены
психолого-педагогические исследования
по изучению типа социогена личности у
163 студентов Лесозаводского филиала КГОУ
СПО «ВБМК» по методу, рекомендованному
М.Е. Литваком. Результаты исследования,
представленные в таблице 6.4., свидетельствуют
о различном соотношении типов социогена
в исследуемых группах. У большинства
студентов (у 38,0-40,0%) определяется I-й тип
социогена и реже (у 18,2-20,0%) - II-й тип. В небольших
группах студентов установлены III-й (у
9,1-16,0%), IV-й (у 9,1-12,0%), V-й (у 10,0-18,2%) типы, а
в единичных случаях (у 4,0-5,4%) были другие
варианты типов социогена. В зависимости
от курса студентов соотношение I-го и
II-го типов социогена не изменялось. Частота
III-го и IV-го типов имела тенденцию к увеличению,
а частота V-го типа - к уменьшению с I-го
к III-му курсу студентов.
http://www.monographies.ru/77-