Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:49, реферат
Становление личности специалиста имеет два аспекта:
профессионально-ролевую социализацию личности;
профессионализацию как определённую степень овладения личностью профессиональной деятельностью, специальностью.
Становление личности профессионала осуществляется через его:
профессиональную социализацию,
профессионализацию.
6.4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
АДАПТАЦИЯ
Становление личности специалиста имеет два аспекта:
профессионально-ролевую социализацию личности;
профессионализацию
как определённую степень овладения
личностью профессиональной деятельностью,
специальностью.
Становление личности профессионала осуществляется через его:
профессиональную социализацию,
профессионализацию.
Одним из механизмов
такого становления личности
является её профессиональная
адаптация.
Профессиональная
адаптация - это процесс вхождения
человека в профессию и гармонизация взаимодействий
его с профессиональной средой (В.А. Сластенин,
В.П.Каширин, 2001).
Подготовку специалиста
к деятельности сложного, экстремального
и неординарного характера
1. взаимодействие личности со средой ("Л-С"):
социальное взаимодействие (с отдельными людьми и с социальными группами),
социально-психологическое взаимодействие,
взаимодействие с
материально-технической
взаимодействие с
экологической, природной средой;
2. возникновение
противоречия, конфликтной ситуации (КС)
между личностью и средой;
3. возникновение
потребностного состояния (ПС) личности,
состояния дезадаптации;
4. появление реактивных
состояний защитного характера,
5. осуществление
защитного адаптационного поведения (АИ)
по снижению или снятию дезадаптационного
состояния;
6. снижение или
снятие противоречия между
Рисунок 6.5. Последовательные
составляющие процесса
Эти элементы
процесса профессиональной
Взаимодействие
"Л-С"- КС-ПС - ЗР - АП-Разрешение
КС.
Адаптационный
процесс может принять иной
ход и оказаться неуспешным. В
таком случае противоречие во взаимодействии
"Л-С", КС сохраняется или нарастает.
В результате этого происходит "запуск"
нового адаптационного процесса с определёнными
коррективами.
Профессиональная
адаптация специалиста
Внешние обстоятельства и факторы, влияющие на процесс профессиональной адаптации специалиста, включают в себя:
особенности целей, организации, содержания, технологий, средств профессиональной деятельности;
своеобразие социальных
и других условий, в которых осуществляется
профессиональная деятельность.
Внутренние обстоятельства
и факторы профессиональной адаптации
специалиста - это уровень его
адаптационного потенциала, степень
развитости и адаптивности как качеств
личности и организма, адекватность
мотивации профессиональной адаптации
её требованиям.
В профессиональной
адаптации специалиста базовую,
определяющую роль играют внешние обстоятельства,
предметные области и сферы
Профессиональная
адаптация специалиста
в профессионально-деятельностной области - адаптация к профессиональной деятельности (к её целям, содержанию, технологиям, средствам осуществления, режиму и интенсивности деятельности);
в организационно-нормативной области - адаптация к требованиям производственной и трудовой дисциплины, к организационным нормам и правилам и др.;
в социально-профессиональной
области - адаптация к профессионально-
в социально-психологической
области - адаптация к социально-
в социальной области
в широком смысле - адаптация к
тем социальным обстоятельствам, в
которых происходит профессиональная
деятельность специалиста (в социально-политической,
этнической, правовой, религиозной и другой
среде (рисунок 6.6.).
Каждая из этих
предметных областей
Успешность или
неуспешность адаптации
Рисунок 6.6. Виды
профессиональной адаптации в
зависимости от областей
В профессиональной
адаптации молодых
Следовательно,
в подготовке современного специалиста
акцент должен быть на формировании профессиональной
и психологической готовности к профессиональной
деятельности. При этом значение его подготовки
в организационно-нормативном, социально-профессиональном
и социальном (в широком смысле) не уменьшается
(В.А. Сластенин, В.П.Каширин, 2001).
Профессиональная
адаптация молодого специалиста - это
перманентно идущий процесс и
имеющий свою динамику, содержательные
и другие особенности.
Успешность профессиональной
адаптации специалиста зависит от
ряда ведущих факторов:
1. наличие у специалиста
необходимых внутренних
соответствующей подготовленности,
достаточного уровня адаптивности,
мотивации профессиональной деятельности,
чётких представлений
о содержании и условиях этой деятельности.
2. особое внимание
самого специалиста,
3. осуществление
процесса адаптации с учётом
особенностей специалиста,
4. специальное психологическое
обеспечение этого процесса, основанное
на прогнозе его особенностей
и оказании специалисту
Эти условия с позиций системного подхода взаимосвязаны и проявляются в основных предметных областях профессиональной адаптации молодого специалиста:
в организационно-нормативной сфере,
в профессионально-деятельностной сфере,
в сферах социальных
и психологических ролевых
Успешность профессиональной
адаптации молодого специалиста
в первую очередь
зависит от его личностных и других
психологических особенностей. Одной
из особенностей выступает соответствие
представлений специалиста об условиях
жизни и деятельности при осуществлении
профессиональной деятельности.
Адекватность образа
будущей профессиональной деятельности
способствует более успешной адаптации,
и наоборот, несоответствие представлений
и ожиданий человека о реальных условиях
его предстоящей
Как бы человек
не готовился к будущей
Уровень и характер
самооценки как сложного системного
психического образования личности
выступают важным индивидуально-личностным
параметром, который оказывает влияние
на процесс адаптации. Самооценка личности
по уровню развития может быть высокой,
средней и низкой, что характеризует уровень
развития личности. По характеру самооценка
может оказаться завышенной. Это зависит
от способности личности к рефлексии.
Уровень самооценки личности влияет преимущественно
на направленность её активности, а характер
самооценки - на стабильность и динамику
поведения и действий личности, на стиль
её взаимодействия с окружающей средой,
на степень уверенности личности в себе.
Саморегуляция личности
играет исключительно большую роль
в успешности профессиональной адаптации.
Профессиональная адаптация молодого
специалиста - это перманентный процесс
преодоления внутренних и внешних трудностей
и препятствий. Это создаёт стрессовые
состояния, преодоление и недопущение
которых требует специальной подготовленности.
Успешная адаптация невозможна без постоянного
самообразования и самовоспитания специалиста.
Это предполагает наличие у него навыков
саморегулирования и волевой подготовленности.
П.А. Просецкий считал, что одной из трудностей
адаптации личности является «несформированность
саморегулирования поведения и деятельности,
которая вызвана недостаточной подготовленностью,
слабостью воли, неумением самоорганизовываться,
управлять собой, своим поведением, неумением
составить и выполнить правильный режим
дня, организованный личный быт и досуг».
Индивидуально-психологические
и психотипические особенности
молодых специалистов оказывают
влияние на успешность профессиональной
адаптации. Ведущую роль в этом играет
система ценностей личности специалиста,
которая определяет его ориентации
и отношения к самому себе, сотрудникам
и руководителям, избранной профессии,
своим служебным обязанностям. Очевидно,
что эти отношения могут быть или позитивными,
или негативными (В.А.Сластенин, В.П. Каширин,
2001).
В этом отношении
определённый интерес
1. «Я» - отношение
к себе, которое может быть
как положительным, так и
2. «Вы» - отношение
к непосредственному социальному окружению:
другим членам своего коллектива, своим
руководителям, друзьям, родственникам
(+, -).