Профессиональная адаптация

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:49, реферат

Описание работы

Становление личности специалиста имеет два аспекта:
профессионально-ролевую социализацию личности;
профессионализацию как определённую степень овладения личностью профессиональной деятельностью, специальностью.
Становление личности профессионала осуществляется через его:
профессиональную социализацию,
профессионализацию.

Работа содержит 1 файл

6.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

6.4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  АДАПТАЦИЯ 

Становление личности специалиста имеет два аспекта:

профессионально-ролевую  социализацию личности;

профессионализацию  как определённую степень овладения  личностью профессиональной деятельностью, специальностью. 

Становление личности профессионала осуществляется через его:

профессиональную  социализацию,

профессионализацию. 

 Одним из механизмов  такого становления личности  является её профессиональная  адаптация.  

Профессиональная  адаптация - это процесс вхождения  человека в профессию и гармонизация взаимодействий его с профессиональной средой (В.А. Сластенин, В.П.Каширин, 2001).  

 Подготовку специалиста  к деятельности сложного, экстремального  и неординарного характера важно  осуществлять особым образом.  Успешное вхождение его в профессиональную деятельность должно сопровождаться адаптационными процессами. Процесс профессиональной адаптации специалиста включает в себя ряд основных составляющих:  

1. взаимодействие  личности со средой ("Л-С"):

социальное взаимодействие (с отдельными людьми и с социальными группами),

социально-психологическое  взаимодействие,

взаимодействие с  материально-технической средой, с  искусственной средой своего обитания,

взаимодействие с  экологической, природной средой; 

2. возникновение  противоречия, конфликтной ситуации (КС) между личностью и средой;  

3. возникновение  потребностного состояния (ПС) личности, состояния дезадаптации;  

4. появление реактивных  состояний защитного характера,  защитных реакций (ЗР) у человека;  

5. осуществление  защитного адаптационного поведения (АИ) по снижению или снятию дезадаптационного состояния;  

6. снижение или  снятие противоречия между личностью  и средой, транение КС (рисунок  6.5.).  

  

 Рисунок 6.5. Последовательные  составляющие процесса профессиональной  адаптации.  

 Эти элементы  процесса профессиональной адаптации  могут быть представлены последовательно  в следующем виде:  

 Взаимодействие "Л-С"- КС-ПС - ЗР - АП-Разрешение  КС.  

 Адаптационный  процесс может принять иной  ход и оказаться неуспешным. В  таком случае противоречие во взаимодействии "Л-С", КС сохраняется или нарастает. В результате этого происходит "запуск" нового адаптационного процесса с определёнными коррективами.  

 Профессиональная  адаптация специалиста обусловлена  обстоятельствами внешнего и  внутреннего характера.  

Внешние обстоятельства и факторы, влияющие на процесс профессиональной адаптации специалиста, включают в  себя:

особенности целей, организации, содержания, технологий, средств профессиональной деятельности;

своеобразие социальных и других условий, в которых осуществляется профессиональная деятельность. 

Внутренние обстоятельства и факторы профессиональной адаптации  специалиста - это уровень его  адаптационного потенциала, степень  развитости и адаптивности как качеств  личности и организма, адекватность мотивации профессиональной адаптации её требованиям.  

В профессиональной адаптации специалиста базовую, определяющую роль играют внешние обстоятельства, предметные области и сферы профессиональной адаптации человека. Именно они выступают  своеобразным профессиональным полем, в которое попадает специалист.  

Профессиональная  адаптация специалиста осуществляется в основных предметных областях его  профессионального взаимодействия со средой:

в профессионально-деятельностной области - адаптация к профессиональной деятельности (к её целям, содержанию, технологиям, средствам осуществления, режиму и интенсивности деятельности);

в организационно-нормативной  области - адаптация к требованиям  производственной и трудовой дисциплины, к организационным нормам и правилам и др.;

в социально-профессиональной области - адаптация к профессионально-ролевым  социальным функциям и социально-профессиональному  статусу (врач, педагог, юрист, инженер  и др.);

в социально-психологической  области - адаптация к социально-психологическим ролевым функциям, неофициальным нормам, правилам, ценностям, отношениям в трудовом коллективе, организации;

в социальной области  в широком смысле - адаптация к  тем социальным обстоятельствам, в  которых происходит профессиональная деятельность специалиста (в социально-политической, этнической, правовой, религиозной и другой среде (рисунок 6.6.). 

 Каждая из этих  предметных областей профессиональной  адаптации специалиста предполагает  наличие определённого уровня  его подготовленности, адаптационного потенциала. При адаптации личности в тех или иных предметных областях появляются соответственно доминирующие тенденции. Адаптация к профессионально-деятельностным и организационно-нормативным обстоятельствам осуществляется как процесс овладения их требованиями. Это связано с тем, что данные предметные области профессиональной адаптации не подлежат коррекции и поэтому адаптация к ним происходит как приспособление и овладение ими.  

 Успешность или  неуспешность адаптации молодого  специалиста в этих сферах носит относительно автономный характер. Однако эти процессы взаимосвязаны особенно в профессионально-деятельностной и социально-психологической и других сферах. Социально-психологическая адаптация специалиста существенно влияет на успешность профессионально-деятельностной адаптации и в целом профессиональной адаптации специалиста.  

  

 Рисунок 6.6. Виды  профессиональной адаптации в  зависимости от областей деятельности  специалиста.  

 В профессиональной  адаптации молодых специалистов  ведущую роль играет успешность их профессионально-деятельностной адаптации. Поэтому трудности и противоречия, возникающие у специалиста в этой сфере, выступают источником его активности при осуществлении процесса профессиональной адаптации.  

 Следовательно,  в подготовке современного специалиста акцент должен быть на формировании профессиональной и психологической готовности к профессиональной деятельности. При этом значение его подготовки в организационно-нормативном, социально-профессиональном и социальном (в широком смысле) не уменьшается (В.А. Сластенин, В.П.Каширин, 2001).  

Профессиональная  адаптация молодого специалиста - это  перманентно идущий процесс и  имеющий свою динамику, содержательные и другие особенности.  

 Успешность профессиональной  адаптации специалиста зависит от ряда ведущих факторов:  

1. наличие у специалиста  необходимых внутренних предпосылок: 

соответствующей подготовленности,

достаточного уровня адаптивности,

мотивации профессиональной деятельности,

чётких представлений  о содержании и условиях этой деятельности. 

2. особое внимание  самого специалиста, руководителей  и трудового коллектива в целом  к процессу профессиональной  адаптации;  

3. осуществление  процесса адаптации с учётом  особенностей специалиста, закономерностей,  как самого этого процесса, так и развития социальной среды;  

4. специальное психологическое  обеспечение этого процесса, основанное  на прогнозе его особенностей  и оказании специалисту необходимой  психологической помощи.  

 Эти условия  с позиций системного подхода  взаимосвязаны и проявляются в основных предметных областях профессиональной адаптации молодого специалиста:

в организационно-нормативной  сфере,

в профессионально-деятельностной сфере,

в сферах социальных и психологических ролевых отношений. 

Успешность профессиональной адаптации молодого специалиста  

в первую очередь  зависит от его личностных и других психологических особенностей. Одной  из особенностей выступает соответствие представлений специалиста об условиях жизни и деятельности при осуществлении  профессиональной деятельности.  

Адекватность образа будущей профессиональной деятельности способствует более успешной адаптации, и наоборот, несоответствие представлений  и ожиданий человека о реальных условиях его предстоящей жизнедеятельности  делает его психологически неподготовленным к встрече с неожиданными трудностями, к осуществлению процесса психологической адаптации. Однако полной адекватности ожиданий и реальности сформировать у специалиста обычно не удаётся. У подавляющего большинства молодых специалистов их представления и ожидания не совпадают с тем, с чем они встречались в реальной жизни после окончания ССУЗа. В связи с этим в своей профессиональной адаптации они сталкиваются с большими препятствиями. Поэтому одной из коренных проблем подготовки специалистов является формирование у студентов правильных представлений о своей профессии, адекватных своим возможностям и условиям деятельности ожиданий. Создание адекватного образа - это задача сузовской подготовки. Однако соединение представления с реальностью даже в идеальном случае носит кризисный характер.  

 Как бы человек  не готовился к будущей профессии,  до определённого момента он  ещё студент, а в следующий  момент он уже специалист (врач, педагог, инженер и др.). У него  меняется всё: и способы бытия,  и приёмы деятельности, и характер общения. Неполное соответствие образа будущей деятельности действительности приводит к дополнительным эмоциональным нагрузкам. Необходимо не только сформировать у студентов адекватный образ специальности и профессиональной деятельности, но и подготовить их в соответствии с этим образом (привить вкус и любовь к своей профессии, развить стремление совершенствоваться в специальности, наращивать свой профессионализм и др.).  

Уровень и характер самооценки как сложного системного психического образования личности выступают важным индивидуально-личностным параметром, который оказывает влияние  на процесс адаптации. Самооценка личности по уровню развития может быть высокой, средней и низкой, что характеризует уровень развития личности. По характеру самооценка может оказаться завышенной. Это зависит от способности личности к рефлексии. Уровень самооценки личности влияет преимущественно на направленность её активности, а характер самооценки - на стабильность и динамику поведения и действий личности, на стиль её взаимодействия с окружающей средой, на степень уверенности личности в себе.  

Саморегуляция личности играет исключительно большую роль в успешности профессиональной адаптации. Профессиональная адаптация молодого специалиста - это перманентный процесс преодоления внутренних и внешних трудностей и препятствий. Это создаёт стрессовые состояния, преодоление и недопущение которых требует специальной подготовленности. Успешная адаптация невозможна без постоянного самообразования и самовоспитания специалиста. Это предполагает наличие у него навыков саморегулирования и волевой подготовленности. П.А. Просецкий считал, что одной из трудностей адаптации личности является «несформированность саморегулирования поведения и деятельности, которая вызвана недостаточной подготовленностью, слабостью воли, неумением самоорганизовываться, управлять собой, своим поведением, неумением составить и выполнить правильный режим дня, организованный личный быт и досуг».  

Индивидуально-психологические  и психотипические особенности  молодых специалистов оказывают  влияние на успешность профессиональной адаптации. Ведущую роль в этом играет система ценностей личности специалиста, которая определяет его ориентации и отношения к самому себе, сотрудникам и руководителям, избранной профессии, своим служебным обязанностям. Очевидно, что эти отношения могут быть или позитивными, или негативными (В.А.Сластенин, В.П. Каширин, 2001).  

 В этом отношении  определённый интерес представляет типология социогенов личности, разработанная М.Е.Литваком. Он выделяет 4 сферы отношений, ориентации личности:  

1. «Я» - отношение  к себе, которое может быть  как положительным, так и отрицательным  (+, -).  

2. «Вы» - отношение  к непосредственному социальному окружению: другим членам своего коллектива, своим руководителям, друзьям, родственникам (+, -).  

Информация о работе Профессиональная адаптация