Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:40, контрольная работа
Отличия в характере способностей появляются при производстве различных следственных действий, применении тактических приемов. Один следователь лучше допрашивает, но хуже работает с документами. Другой возмещает ограниченность своих способностей отличной работой с вещественными доказательствами, острой наблюдательностью при осмотре и обыске. Обладая посредственными способностями в поисках, первый следователь предпочтет добиться от самого обвиняемого показаний о месте сокрытия нужных предметов и т.д3.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Профессиограмма следователя………………………………………………..6
Заключение………………………………………………………………….........21
Список литературы………………………………………………………………23
Всякое мышление включает в себя два необходимых компонента: знание и действие. Наши знания, то есть представления о чем-либо, еще не мышление, а лишь его предпосылка либо его результат. Можно хорошо знать закон и не уметь его применять, можно знать криминалистику и не уметь расследовать преступления. Мышление выражается в применении знаний для решения определенных задач. Этот процесс слагается из мыслительных действий, каждое из которых решает конкретно одну элементарную задачу. Совокупность действий и образует мыслительную деятельность.
Участие
образных компонентов в мышлении
следователя укрупняет
Путь от образного мышления к понятийному ведет от конкретного образа через формирование образа все более высокого уровня обобщения к образным схемам. В образных схемах закрепляются уже не все черты отражаемого предмета, а фиксируются только главные компоненты, существенные в практической деятельности. Чем дальше продвигается образ от восприятия к схеме, тем он абстрактнее, то есть упрощается, утрачивает некоторые из своих элементов.
Проверка криминалистической версии психологически трудна при работе следователя. Важную роль в этой проверке играет «механизм самоподтверждения»37, благодаря которому субъект считает правильной лишь информацию, подтверждающую выдвинутую им версию, в то время как противоречащие этой гипотезе сведения принимаются за ложные. Эту особенность отмечают и другие психологи.
На
выбор и оценку версий по делу наряду
с «механизмом
Обязательным компонентом реконструктивной деятельности является проверка надежности ее результатов. На окончательной стадии таким контролем для следователя является суд, но хороший следователь до суда на различных этапах своей работы проверяет созданную им конструкцию различными способами, убеждаясь в ее надежности.
Социальная сторона охватывает политический аспект деятельности следователя как организатора борьбы с преступностью на вверенном ему участке. Эта деятельность включает анализ преступности, профилактические мероприятия, правовую пропаганду и начальную стадию перевоспитания преступника для возвращения его к социальной норме поведения. Социальная сторона отражает профессиональную направленность, то есть интерес к профессии, мотивы, побуждающие к следственной деятельности, и эмоциональное к ней отношение. Речь идет о следователях, относящихся к своей работе как к творческому поиску истины по каждому уголовному делу. Расследование — это итог его раздумий, жизненного и профессионального опыта, интуиции и таланта39.
Личность следователя отличается сложностью и многогранностью. Большое значение в формировании личности следователя имеют учебная подготовка и профессиональная деятельность, которая предъявляет комплекс требований к его личностным качествам и профессиональным навыкам, развивая и закрепляя их в структуре личности. Один из главных аспектов статуса личности следователя — овладение им своей социальной ролью во всем ее разнообразии и динамике.
Следователь в своей работе постоянно испытывает эмоциональные перегрузки. На него действует большое количество отрицательных эмоций: страх, жалость, отвращение, гнев, которые он должен в силу выполнения своего служебного долга подавлять, а в иных случаях скрывать. Для снятия нервного напряжения, возникающего под действием указанных эмоций, необходима положительная разрядка. В ее основе лежит чувство удовлетворения результатами своего труда.
Почти
по каждому делу следователь выступает
в функции криминолога и социолога,
выясняющего причины и условия совершения
данного преступления, а также в качестве
педагога, оказывающего воспитательное
воздействие на лицо, совершившее это
преступление.
Заключение
Государство в настоящее время должно оказать поддержку следственным работникам, так как они, наряду с рядом других государственных служащих, ведут работу от имени государства, наделены определенными властными полномочиями и вступают в контакт с лицами, преступившими закон, одни из первых. Рост преступности в нашей стране в последнее время делает крайне острой проблему штатной численности следственного аппарата. Когда нагрузка становиться запредельной, резко падает раскрываемость преступлений. Согласно официальной статистике нагрузка по находящимся в производстве уголовным делам у следователя по Еврейской автономной области составляет 29,6 дела, а средняя по Российской Федерации на 1 января 2003 года составила 10,6. Следователи успевают работать только по тем делам, где личности преступников, как правило, известны в момент возбуждения уголовного дела. А ведь раскрываемость преступлений (подлинная, а не отчетно – статистическая) – важнейшее средство предупреждения преступлений. Решение этой проблемы только путем увеличения штатной численности следователей, на мой взгляд, исчерпало себя.
Стабильность следственного аппарата правоохранительных органов помимо определенной материальной и иной их заинтересованности требует от государства психологической поддержки. Необходимо на государственном уровне поднять авторитет следственных работников, обеспечить на должном уровне их профессиональную неприкосновенность, в следствии чего крайне необходимо создание закона о статусу следователей наряду с принятым законом о статусе судей.
Неукоснительно
выполняя требования закона, начиная
с установления фактических обстоятельств
дела, установления виновного, изучения
его личности, субъективной стороны преступления,
а также причин и условий, способствующих
совершению преступлений по конкретному
уголовному делу, следователь ставит работу
на уровень научно-исследовательской
деятельности, в ходе которой следователь
поставлен в заведомо безвыходную ситуацию,
так как нельзя расследуя уголовное дело
по убийству, понимая социальную опасность
этого вида преступления, выявить все
причины и условия, способствующие совершению
данного преступления, и если бы следователь
был бы в состоянии выполнить эту работу,
то можно было бы с уверенностью сказать,
что после десятка расследованных уголовных
дел убийства бы прекратились, что свидетельствует
о ненужной формальности в работе следователя
и поглощает значительную часть следственной
работы.
Список литературы: