Профессиограмма следователя

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:40, контрольная работа

Описание работы

Отличия в характере способностей появляются при производстве различных следственных действий, применении тактических приемов. Один следователь лучше допрашивает, но хуже работает с документами. Другой возмещает ограниченность своих способностей отличной работой с вещественными доказательствами, острой наблюдательностью при осмотре и обыске. Обладая посредственными способностями в поисках, первый следователь предпочтет добиться от самого обвиняемого показаний о месте сокрытия нужных предметов и т.д3.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Профессиограмма следователя………………………………………………..6
Заключение………………………………………………………………….........21
Список литературы………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

Юридическая психология Профессиограмма следователя.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

     В структуре профессиограммы следователя  имеется еще социальная сторона, в которой он предстает как  организатор борьбы с преступлениями на своем участке или в своем районе. В борьбе с преступностью его действия направляются на выяснение причин и условий и принятия мер к их ликвидации.

     Работа  следователя требует разностороннего  развития его внимания. Он должен воспитывать  в себе целенаправленное, произвольное внимание. Это связано с интересом к своей работе. При отсутствии же такого интереса все усилия, направленные на развитие внимания, могут оказаться безрезультатными.

     Криминалистическая  наблюдательность — при осмотре  места происшествия — это планомерное, целенаправленное, продуманное восприятие обстановки. Такое восприятие в психологии называется наблюдением. Оно предполагает активную работу всех органов чувств. Чтобы наблюдение было максимально эффективным, до начала осмотра важно получить общее представление о случившемся. Первоначальная информация нередко весьма противоречива и впоследствии может не подтвердиться, однако она тем не менее дает возможность следователю наметить план осмотра, приступить к построению мысленной модели случившегося22.

     Поисковая деятельность в значительной степени зависит от ряда личностных качеств и навыков следователя, обеспечивающих выделение именно тех объектов, которые являются носителями криминалистически значимой информации: выделение картины прошлого (преступного события) по следам, оставленным в настоящем. Поисковая деятельность реализует стремление следователя к раскрытию преступления.

     Для следователя должно быть характерно умение организовать поступление нужной информации, правильно систематизировать и анализировать нее, отбрасывая ненужное.

     Наблюдательность  необходима при любом следственном действии. С помощью нее отыскивается дополнительная информация, она помогает в исследовании проблемной ситуации, будь то осмотр места происшествия или допрос свидетеля. Как отмечает К.К. Платонов, наблюдательность является свойством личности, как способность замечать в воспринимаемом малозаметные, но существенные для определенной цели детали как «фигуры» на малозначимом фоне23. Наблюдательность проявляется не только при изучении внешности людей, но и при взаимодействии следователя с изучаемым человеком. Для следователя важны прежде всего такие компоненты изучаемого человека, которые говорят о его облике, поведении, внутреннем мире и наиболее значимы для следствия по делу. Кроме того, наблюдательность выражается в умении подмечать и внешние проявления внутреннего мира людей, в особенности проникать в их чувства, переживания, побуждения, мотивы и цели, распознавать психические свойства личности, угадывать психологические мотивы действий и поступков. Психологическая наблюдательность в сочетании с практическим опытом следователя и его знаниями является тем ключом, который открывает «душу» подозреваемого, свидетеля24.

     Предопределяет  успех наблюдения в конечном счете  интеллект, который организует этот процесс по определенному плану, устанавливает нужную очередность отдельных этапов наблюдения и использует его результаты. Наблюдение как психический процесс и форма деятельности вырабатывает интеллектуальное качество — профессиональную наблюдательность, которая становится чертой личности следователя25.

     Для раскрытия преступления и установления истины недостаточно простой регистрации  фактов. Чтобы использовать факты  в качестве доказательств, нужно  найти им правильное объяснение, установить их причину, выявить все связи с расследуемым событием. Правильное доказательство есть не что иное, как правильное установление связей между явлениями; неправильное доказательство измышляет мнимые связи, а неспособность к доказательству обычно есть результат незнания этих связей и неумения их распознать26.

     Таким образом, наблюдательность следователя  имеет по преимуществу объяснительный характер. Именно это обеспечивает проникновение в сущность наблюдаемого явления, познание его всех юридически значимых свойств. Такую наблюдательность можно назвать проницательностью — качеством, которое очень важно для следователя.

     Психологическая наблюдательность — необходимая  предпосылка предвидения человеческого  поведения и управления им в нужных для следователя целях. Она бывает особенно важна при производстве тех следственных действий, где источником доказательственной информации выступают люди и выбор оптимальных тактических приемов целиком обусловлен их психическими особенностями. Психологическая наблюдательность необходима следователю и при проведении других мероприятий для правильного взаимодействия с участниками расследуемого дела. Например, умение диагносцировать психическое состояние обыскиваемого облегчает поиски спрятанных им предметов27.

     Следует учитывать и еще один аспект психологической наблюдательности, очень важный для следственного работника. Нужно уметь наблюдать за самим собой, обеспечивая самоконтроль, управление собственным поведением и своевременное исправление допущенных ошибок.

     Наблюдательность  — не природный дар, она формируется жизненной практикой, совершенствуется в профессиональной деятельности и нуждается в повседневной тренировке.

     При анализе различных уровней следственной деятельности, образующих ее структуру, выделяется коммуникативная сторона. Исследование ее структуры, познание психологических закономерностей общения в особых условиях уголовно-процессуального регулирования дает возможность разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности труда следователя на этом уровне. Коммуникативный аспект в деятельности следователя является одним из доминирующих, так как он, пожалуй, в первую очередь должен иметь незаурядные способности собеседника, который ведет беседу в особо трудных условиях.

     Рассматривая  допрос как беседу и взаимодействие двух людей, в силу правового регулирования их деятельности можно определить особенности ролевой позиции каждого собеседника. Успешное взаимодействие следователя и допрашиваемого зависит от психологического контакта между ними. Опытные следователи интуитивно и осознанно меняют различные параметры беседы, применяют те или иные тактические приемы в зависимости от индивидуальных особенностей личности допрашиваемого.

     Важнейшая проблема психологии допроса — проблема регулирования отношений, которые в ходе допроса возникают между допрашиваемым и допрашивающим и в определенной мере влияют на разрешение последним целей допроса. Здесь правильное решение зависит во многом от уровня знаний, профессионального опыта и навыков следователя. Каждый задаваемый следователем вопрос должен быть предельно ясным. В то же время следователь обязан уточнить услышанное, устраняя недомолвки и двусмысленности28.

     Участие защитника в следственных действиях  может не только помогать, но и создать для следователя затруднения, например, помешать установлению психологического контакта следователя с допрашиваемым. Однако в любом случае успех работы как следователя, так и защитника во многом определяется правильными, нормальными их взаимоотношениями29.

     Сущность  удостоверительной деятельности заключается  в переводе добытой следователем информации в новую, преимущественно  письменную форму. Следователь получает исходную информацию в виде конкретных образов (обыск, осмотр и др.), устной человеческой речи (допрос, очная ставка и др.), а также в виде письменной речи (документы, протоколы и т. д.). Всю полученную информацию следователь после ее анализа и отбора в результате удостоверительной деятельности фиксирует в специальных, предусмотренных законом формах: постановлениях, протоколах и т. п. В последнее время в следствии активно применяются средства фиксации показаний: машинопись, магнитофонная запись, иногда  - стенография. Эти средства, повышая культуру следователя, одновременно требуют от него более высокого мастерства и специальных технических навыков при проведении допроса. При осмотре местности в плохих погодных условиях (дождь, ветер, мороз) удобно применять диктофон. Показатель культуры в работе следователя — умение организовать рабочий день так, чтобы ни один час своего и чужого времени не пропал даром. Специфика следственной работы создает своеобразные аспекты утомления и отдыха. Следователь должен отдыхать активно, совершать прогулки на свежем воздухе, в лесу, работать в саду и огороде, увлекаться туризмом, охотой, рыбной ловлей и т. п30.

     Следователь должен уметь быстро сплотить и организовать в коллектив всех людей, которые ввиду стечения обстоятельств попали в орбиту следствия, определить каждому свое место, подчинив их всех своей воле.

     Мало  следователей обладают такими организаторскими способностями и их необходимо приобретать  в процессе практической работы.

     В соответствии с нормами уголовно-процессуального  закона лидером при взаимодействии задействованных в следствии  лиц является следователь. Он наделен правом давать поручения, обязательные для исполнения органами дознания; следователь определяет потребность во взаимодействии, цели и направления расследования преступления. Часто следователю приходится выступать как руководителю сложных коллективов, осуществляющих действия в трудных, а иногда экстремальных условиях: обыск и задержание нескольких лиц, осмотр сложного транспортного происшествия (крушение поезда), осмотр места пожара и т. д.

     Следователь должен развивать у себя умение управлять всеми участниками осмотра, координировать их действия, оценивать исходную обстановку, принимать решения.

     Основа  организаторской деятельности —  способность точно ориентироваться в действительности, в частности в начальной ситуации, качествах людей и их возможностях. На основе хорошей ориентировки в обстановке и людях следователь вначале мысленно, а затем и реально расставит людей в соответствии с их возможностями, учтет наличные материалы и средства, наметит перспективы работы, воодушевит людей на выполнение долга перед обществом31.

     Организаторские качества и умения в значительной степени можно воспитать и  развить в условиях профессиональной деятельности следователя.

     По  нашему мнению, для следственной работы необходимы следующие организационные качества:

  1. Самоорганизованность, энергичность, настойчивость, обеспечивающие целенаправленное расследование уголовного дела, систематическую работу по нему.
  2. Ответственность, требовательность, находчивость, умение хранить тайну при руководстве коллективами людей в ходе расследования уголовного дела.
  3. Выдержка, самокритичность, дисциплинированность, чувство собственного достоинства в отношениях с коллегами и руководством32.

     Остановимся и на реконструктивной деятельности следователя, рассматривая ее связи с другими сторонами.

     В реконструктивной деятельности реализуются  такие интеллектуальные качества следователя, как воображение, память, мышление, общий и специальный интеллект, интуиция.

     В создании мысленных проб и последующей  разработке следственных версий, особенно на первоначальных этапах расследования, большое значение имеют интуиция и воображение следователя. Воображение на основе синтеза полученной информации и профессионального опыта создает версии прошлого события, которые сопоставляются со всеми собранными по делу доказательствами. Интуитивный процесс выражается в комплексном подходе при анализе информативных ориентиров поиска. Интуиция как часть творческого мышления не исключает, а предполагает сознательное дискурсивное мышление, способное развернуть догадку в системе доказательств, обнаружить ее фактические основания, объяснить процесс ее формирования и в конце концов обнаружить ее правильность или ошибочность33.

     Основное  назначение интуиции в процессе расследования  состоит в том, что она способствует созданию гипотезы. Она играет важную вспомогательную роль в процессе доказывания, но не может учитываться при принятии процессуальных решений.

     Искусство расследования — это в значительной степени умение видеть и понимать все до мелочи. Следует отметить, однако, что видение отдельных деталей ничего не дает без обобщения и перехода к событию в целом. А это требует конкретного и абстрактного в следственном мышлении, которое позволяет воссоздать картину в целом и увидеть отдельные ее штрихи. Мышление, как и воображение, участвует на всем протяжении расследования, ибо «мышление человека, в отличие от чувственного познания, начинается в связи с возникновением у него задачи, вопроса и даже удивления». Следователю постоянно приходится разрешать те или иные задачи, которые ставит перед ним расследование уголовного дела34.

     Дискурсивное  мышление само по себе, без включения  других компонентов. является вполне достаточным средством исследования и доказывания в случаях: 1) когда даны все необходимые условия и предпосылки для решения задачи и ответ достигается в результате выведения одного положения из другого и 2) когда связь между искомым ответом, доказываемым положением и предпосылками однозначна или ограничена небольшим числом и строго определенными формами. Тогда действительно ход рассуждения идет от одного довода к другому, пока искомое не станет вполне ясным и доказанным.

<

Информация о работе Профессиограмма следователя