Профессиограмма длинное прошлое,короткую историю.

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:40, реферат

Описание работы

Термин “профессиография” происходит от лат. “профессио” – постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. “графо” – пишу. Понятие “профессиография” включает профессиографическое исследование и его результат – профессиограмму. Профессиография является разделом двух наук – профессиологии и психологии труда. Предметом профессиографии является научное исследование, описание и проектирование профессий. Результат профессиографического исследования оформляется документом – профессиограммой.

Работа содержит 1 файл

профессиография.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

   Монографическая – описывает одну определенную профессию, что на мой взгляд наиболее интересно  и применимо в рамках моей области  исследования. 

   Изучение  поведения, его внешней картины естественно переходит в изучение внутренних его психологических механизмов – внутренней картины труда, т.е. то, что составляет содержание сознания субъекта труда, работающего человека. Во внутреннем плане трудовая деятельность есть множество задач, решаемых, как правило, последовательно, в соответствии с выбранными или воспринятыми приоритетами.

   ВКТ – это процесс непрерывного отражения  в сознании меняющейся обстановка, собственной активности и ее регуляция  во времени на основе обратных связей и сенсорно-моторных или интеллектуальных коррекций. В формировании ВКТ участвуют все психические процессы – познавательно - преобразовательные, эмоциональные и волевые.

   Следовательно, профессиографическое описание – это  попытка отразить как внутреннею, так и внешнею картину труда, описание всех субъективных и объективных характеристик труда. Сопоставление внутренней и внешней картин труда происходит в психограмме, которая является основной частью профессиограммы. Иногда под психограммой понимается графическое соотнесение технологических операций и необходимых для их осуществления психологических качеств профессионала. Внешняя картина труда разбита на три основных блока, внутренняя представлена как структура психики человека – от психических процессов до свойств личности. 

     Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика  профессиографии. Саратов: Изд-во  Саратов. Ун-та, 1992. 

   Часть1. Общая социальная и профессиологическая  характеристика профессии 

   1. Название профессии по официально  принятой номенклатуре

   2. Таксономические сведения: форма, тип, класс, группа, специальность.

   3. Название рабочего поста.

   4. Престиж

   5. Должностной оклад и его оценка

   6. Краткая характеристика основных  обязанностей

   7. Необходимое образование

   8. Диапазон квалификации (разряды,  классы и т.д.), а также перспективы административного, научного и др. видов продвижения.

   9. Краткая характеристика требований  профессий к безошибочности и  надежности.

   10. Основные особенности общения:  постоянное или эпизодическое,  с узким или широким кругом  лиц, непосредственное или опосредованное техническими средствами, характер общения – узко профессиональное, с посетителями, клиентами, в условиях обслуживания людей и руководства подчиненными и т.д.

   11. Краткая характеристика основных  особенностей динамики трудовой деятельности (возрастные ограничения, большая текучесть кадров и т.д.)

   12. Референтное событие, частота  и др. особенности.

   13. Профессиональные вредности, льготы  и др. особенности, отличающие  данную профессию от большинства  других. 

   Часть 2. Психограмма 

   А. Трудовое поведение (описание трудового  поведения и внутренней картины  труда) 

   1. Фотография рабочего дня

   2. Хронометраж и описание референтного  события

   3. Описание и оценка динамических  факторов труда (работоспособность,  утомление, надежность, безошибочность)

   4. Условия труда и их влияние  на динамические факторы труда.

   5. Психологическая оценка рабочего  места и трудовых действий

   6. Психологический анализ ошибочных  действий 

   В. Требования на уровне психических процессов 

   Рабочая поза, статические и динамические нагрузки

   Рабочие движения

   Стереотипность  движения

   Преобладающие типы мышления (предметно-практическое, теоретическое, конкретное, абстрактное, лимитированность по времени, в условиях дефицита времени)

   Сложность и ответственность ре8ений и мера их самостоятельности (порядок, сроки, степень контроля, самоконтроля)

   Преобладающий вид памяти

   Преобладающий вид речи (монологическая, диалогическая, внутренняя)

   Удельный  вес речи в профессиональной деятельности (высокий, средний, небольшой)

   Специальные и дополнительные требования к речи

   Активность,, широта, интенсивность, устойчивость внимание

   Эмоциональность

   Типичный  уровень нервно-психический напряженности  труда (квалификации Т.А.Немчина)

   Напряженность

   Мера "автоматизированности воли" по Г.С.Струмилину

   Монотония

   Утомление

   Г. Требования на личностном уровне 

   Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность и действенность мотивации 

   Значение  опыта 

   Социальный  интеллект 

   Внушаемость

   Нравственно-психологическая  устойчивость личности

   Значение  возраста, темперамента, типа нервной  системы, состояния здоровья, нервно-психической  и физической выносливости для успеха профессиональной деятельности

   Профессиональные  способности 

   Особенности характера (необходимые, желательные, нежелательные, категорически противопоказанные)

   Рекомендуется иметь в виду следующие черты  характера – социальная активность, принципиальность, честность, самостоятельность, инициативность, организованность, дисциплинированность, терпение, уступчивость, внимательность и т.д. 

   Д. Референтное событие 

   Психологическое описание и оценка РС часто ложатся  в основу выводов и рекомендаций по всему профессиографическому  исследованию и потому, требует к  себе особого внимания. 

   Часть 3. Заключение 

   В этой части суммируются основные данные социального, профессиологического и психологического изучения профессии и формируются основные рекомендации научного и (или) практического характера в таком порядке: 

   Профессионально значимые качества субъекта труда (социальные, профессиональные психологические, анатомо-физиологические и др.)

   Профессионально значимые свойства личности, состояний  и процессов. Желательно с количественными  оценками, ранжированием и др. приемами конкретизации выводов профессиографического  исследования

   Количественные  показатели РС

   Рекомендации 

   Принципы  профессиографии по В. Бодрову 

   1. Специфичность (конкретность) описания  определенной деятельности

   2. поэтапность изучения деятельности  – процессуальная последовательность  сбора и анализа материала  (этапы – информационный, аналитический,  синтетический, экспериментальный,  результирующий

   3. направленность описания – соответствие  конкретным целям изучения и  конкретной практической задаче

   4. селективность (избирательность)  объекта изучения – концентрация  на специфике субъектно-объектных  взаимосвязей, наиболее сложных  задачах трудового процесса

   5. многоуровневость (комплексность) изучения  субъектно-объектных взаимосвязей  на всех уровнях функционирования  системы деятельности

   6. динамичность изучения – с  учетом развития субъекта и  изменения деятельности

   7. системность – изучение взаимосвязей  и взаимовлияний отдельных компонентов деятельности на всех ее иерархических уровнях

   8. идентичность методических приемов  и программ изучения и описания  – для корректного сравнения  профессий

   9. использование качественно-количесвтенных  методов изучения – взаимное  дополнение содержательной и  статистической информации. 

Схема профессиографии (по В. Бодрову) 

   А. Общая характеристика професии (описательная часть профессиограммы) 

   1. Определение профессии и краткие  сведения о ее назначении; социально-экономическое  значение, перспективы ее развития; распространенность; связи с другими  профессиями; типичные учреждения, предприятия; уровень технической сложности, автоматизации; основные производственные операции.

   2. Требования к общей и специальной  подготовке, роль индивидуальных  качеств, состав рабочих групп;  перспективы продвижения по службе, стимулирование профессиональной деятельности, заработная плата.

   3. Режим труда и отдыха, распределение  рабочего времени. 

   Б. Основные производственные операции и  условия труда 

   1. Наименование и основное содержание  наиболее важных операций (перечисление  и анализ).

   2. Основные задачи, решаемые оператором.

   3. Характеристика действий оператора  по ряду параметров; характеристика  параметров скорости, точности, быстроты, координационной сложности выполняемых  рабочих операций; требования к  физической выносливости.

   4. Характеристика рабочих мест и сигнальных устройств, показатели санитарно-гигиенических условий. 

   В. Психограмма 

   1. Психологические функции и анализаторные  системы, находящиеся под преимущественной  нагрузкой и имеющие наибольшую  важность для обеспечения процесса  работы. Пороги ощущения (абсолютные, дифференциальные и оперативные пороги в анализаторах, ведущих для данной профессии).

   2. Характеристика включения в работу  различных анализаторов, их взаимодействие, степень напряжения в различные  периоды времени. Характеристика  их необходимой лабильности.

   Пространственное  восприятие и восприятие временных  интервалов. Важнейшие характеристики и способы его организации.

   Характеристика  параметров скорости, точности, координационной  сложности выполняемых операций. Темп деятельности. Устойчивость моторынх ответов при длительном их повторении.

   3. Преимущественный вид установки  (на скорость, точность, надежность, безопасность и др.).

   4. Быстрота формирования и переделки  навыков, их прочность.

   5. Особенности хранения информации. Объем и характер материала для запоминания. Требования к памяти (долговременной, кратковременной, оперативной).

   6. Характеристика преимущественных  способов переработки информации, принятия решений. Требования  к широте и четкости ассоциаций, быстроте мыслительных операций, продуктивности мышления, его гибкости и критичности.

   7. Требования к надежности в  работе: допустимые количественные  отклонения от заданного значения; допустимые колебания времени  выполнения действий.

Информация о работе Профессиограмма длинное прошлое,короткую историю.