Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 20:38, курсовая работа
С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его противоречащими, социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально-психологического климата коллектива.
Однако, климат это не только проблема сегодняшних социально-психологических сложностей социального и научно-технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей.
Введение…………………………………………………………3
Обзор литературы…………………………………………...4
1.1.Понятие конфликтов и их классификация………………..4
1.2.Понятие коллектива………………………………………..11
1.3.Понятие социально-психологического климата…………15
2. Проектирование вероятностных конфликтов .……………22
Заключение……………………………………………………..26
Список использованной литературы…………………………
Вариант Б.
Высокий
уровень развернутости
Вариант В.
Невысокий уровень развернутости социально-психологического потенциала коллектива компенсируется работой (хоть и устаревшими методами, но с полной отдачей – на износ). Данный случай в перспективе сулит срыв в работе и резкое падение социально-экономической эффективности.
Эти варианты СПК, разумеется, не исчерпывают их реального многообразия. СПК аптечного коллектива имеет свои особенности. Они обусловлены прежде всего целями и задачами, стоящими перед аптекой как организацией здравоохранения. И в тоже время аптека – организация, осуществляющая торговые функции, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Получение прибыли – это обязательное условие существования.
Влияние на СПК может оказывать и внешняя среда. Сотрудники имеют частные контакты с больными людьми или их близкими, что требует проявления высоких моральных качеств, человеческих чувств, способности использовать психоэмоциональное направление в процессе обращения.
Особенностью, существенно влияющей на СПК является то, что коллективы аптек – зачастую коллективы женские.
Возможными субъектами
конфликта в организации являются:
· администрация организации;
· средний управленческий персонал;
· низший управленческий персонал;
· основные специалисты (в штате);
· вспомогательные специалисты (вне штата
— по контракту);
· технический персонал;
· структурные подразделения;
· неформальные группы сотрудников.
Если структурная
модель организации не оптимизирована
под деятельность (например, существует
избыточность персоналa, управленческих
звеньев, структурных единиц), то возможны
два варианта:
1) расходная часть проектов увеличивается
(это приводит к нарушению интересов потребителей
и, следовательно, делает предпочтительнее
обеспечение интересов конкурентов) и,
следовательно, возникают или обостряются
внешние конфликты; внешние конфликты
неизбежно приводят к внутрифирменным:
между структурными подразделениями,
управленческими звеньями, между сотрудниками.
2) в силу острой конкуренции расходная
часть проектов увеличена быть не может
и поэтому встает вопрос о перераспределении
доходной части (ограничение объемов выполняемых
заказов, сокращение фонда заработной
платы, возможные задолженности партнерам
или налоговым органам, долги по кредитам)
и даже о возможном банкротстве.
Существуют
два подхода определения конфликта. Сторонники
первого описывают конфликт как явление
негативное. Сторонники второго подхода
считают конфликт естественным условием
существования взаимодействующих людей,
инструментом развития любого сообщества,
хотя и имеющим деструктивные последствия,
но в целом и на длительном промежутке
не столь разрушительные, как последствия
ликвидации конфликтов, их информационной
и социальной блокады.
Конфликт
— это процесс развития взаимодействия
субъектов по поводу различия их интересов
и ценностных ориентации. Он имеет три
фазы: конфронтационную, компромиссную,
коммуникативную. Период нарушения последовательного
фазового процесса конфликтного взаимодействия
субъектов или задержки одной из фаз называется
кризисом. Управление конфликтом — это
деятельность по обеспечению развития
конфликтного взаимодействия, минимизирующая
кризисные периоды.
Организационная
структура любого типа всегда конфликтна
по самой своей природе (функциональные
и профессиональные различия структурных
подразделений, профессиональные и личностные
различия сотрудников, наличие корпоративных
и личных интересов персонала, которые
нельзя запретить).
Важным конфликтогенным фактором является
неоптимизированная структура организации.
Всегда конфликтна инновация, поскольку
подрывает сложившееся в организации
равновесие. Основной причиной конфликта
в стабильных организациях становятся
ошибки менеджеров в оценке деятельности
сотрудников и в выборе способов формирования
рабочих групп (по производственному или
функциональному принципу). Даже в небольшой
организации, не имеющей структурных подразделений,
могут сформироваться группы, которые
непременно рано или поздно начнут конфликтовать
друг с другом.
Причиной
существенного снижения экономической
эффективности бизнеса становится моббинг
— ситуация, в которой оказываются сотрудники
фирмы на своем рабочем месте, подвергаясь
конфронтации со стороны коллег и начальства.
Можно выделить
два пути: дифференциацию и интеграцию.
Дифференциация связана с различными
подходами и правилами работы, которых
придерживаются разные специалисты, работающие
в группе, а интеграция характеризуется
единым подходом и сотрудничеством всех
членов коллектива.
Хотя
теоретически все группы в организации
работают ради одной и той же цели, они,
конечно же, имеют разные интересы. К тому
же многие группы обычно считают свою
нагрузку нереальной, а оценку труда несправедливой.
В крайних проявлениях это ведет даже
к полному смещению целей.
Список
использованной литературы.
1.Андреева Г.М.
Социальная психология. М.: Аспект-Пресс,
1996 г.
2. Ильин Г.Л. Социология и психология: учеб.
пособие для студ. Высш. учеб. заведений.
- 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр
"Академия", 2007 г.
3. Спивак В.А. Организационное поведение.
М.: Эксмо, 2007 г.
4. Свенцицкий А.Л. Психология управления
организациями. СПб., 1999 г.
5. Пугачев В.П. Руководство персоналом:
Учебник. -М.: Аспект Пресс, 2008 г.
6. Морозов А. В. Управленческая психология: Учебное пособие для студентов . - 2-е издание. - М.: Академический Проект; Трикста, 2005.
7. Огарков А.А. Управление организацией: учебник. - М.: Эксмо, 2006.
8. Основы теории управления: учебное пособие / Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. -- М., 2004.
9. Розанова В. А. Психология управления: Учебное пособие, 3-изд., перераб. и доп. . - М., 2006.
10. Шикун А. Ф., Филинова И. М. Управленческая психология: Учебное пособие / А. 11. Ф. Шикун, И. М. Филинова. - М.: Аспект Пресс, 2007.