Проектирование исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:57, реферат

Описание работы

Проектирование исследования, будь то реферат, курсовая или дипломная работа, заключается в предварительной разработке научного аппарата, определяющего содержание и технологию проведения поисковой деятельности.

Содержание

Общие положения
Проектирование стратегии исследования
Проектирование тактики исследования
Самоэкспертиза исследования
2.1 Разновидности научного поиска
2.2 Методы научных исследований

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Этапы исследования определяют последовательность выполнения всего исследования. Так, могут быть этапы: 1) изучения теоретического материала; 2) изучения практики; 3) проведения эксперимента; 4) написания самой работы. Описание этапов обязательно сопровождается указанием календарного времени их выполнения. Они согласуются с контрольными точками исследовательской деятельности.

Разработка  тактики исследования, как видим, касается его процедурной стороны. Формируя эту часть научного аппарата, мы моделируем все исследование, направляя его на достижение уже поставленной цели. Определив объект, предмет, гипотезу, задачи, методы и этапы исследования, можно приступить к самому исследованию, выполняя его поэтапно и определенными методами. 

1.4 Самоэкспертиза исследования

Самоэкспертиза  исследования - это самостоятельная оценка его исполнителем с точки зрения научной и практической ценности. Проводится она по завершению всего исследования как самоанализ и самой деятельности исследования, и его результатов. Однако принято, что самоопределение научной и практической значимости заносится во Введение, хотя целесообразнее было бы ее прописывать в Заключение. Решение этого вопроса зависит от научного руководителя.

Определение научной новизны исследования проводится на основе оригинальности исследования и его отличия от известных ранее проведенных по сходной проблеме. Этой новизной может быть:

  • эмпирическое подтверждение или опровержение ранее выдвинутой теоретической идеи;
  • предмет исследования, никогда ранее не изучавшийся;
  • методы исследования, никогда ранее не применяющиеся при изучении подобных явлений;
  • новые оценки ранее проведенных исследований;
  • впервые выявленные связи и отношения между фактами, процессами и системами, никем ранее не описанные, и т. д.

Определение научной новизны происходит следующим образом. Во-первых, анализируется цель исследования. Правильно поставленная цель - уже новизна. Какой смысл проводить еще раз исследование того, что уже сделано в науке и решено в практике? Если цель достигнута - этот результат и есть новизна. Во-вторых, анализируется гипотеза. В ней определяются пути и способы достижения цели. Если реализация этих путей помогла прийти к цели, значит, гипотеза подтверждается. Гипотетически поставленные пути и способы достижения цели всегда имеют известную долю новизны, если исследование не дублирует уже кем-то проведенное. В-третьих, выделите ту часть выводов по главам и Заключения, которая не повторяет ранее сказанное другими авторами и не описанное в литературе. В-четвертых, все относимые к новизне положения выстройте в систему и ранжируйте. Количество положений новизны может быть самым разным, от одного до многих.

Практическая  значимость исследования - это возможность его использования в практике образовательного и иного учреждения, а также для продолжения исследования. Этим определяется его «потребительная стоимость» и возможность включения в «сферу образовательных услуг». Вы, как исследователь, эти «услуги» оказали и теперь определите, кому они могут еще понадобиться. При этом определяется практическая значимость прежде всего того нового, что сделал исследователь.

Определение практической значимости происходит следующим образом. Во-первых, мысленно анализируется база исследования, то есть то учреждение, в котором проводилась эмпирическая (экспериментальная) часть исследования или где обобщался опыт работы. Во-вторых, выделяется участок, где успешно прошел эксперимент. В-третьих, определяется, где еще есть подобные ситуации и специалисты, способные использовать ваши рекомендации. В-четвертых, выделяются новые проблемы и идеи, которые не исследовались вами, но возникли из вашего исследования. «Потребителями» таких идей могут стать другие исследователи. Таким образом определяются, какими педагогами, при работе с какими детьми и в каких учреждениях могут быть использованы новые идеи, положения, рекомендации вашего исследования, а также какие проблемы могут быть далее темой и предметом последующих исследований.

Научная новизна и практическая значимость исследования, определяемые самим исследователем, затем анализируются и подтверждаются рецензентами и защищаются самим  исполнителем. 

2.1 Разновидности научного поиска

В зависимости  от конкретной задачи и цели, которую  ставит исследователь, он, прежде всего, подбирает тот или иной подход к своему поиску. Чаще всего такими подходами являются: 1.Поиск на основе имеющихся знаний о предмете, которые  пока ещё не получили проверки. 2.Поиск того, что ещё не существует, но должно возникнуть по объективным данным научного прогноза. 3.Поиск в аспекте реальной фантазии.

На практике выделяют сл. формы поисковых исследований: 1)Предварительный поиск представляет собой так называемую разведку поискового пути в обл-ти научного исс-ния, выполненную на упрощенных моделях. Исследователю иногда бывает необходимо выяснить, в самом общем виде экспресс методом, суть дела в какой-либо слабо изученной конкретной обл-ти знания. В др. случаях такие предварительные поиски проводятся на уровне мысленного эксперимента, также с применением не сложных материальных ср-в. 2)Проверочный поиск. Проверочные поисковые исс-ния требуют хорошо организованной экспериментальной базы, а также большой и длительной подготовки. Часто применяется в научных исс-ниях поиск на основе имеющихся знаний о каких-либо явлениях и предметах, св-ва которых пока не проверены. Более сложен научный поиск того, что ещё не ясно, но должно проявиться по данным научного предвидения. Здесь началом исс-ния является взятая за основу научная гипотеза или предположение

Научное исс-ние: сущность и особенности.

Научное исс-ние – это процесс выработки  новых научных знаний, один из видов  познавательной дея-ти, целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде с-мы понятий, законов и теорий. Характеризуется сл. показателями: объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью. С научным исс-нием тесно связаны сл. понятия: 1.Актуальность темы исс-ния, т.е. степень её важности в данный момент в данной ситуации для решения данной проблемы, задачи, вопроса. 2.Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исс-ния. 3.Исследовательская специальность (часто именуемая, как направление исс-ния) – это устойчиво сформировавшаяся сфера исс-ния, включающая определенное кол-во исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включающая обл-ть её применения. 4.Исследовательское задание – это элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности. 5.Метод исс-ния (его выбор) – это способ применения старого знания для получения нового. 6.Объект исс-ния – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. 7.Предмет исс-ния – это все то, что находится в границах объекта исс-ния в определенном аспекте рассмотрения.

Осн. этапы  выполнения научно-исследовательской  темы, последовательность подготовки письменной работы.

Каждый  автор может писать в той последовательности, которая представляется ему наиболее рациональной. Вместе с тем существует определенная логическая схема этой работы: 1.Формирование замысла. 2.Выбор темы, обоснование её актуальности и новизны. 3.Выявление цели и конкретных задач исс-ния. 4.Определение объекта и предмета исс-ния. 5.Выбор методов проведения исс-ния. 6.Планирование работы (эмпирический и теоретический этап исс-ния). 7.Поиск, отбор и оценка необходимых материалов. 8.Группировка и систематизация материалов. 9.Написание текста. 10.Обсуждение и оценка результатов, формулирование выводов. 11.Обработка рукописи (композиция, язык, рубрикация). 12.Окончательное оформление работы. 13.Защита работы. 

2.2 Методы  научных исследований 

Методы  научных исс-ний: наблюдение.

Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от абстрактного к конкретному).

Наблюдение  – это целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о  внешних сторонах, св-вах и отношениях изучаемых объектов. Является основой последующих теоретических и практических действий. Требования к наблюдению: планомерность, целенаправленность, активность и систематичность.

Методы  научных исс-ний: сравнение.

Общие методы научных исс-ний делят  на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от абстрактного к конкретному).

Сравнение позволяет установить сходство и  различие предметов и явлений  действительности. требования к сравнению: сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность; сравнение должно осуществляться по наиболее важным существенным признакам.

Методы  научных исс-ний: измерение.

Общие методы научных исс-ний делят  на 3 группы: 1.Методы эмпирического  исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как  на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от абстрактного к конкретному).

Измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством ед-цы измерения. Оно дает точные количественные сведения об окружающей действительности.

Методы  научных исс-ний: эксперимент.

Общие методы научных исс-ний делят  на 3 группы: 1.Методы эмпирического  исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от абстрактного к конкретному).

Эксперимент – это апробирование испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Он может быть осуществлен лишь при наличии теории. Стадии эксперимента:1)Выдвижение научной гипотезы; 2)Постановка конкретной задачи; 3)Выбор объекта исс-ния; 4)Подготовка материальной базы для выполнения эксперимента; 5)Выбор оптимального пути эксперимента; 6)Наблюдение явлений при эксперименте и их описание; 7)Анализ и обобщение полученных результатов.

Методы  научных исс-ний: абстрагирование.

Общие методы научных исс-ний делят  на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от абстрактного к конкретному).

Абстрагирование – это прием мышления, который  заключается в отвлечении отряда св-в и отношений изучаемого явления  с одновременным выделением интересующих нас св-в и отношений. Результат  абстрагирования – построение абстракций, которые позволяют заменить сравнительно сложное простым.

Методы  научных исс-ний: анализ и синтез.

Общие методы научных исс-ний делят  на 3 группы: 1.Методы эмпирического  исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от абстрактного к конкретному).

Анализ  – разложение целостного предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения. Анализ предполагает выяснение различных связей между фактами, между элементами целого и это придает материало-логическую цельность и завершенность.

Синтез  – соединение ранее выделенных частей в единое целое. Анализ и синтез – это противоположности взаимно предполагающие и дополняющие друг друга, тесно взаимосвязанные.

Методы  научных исс-ний: исторический метод.

Общие методы научных исс-ний делят  на 3 группы: 1.Методы эмпирического  исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от абстрактного к конкретному).

Сущность  исторического метода состоит в том, что история изучаемого объекта воспроизводится во всей своей многогранности с учетом всех мельчайших случайностей. Исторический метод незаменим, когда нас интересуют имевшие место события, действия отдельных личностей и т.д. Обл-ть применения этого метода – исс-ние человеческой истории и различных явлений не живой природы.

Методы  научных исс-ний: восхождение от абстрактного к конкретному.

Информация о работе Проектирование исследования