Проектирование исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:57, реферат

Описание работы

Проектирование исследования, будь то реферат, курсовая или дипломная работа, заключается в предварительной разработке научного аппарата, определяющего содержание и технологию проведения поисковой деятельности.

Содержание

Общие положения
Проектирование стратегии исследования
Проектирование тактики исследования
Самоэкспертиза исследования
2.1 Разновидности научного поиска
2.2 Методы научных исследований

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

     «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННый университет СЕРВИСА»

Кафедра: «Туризм и домоведение»

 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по  дисциплине: «Основы дипломного проектирования»

На тему: «Проектирование исследования»

 
 
 
 
 

                        Выполнил:

                        студент группы БТРО-401

                        Суслик В.Н. 
                   

                        Проверил:

                                                                                       проф. Тамер О.С.      
 
 
 
 
 

Тольятти  2011 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

    1. Общие положения
    2. Проектирование стратегии исследования
    3. Проектирование тактики исследования
    4. Самоэкспертиза исследования

2.1 Разновидности  научного поиска

2.2 Методы научных  исследований  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Общие  положения

Проектирование  исследования, будь то реферат, курсовая или дипломная работа, заключается в предварительной разработке научного аппарата, определяющего содержание и технологию проведения поисковой деятельности.

Научный аппарат состоит из операций, позволяющих разработать: а) стратегию исследования, б) тактические операции и в) оценочные операции, именуемые самоэкспертизой исследования. Каждая часть, в свою очередь, содержит несколько исследовательских операций.

Состав  научного аппарата, то есть количество исследовательских операций, зависит от того, какую работу выполняет студент. При выполнении реферата, как правило, требуются умения определять актуальность темы, ставить цель, находить предмет исследования и методы работы с теоретическим или эмпирическим материалом. Выполняя курсовую работу, студент, помимо этих операций, должен уметь определять объект исследования и ставить задачи. Выполнение всех исследовательских операций требуется лишь в дипломной работе. Внимательно ознакомьтесь с предлагаемой ниже таблицей и выберите из нее то, что нужно Вам на данном этапе обучения.

Количество  исследовательских операций в научном аппарате исследования может быть изменено в зависимости от темы, вида и типа исследования, а также по согласованию с научным руководителем.

Состав  научного аппарата различных форм исследований

Компоненты  научного аппарата Реферат Курсовая Дипломная
1. Актуальность  темы + + +
2. Противоречие - - +
3. Проблема исследования - - +
4. Цель исследования + + +
5. Объект исследования - + +
6. Предмет исследования + + +
7. Гипотеза исследования - - +
8. Задачи исследования - + +
9. Методы исследования + + +
10. Этапы исследования - - +
11. Научная новизна  исследования - - +
12. Практическая  значимость исследования - - +
  Итого: 4 6 12
 
 

1.2 Проектирование стратегии исследования

Стратегия исследования - это поиск и определение основного пути и предполагаемого результата всего исследования, будь то реферат, курсовая или дипломная работа.

К исследовательским операциям стратегического характера относятся:

  • определение актуальности темы;
  • выявление противоречия;
  • определение проблемы;
  • формулировка конечной цели исследования.

Актуальность  темы исследования определяется и описывается на основании:

  • соответствия ее государственному и региональному заказу, то есть тем идеям и положениям, которые заложены в законах, положениях, указах, постановлениях и рекомендациях, разрабатываемых органами государственной власти, в том числе и в образовании;
  • степени ее разработанности в науке, отечественной прежде всего, в том числе и учеными своего вуза;
  • состояния практики и ее потребности в разрешении вопросов, составляющих тему.

Противоречие  исследования выявляется на материале анализа актуальности темы. Любое явление в образовании и педагогике состоит из компонентов, развитие которых идет неравномерно. Студент может увидеть несоответствие государственного заказа и научной разработанности темы, востребованности со стороны практики и слабой научной разработкой изучаемой проблемы и т. д.

Определение противоречия - это исследовательская операция, состоящая в выявлении нарушенных связей между элементами какой-либо педагогической системы или процесса, обеспечивающими в своем единстве их развитие. В этих связях есть «слабое звено», которое мешает успешному развитию как практики образования, так и отдельной личности.

Любое противоречие, таким образом, состоит  из «сильного» и «слабого» звеньев. Формулируется оно с помощью союза «между». Например, для вышеобозначенной нами темы «Методы и приемы воспитания наблюдательности у детей с ЗПР (на уроках математики в первом классе)» противоречие вполне может быть сформулировано как «противоречие между большой ролью наблюдательности как основы развития математических умений у детей с ЗПР и отсутствием методики ее формирования в учебном процессе на уроке математики».

Проблема  исследования формулируется на «слабом звене» противоречия. В приведенном примере таким звеном является отсутствие «методики формирования наблюдательности на уроках математики у детей с ЗПР». В том и будет состоять проблема - какова же эта методика? Проблема формулируется как вопрос, определяющий направление поиска: «Каковы методы и приемы воспитания наблюдательности у детей с ЗПР на уроках математики в первом классе?» Любая проблема формулируется с вопросительных слов «какой», «какая», «какова», «сколько», «что», «почему» и др.

Цель  исследования является продолжением поставленной проблемы. Если в проблеме задан вопрос, то поиск ответа на него и будет целью исследования. В нашем примере это: «Разработать комплекс методов и приемов воспитания наблюдательности у учащихся с ЗПР на уроках математики в первом классе». Так ликвидация «слабого звена» в противоречии становится целью исследования. Цель как предвидение результата исследования всегда формулируется в позитивной форме повествовательного предложения, как правило, с помощью глагольных форм: «разработать», «выявить», «усовершенствовать», «обосновать», «определить» и др.

Все четыре операции последовательно связаны  между собою, одна как бы вытекает из другой. Постановкой цели завершается  процедура выработки стратегии  исследования. 
 
 
 

1.3  Проектирование тактики исследования

Тактика исследования - это серия операций, уточняющих и конкретизирующих поисково-исследовательскую деятельность. Ее можно определить как систему локальных практических действий, направленных на достижение поставленной цели исследования. Сюда входят:

  • объект исследования;
  • предмет исследования;
  • гипотеза исследования;
  • задачи исследования;
  • методы исследования;
  • этапы исследования.

Объект  исследования - это научное или практическое пространство, в рамках которого ведется исследование. Научное пространство - это теория, учение или концепция, определяющие характер исследования. Практическое пространство - это конкретные образовательные, воспитательные или учебные системы, процессы или ситуации. Объект исследования определяет условия, в которых будет достигаться цель. В рассматриваемом нами примере объектом исследования являются «уроки математики в первом классе для детей с ЗПР» или «Процесс обучения математике детей с ЗПР в первом классе». Только в их рамках и на них самих будет выполняться исследование.

Предмет исследования - это та часть объекта исследования, которая подлежит специальному изучению и, возможно, преобразованию. Им становится «слабое звено», которое обнаруживается уже в противоречии, затем становится проблемой и, наконец, входит в цель. Вот почему предмет исследования очень часто формулируется почти идентично с целью. Так, если цель «Разработать методы и приемы воспитания наблюдательности у учащихся с ЗПР на уроках математики в первом классе», то предметом становятся именно «методы и приемы воспитания наблюдательности учащихся с ЗПР на уроках математики в первом классе».

Гипотеза  исследования разрабатывается только при четком представлении о предмете исследования. Гипотеза есть предположение о путях достижения цели по преобразованию этого предмета, по созданию условий для его развития и совершенствования. Чаще всего гипотезы строятся по алгоритму «А будет усовершенствовано, если используются Б, С, Д». Например, в нашем примере возможна такая гипотеза: «Воспитание наблюдательности у учащихся с ЗПР будет успешным, если в качестве методов и приемов обучения на уроках математики использовать игру, экскурсии в природу и специальные тренировочные упражнения». Возможна ее другая модификация: «Методы и приемы обучения детей с ЗПР на уроках математики будут способствовать воспитанию наблюдательности, если они будут обращены к их опыту и практике жизни, основываться на деятельностных началах и обогащаться за счет специальных упражнений, тренирующих внимание и глубину восприятия предметов и явлений».

Задачи  исследования хотя и являются порциями цели, подцелями, но ставятся только после разработки гипотезы. Согласитесь, что гипотезы достижения одной и той же цели могут быть разными. Задачи есть ступеньки поиска и потому выделяются в соответствии с его логикой. Так, выделяется задача изучения теории, но именно той, которая нужна для проверки конкретной гипотезы («Изучить состояние исследований проблемы воспитания наблюдательности у детей с ЗПР»). В качестве самостоятельной может быть выделена задача изучения и обобщения практического опыта работы учителя («Изучить опыт работы учителя Н. по обучению математике детей с ЗПР»). Задачами может стать разработка новой методики обучения математике, обеспечивающей воспитание детской наблюдательности, а также разработка и проведение ее экспериментальной проверки, разработка новых методических рекомендаций по совершенствованию методики обучения детей с ЗПР математике. Это что касается рассматриваемой в качестве примера темы. Задачи могут формулироваться как через глагольное действие, а могут и через имя существительное - «проведение», «изучение», «обобщение», «разработка».

При выработке  задач надо помнить, что ни одна из них не может повторять цель или  быть шире цели. Цель достигается через  решение задач, а потому каждая поставленная задача должна в своем решении продвигать исследование к цели и в сумме своей соответствовать ей.

Методы  исследования определяются конкретно поставленными задачами. Для разрешения каждой из них требуются особые методы. Если речь идет об изучении теории вопроса, то нужны теоретические методы, например критический, системный и другие виды анализа, обобщение, моделирование и т. д. Если же речь идет о практике, то нужны методы наблюдения, изучения продуктов деятельности и документации, эксперимент, различные виды опросов и т. д. Это есть эмпирические методы. Особо выделяются методы обработки полученных данных - конкретных фактов или статистических показателей. Поэтому выделяют методы качественного и количественного, то есть статистического анализа. Статистические методы анализа - это методы математического описания изучаемых явлений, качественные методы анализа - методы понятийного описания.

Информация о работе Проектирование исследования