Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Виды памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:43, реферат

Описание работы

Память – основа психической деятельности. Без неё невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения, причём существенное влияние имеют факторы мотивации личного характера. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности. Таким образом, память связана с особенностями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1.Процессы памяти………………………………………………………………4
1.1.Запоминание…………………………………………………………………...4
1.2.Сохранение……………………………………………………………………6
1.3. Воспроизведение и узнавание………………………………………………7
1.4. Забывание и борьба с ним……………………………………………………8
2.Виды и формы памяти………………………………………………………...10
Заключение…………………………………………………………………….....15
Список литературы………………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (7).docx

— 49.91 Кб (Скачать)

3) Оперативная память - память рассчитанная на сохранение  информации в течении определенного, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней. 
После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена - снова наблюдается полная "амнезия" по данному вопросу. Этот вид память является как бы переходным, от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той и другой памяти.

4) Долговременная  память - память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. 

- Эта память начинает  функционировать не сразу после  того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек  должен переключиться с одного  процесса на другой: с запоминания  на воспроизведение. Эти два  процесса несовместимы и их  механизмы полностью разные. 
- Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В  свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем  приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют  в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих  условиях проявляться вновь и  становиться предметом сознания. Поэтому под памятью  мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать  информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место  среди психических познавательных процессов. Многими исследователями  память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность  психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление

воспринимались в  прошлом, называется узнаванием.

Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать  в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс  — процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется  воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д. Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление,  или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.

Таким образом, память —  это сложный психический процесс, состоящий из

нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет  ему накапливать, сохранять и  впоследствии использовать личный жизненный  опыт, в ней хранятся знания и  навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных  с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются  следы, каковы физиологические механизмы  этого процесса, какие условия  содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

 

 

Список литературы

1.Гамезо М.В., И.А. Домашенко, Атлас по психологии, 3-е издание, Москва,1999, стр. 159

2.Крылов А.А., С.А. Маничева, Практикум по общей. Экспериментальной и прикладной психологии, "Питер", Санкт-Петербург, 2000, стр. 89

3.Макселон Юзеф, Психология, 1998, стр. 125

4.Максименко С.Д., В.О.Соловьяненко, Психология, МАУП, Киев2000

5.Немов Р.С., Общие основы психологии, книга 1, «Просвещение», Москва,1994, стр. 184

 


Информация о работе Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Виды памяти