Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Виды памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:43, реферат

Описание работы

Память – основа психической деятельности. Без неё невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения, причём существенное влияние имеют факторы мотивации личного характера. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности. Таким образом, память связана с особенностями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1.Процессы памяти………………………………………………………………4
1.1.Запоминание…………………………………………………………………...4
1.2.Сохранение……………………………………………………………………6
1.3. Воспроизведение и узнавание………………………………………………7
1.4. Забывание и борьба с ним……………………………………………………8
2.Виды и формы памяти………………………………………………………...10
Заключение…………………………………………………………………….....15
Список литературы………………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (7).docx

— 49.91 Кб (Скачать)

Успешность воспроизведения  зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при

воспроизведении. Физиологическая основа узнавания и воспроизведения — оживление следов прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был проторен при запоминании.

Формы воспроизведения:

а) узнавание — проявление памяти, которое возникает при  повторном восприятии объекта;

б) воспоминание, которое  осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

в) припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности  запоминаемой и хранимой в ДП информации;

г) реминисценция — отсроченное  воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;

д) эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий  образ со всеми деталями воспринятого.

     Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятии и

означает, что происходит восприятие объекта, представление  о котором

сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление  памяти), или на основе словесных  описаний (представление воображения). Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее определенно узнавание  в тех случаях, когда мы испытываем только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем. Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания.

Между определенным и неопределенным узнаванием есть много общего. Оба  этих варианта узнавания развертываются постепенно, и поэтому они часто  близки к припоминанию, а следовательно, являются сложным мыслительным и волевым процессом.

    

1.4.Забывание и борьба с ним

 

Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или  иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.

Забывание проявляется в  двух основных формах:

а) невозможность припомнить или узнать;

б) неверное припоминание или  узнавание.

Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти». Принято выделять три таких уровня:

1) воспроизводящая память;

2) опознающая память;

3) облегчающая память.

Забывание протекает во времени  неравномерно. Наибольшая потеря материала  происходит сразу же после его  восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.

При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание  материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести.

Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.

Забывание может быть обусловлено  различными факторами. Первый и самый  очевидный из них — время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала.

     Для уменьшения забывания необходимо:

1) понимание, осмысление информации

2) повторение информации

Забывание в значительной степени зависит от характера  деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее.

Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

Можно предположить очевидную  зависимость: чем больше время нахождения информации в психике, тем глубже забывание. Но для психики характерны парадоксальные явления: пожилые люди легко вспоминают о давно прошедшем, но столь же легко забывают только что услышанное. Этот феномен называется «законом Рибо», законом обратного хода памяти.

Важным фактором забывания  обычно считают степень активности использования имеющейся информации. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Это справедливо более всего по отношению к семантической памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте.

     Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психики,  которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем более или менее надежно удерживаются. Следовательно, «забывается» то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение («мотивированное забывание»).

Другими формами забывания  являются ошибочное припоминание и ошибочное узнавание. Общеизвестно, что воспринятое нами с течением времени теряет в воспоминании свою яркость и отчетливость, становится бледным и неясным. Однако изменения воспринятого ранее материала могут носить и другой характер, когда забывание выражается не в потере ясности и отчетливости, а в существенном несоответствии припомненного действительно воспринятому.

Основными существенными  причинами забывания, выходящего за рамки среднестатистических значений, являются различные болезни нервной системы, а также сильные психические и физические травмы. В этих случаях иногда наступает явление, называемое ретроградной амнезией. Она характеризуется тем, что забывание охватывает собой период, предшествующий событию, послужившему причиной амнезии. С течением времени этот период может уменьшиться, и даже более того, забытые события могут полностью восстановиться в памяти.

Забывание также наступает  быстрее при умственном или физическом утомлении.

Причиной забывания может  быть и действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале, например раздражающих звуков или находящихся в поле нашего зрения предметов.

 

2.Виды и формы памяти

Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

1. Классификация  по участию воли в процессе  запоминания; 
2. Классификация по психической активности, которая преобладает в деятельности. 
3.По продолжительности сохранения информации; 
4. По сути предмета и способа запоминания.

1. По характеру участи воли память делят на непроизвольную и произвольную. 
а) Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение, без всяких усилий. В этом случае запоминание происходит без всяких усилий, «автоматический». 
б) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкрет- ная задача, и для запоминания используются волевые усилия. 
В данном виде памяти большую роль играет цель. Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет большое значение.

2.По характеру психической деятельности 
По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективная),образную. и словесно-логическую. 
В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной. слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.

1) Двигательная (кинетическая) память – запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение  многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует  в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков.  Все ручные движения человека  связаны с этим видом памяти. 
Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.

2) Эмоциональная  память – память на переживания.  Особенно этот вид памяти проявляется  в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Как уже было упомянуто, приятные события более прочно откладываются в памяти, чем неприятные. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано, около 6 мес.

3) Словесно-логическая  память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. 
В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и т.д. Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и гораздо более эффективна, чем просто механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает "работать" позже других. П. П. Блонский называл ее "память-рассказ" .Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развивается с обучением ребенка основам наук.

4) Образная память - связана с запоминанием и  воспроизведением чувственных образов  предметов и явлений, их свойств,  отношений между ними. Данная  память начинает проявляться  к возрасту 2-х лет, и достигает  своей высшей точки к юношескому  возрасту. Образы могут быть разными:  человек запоминает как образы  разных предметов, так и общее  представление о них, с каким-то  абстрактным содержанием. Запоминать  образы помогают разные анализаторы.  У разных людей более активны  разные анализаторы, но как  было сказано в начале работы, у большинства людей лучше развита зрительная память.

Зрительная память – связана с сохранением и  воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью  обычно имеют хорошо развитое воображение  и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она очень важна  для людей некоторых профессий: художников ,инженеров, композиторов. Упомянутое раньше эйдетическое зрение, или феноменальная память , также характеризуется сильной образностью.

Слуховая память - это хорошее запоминание и  точное воспроизведение разнообразных  звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных  языков, музыкантам.

Осязательная, обонятельная и вкусовая память – это пример памяти, (существуют и другие виды, которые  не будут упомянуты), которая не играет существенной роли в жизни человека, возможности такой памяти очень  ограничены и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма. Они развиваются особенно остро  только у людей определенных профессий.

3. По продолжительности  сохранения информации;

1)Мгновенная или иконическая память.                                                      Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти- от 0,1 до 0,5 с. 
Часто в этом случае человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память- образ. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.

2)Кратковременная  память. 

Хранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить  после однократного или очень  краткого восприятия. Эта память также  работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная  память "включается" когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком  и как-то соотносится с его  актуальными интересами и потребностями). 
- Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее.

Например : человек сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос какой цифрой, римской или арабской, изображена на часах цифра 6. Он никогда целенаправленно не обращал внимание на этот факт, и таким образом информация не отложилась в кратковременной памяти. 
- Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает хранящуюся там, а старая информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имен людей, с которыми мы только что познакомились.

- Сделав сознательное  усилие, можно удержать ее в  памяти дольше, и обеспечить ее  перевод в оперативную память.. 
На самом деле, данная память играет важнейшую роль. Именно благодаря ей человек перерабатывает громадный объем информации, сразу отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.

Информация о работе Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Виды памяти