Проблемы воспитания ребенка со сложными нарушениями в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 15:41, реферат

Описание работы

Психология детей со сложными нарушениями развития — это сравнительно новая отрасль специальной психологии, которая изучает особенности психического развития человека, имеющего два или более нарушений. Самые большие научные традиции в этой области имеет наука об особенностях психического развития слепоглухого ребенка — ребенка с двойным сенсорным нарушением.
Предметом этой области специальной психологии является изучение своеобразия психического развития людей со сложными нарушениями и определение путей психолого-педагогической помощи этим людям и их семьям.

Содержание

История вопроса. 2
Понятие о сложных и множественных нарушениях развития. 4
Причины сложных нарушений развития у детей. 7
Классификация сложных и множественных нарушений у детей. 10
Общество и дети со сложными нарушениями. 14
Проблемы воспитания ребенка со сложными нарушениями в семье. 16
Список литературы. 18

Работа содержит 1 файл

Психологопедагогическая характеристика детей со сложными нарушениями развития.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

Знание причин и особенностей заболеваний, которые могут привести к сложному нарушению развития у ребенка, может  существенно помочь в диагностике  этих нарушений, в выделении новорожденных  детей группы риска и внимательному наблюдению за их развитием.

 

 

  1. Классификация сложных и множественных нарушений у детей.

В основу классификации  было положено время наступления  дефекта и наличие сочетания  сенсорных нарушений с интеллектуальными:

  • слепоглухонемые от рождения или потерявшие зрение и слух в раннем детстве, до овладения и закрепления словесной речи (врожденная слепоглухота);
  • слепоглухие, у которых потеря зрения и слуха наступила в дошкольном возрасте и позднее, когда у ребенка уже была сформирована речь (приобретенная слепоглухота);
  • слепоглухие умственно отсталые дети: все предыдущие варианты, осложненные умственной отсталостью.

Современный уровень  науки и практики оказания помощи детям со сложными недостатками развития позволяет выделить следующие варианты разных сочетанных нарушений.

По сочетанности нарушений  можно выделить более 20 видов сложных  и множественных нарушений. Это  могут быть различные сочетания  сенсорных, двигательных, речевых и  эмоциональных нарушений друг с другом (сложное сенсорное нарушение как сочетание нарушений зрения и слуха; нарушение зрения и системное нарушение речи; нарушения слуха и движений; нарушение зрения и движений), а также сочетание всех видов этих дефектов с умственной отсталостью разной степени (глухота и умственная отсталость, слепота и умственная отсталость, двигательные нарушения и умственная отсталость; разные сочетания умственной отсталости и сложных сенсорных нарушений при множественном дефекте).

По выраженности сочетанных нарушений зрения и слуха детей с этим видом сложного нарушения можно разделить на:

  • тотально или практически слепоглухих;
  • слепых слабослышащих; слабовидящих глухих;
  • слабовидящих слабослышащих.

Детей с сочетанными  нарушениями зрения и речи можно  разделить на:

    • слепых алаликов;
    • слабовидящих алаликов;
    • слепых детей с ОНР;
    • слабовидящих детей с ОНР.

Детей с нарушениями  зрения и движений можно разделить  на:

    • непередвигающихся самостоятельно слепых;
    • непередвигающихся самостоятельно слабовидящих;
    • слепых с нарушениями движений (остаточные явления ДЦП);
    • слабовидящих с остаточными нарушениями ДЦП.

Сочетание нарушений  слуха и движений можно разделить  на:

    • тяжелые формы ДЦП и глухоты;
    • тяжелые формы ДЦП и тугоухости;
    • легкие формы ДЦП и глухоты;
    • легкие формы ДЦП и тугоухости.

Возможно множество  сочетаний, разных по выраженности сенсорных  и двигательных нарушений, с разной по глубине умственной отсталостью.

Такая классификация  позволяет достаточно адекватно  подойти к решению вопроса  о месте обучения ребенка в  определенном типе школы. Но при этом необходимо учитывать условность подобного разделения и зависимость выраженности нарушений от применяемого лечения.

Известны наследственные синдромы, которые дают прогрессирующее  ухудшение движений, слуха и зрения уже в дошкольном возрасте. Например, при врожденной атрофии зрительных нервов обоих глаз и сахарном диабете у ребенка с нормальным при рождении слухом может наступить нейросенсорная глухота.

Известен также высокий  риск тотальной отслойки сетчатки у  детей с врожденной тяжелой близорукостью и тугоухостью (синдром Маршалла). От 3 до 6% детей с врожденным нарушением слуха страдают прогрессирующим с возрастом нарушением зрения в виде необратимого сужения полей зрения (синдром Ушера).

Таким образом, разделение детей со сложными нарушениями по выраженности каждого из имеющихся дефектов позволяет определить их основные трудности и построить программу их обучения и воспитания. При этом необходимо постоянно следить за изменением состояния нарушенных функций и быть готовым не только к их будущему улучшению, но и к ухудшению или появлению новых проявлений других нарушений.

В случае сложного нарушения  принято выделять детей с одновременно или разновременно наступившими нарушениями. Это могут быть врожденные нарушения зрения и слуха у  ребенка, одновременно наступившие после заболевания менингоэнцефалитом в определенном возрасте. Это могут быть различные случаи разновременной потери слуха и зрения (одно нарушение врожденное, другое наступило в результате травмы или прогрессирующего наследственного заболевания в более позднем возрасте). В других случаях это может быть врожденная слепота и неподвижность после травмы позвоночника в подростковом возрасте.

Этот подход к классификации  сложного нарушения у детей дошкольного  возраста также помогает нам понять неоднозначность течения многих видов сложного дефекта, возможность перехода этих детей из одной категории нарушений развития в другую и т.д.

Учет времени наступления  нарушений особенно важен для  детей с сенсорными нарушениями:

  • для оглохших детей является очень важным степень сформированное их речи ко времени заболевания;
  • для ослепших — запас их зрительных впечатлений, на которые можно опереться при ориентировке в окружающем.

По времени наступления  сложных нарушений можно разделить  на такие группы:

  • с врожденным или ранним сложным дефектом;
  • со сложным нарушением, проявившимся или приобретенным в младшем или старшем дошкольном возрасте;
  • с нарушением, приобретенным в подростковом возрасте;
  • с нарушением, приобретенным в зрелом возрасте;
  • с нарушением, наступившим в старческом возрасте.

Врожденное или очень  рано наступившее сложное нарушение  чрезвычайно осложняет процесс  развития ребенка и требует самого пристального внимания со стороны специалистов разного профиля в течение  всей его жизни. Рождение ребенка с комплексным тяжелым нарушением в семье почти сразу ставит вопрос о возможности его семейного воспитания. Именно эти дети чаще всего попадают в специальные Дома ребенка и клиники и прогноз их развития там самый печальный.

Для всех случаев приобретенного с возрастом сложного нарушения чрезвычайно важно установление особенностей развития ребенка ко времени заболевания, его знаний и умений, психологического возраста ко времени наступления нарушений.

Описанные выше подходы  к классификации сложных нарушений у детей показывают огромное многообразие и нестабильность вариантов таких нарушений в детстве. Это многообразие проявлений и их динамизм является главной особенностью категории детей со сложными нарушениями развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общество и дети со сложными нарушениями

В случаях сложного нарушения  особенно велика вероятность ущербного, иждивенческого, эгоистического развития личности ребенка. Возможность такого развития личности объясняется рядом  причин.

Первое — это причины, обусловленные собственно сложным нарушением, которое приводит к разной степени изолированности ребенка от внешнего мира. Такая изоляция неизбежно ведет к вторичным нарушениям развития — слабости и искаженности эмоциональных и социальных связей с широким миром людей, к эгоцентризму. Кроме того, сказывается чрезвычайно большая зависимость ребенка от повседневной помощи других людей, невозможность своевременного формирования всех необходимых бытовых навыков (приготовления пищи, умения делать покупки, самостоятельно пользоваться транспортом и т.д.). Это может привести к развитию пассивной и даже иждивенческой жизненной позиции, создать почву для развития эгоизма, отторжения от интересов других людей, выделения собственных интересов и нужд как главных не только для самого слепоглухого, но и для его окружения.

Вторая группа причин связана с отношением к нему окружающих людей. Как правило, окружающие слепоглухого ребенка близкие люди, осознав  его тяжелые нарушения, могут  проявлять излишнюю тревогу и  жалость. Очень часто родители достаточно долго ориентируются только на возможность излечения ребенка, не допуская даже мысли о том, что нужно приспособиться к новым условиям существования. Требования к ребенку могут резко снизиться, а оценка успешности его действий стать излишне высокой или даже неадекватной. Может создаться ситуация гиперопеки, когда ребенок становится центром существования семьи и интересы всех других ее членов отодвигаются на второй план, считаются незначительными. Возможным результатом в этом случае становится завышенная самооценка ребенка, стремление уйти от любых трудностей.

К третьей группе причин можно отнести проблемы, связанные  с практикой обучения и воспитания, при которой сам ребенок на протяжении всего дошкольного и  школьного обучения остается его  объектом. Его учат и воспитывают, а не он сам учится и воспитывается. В особых условиях специального дошкольного и школьного учреждения, где наш ребенок постоянно находится среди таких же детей, как он сам, у него не возникает потребности осознать свои нарушения. Специальные исследования показали, что большинство глухих и слепоглухих детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов не осознают свою глухоту или зрительные нарушения. Без своевременной психолого-педагогической помощи осознание своего дефекта может наступить в подростковом возрасте и достаточно негативно сказаться на душевном состоянии человека.

Все вышесказанное относится  прежде всего к случаям сложных  нарушений без резкого снижения познавательных возможностей у таких  детей. Но среди них достаточно часто  встречаются дети со сниженными интеллектуальными возможностями. Опыт обучения и воспитания детей с такими множественными нарушениями (сенсорными нарушениями при выраженной умственной отсталости) в школах для слепоглухих показал, что можно было добиться определенного прогресса только в развитии элементарных бытовых навыков. Отметим, что обучение большинства из них продвигалось очень медленно и характеризовалось крайней косностью формирования умений и трудностью переноса их в новые условия, пассивностью и безынициативностью этих детей в общении. В тяжелых случаях требовалось не менее трех лет обучения, для того чтобы у ребенка удалось добиться более или менее стойкого закрепления элементарных навыков самообслуживания (опрятности, самостоятельной еды и одевания). Такие дети должны были находиться под опекой и специальным наблюдением всю свою жизнь.

 

 

  1. Проблемы воспитания ребенка со сложными нарушениями в семье.

Когда рождается ребенок  с нарушениями в развитии, особенно интеллекта, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к другим людям. Вот почему решая вопросы реабилитации и интеграции в обществе детей с умственной отсталостью, исключительно важно знать особенности не только этих детей, но и их семей: многие из них остро нуждаются в комплексной социальной поддержке.

Связь уровня адаптации с выраженностью отклонения в развитии ребенка значительно опосредована характером внутрисемейных отношений. Именно эти отношения - один из важнейших факторов социально-бытовой и эмоциональной адаптации умственно отсталых детей, подростков, взрослых.

Не всегда условия  воспитания в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Если воспитать  нормального полноценного ребенка  очень сложно, то воспитание ребенка  с проблемами в развитии представляется особенно трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества.

Известный американский педиатр Бенджамин Спок, рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды отношений родителей  к своему ребенку:

  • стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой;
  • ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы;
  • постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви;
  • не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе;
  • воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все.

Информация о работе Проблемы воспитания ребенка со сложными нарушениями в семье