Проблемы становления личности в подростковом и юношеском возраcте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 23:18, контрольная работа

Описание работы

целью контрольной работы является выявление условий формирования личности в подростковом и юношеском возрастах.

Задачи:

изучить и проанализировать литературу по данной теме;
исследовать особенности формирования личности в подростковом и юношеском возрасте;
выявить условия, способствующие успешному развитию подростка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..... 3
1.ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ……………………………………….. 5
1.1 Понятие личности……………………….………………………………... 5
1.2 Структура личности и её особенности…………….................................. 8
2. Проблемы становления личности в подростковом и юношеском возрастах ………………………………………….......
11
2.1 Подростковый возраст (11-15 лет)……………………………………… 11
2.2 Переходный период……………………………………………………… 15
2.3 Ранняя юность (15 – 17 лет )……………………………………….……. 16
Заключение …………………………………………………………….... 20
Список использованной литературы …………………………

Работа содержит 1 файл

Проблемы становления личности в подростковом и юношеском возрастаз.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

     Для ранней юности характерна устремлённость в будущее. Устремлённость в будущее  только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворённость настоящим. При  благоприятных условиях развития юноша  стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет ещё лучше. [2, c. 64]

     Самооценка  в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Вообще юность – период стабилизации личности. В это время складывается устойчивых взглядов на мир и своё место в нём – мировоззрение. Центральным новообразованием периода становится самоопределение: профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.

     Осознание перспективы и построение жизненных  планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможностях.

     В российских школах была выявлена интересная динамика развития самооценки: после 15 лет самоуважение возрастает, не только компенсируя “потери” подросткового  периода, но и превосходя уровень  самоуважения младших школьников. Типично юношеские особенности характерны для самооценки десятиклассников – она относительно устойчива, высока, адекватна и сравнительно бесконфликтна. Подростки именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны. Всё это безусловно связано с формированием «Я-концепции» и необходимостью самоопределения.

     В выпускном классе ситуация становится более напряжённой.

     Часть старшеклассников сохраняет «оптимистическую»  самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания притязания и оценка собственных возможностей. У других самооценка высока и глобальна – охватывает все стороны жизни; смешивается желаемое и реально достижимое. Ещё одна группа детей отличается неуверенностью в себе, переживанием того разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознаётся. Их самооценка низка, конфликтна. Повышается тревожность.

     Несмотря  на различия в уровнях самооценки и тревожности и разнообразие вариантов личностного развития, происходит общая стабилизация личности в этот период.

     Старшеклассники в большей степени принимают  себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше.

     Интенсивно  развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением  эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15 лет.

     В это же время начинает развиваться  и нравственная устойчивость личности. В своём поведении юноша всё больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретённых знаний и своего жизненного опыта.

     Знания  об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в  единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

     Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения.

     В подростковом возрасте ребёнок открывает  для себя свой внутренний мир. В это  же время он достигает уровня формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия, оказываются той основой, на которой в ранней юности строятся мировоззренческие взгляды. Картина мира при этом может быть материалистической или идеалистической, или создаваться на базе религиозных представлений и т.д. Сам процесс познания окружающего мира имеет свою специфику в разные возрастные периоды. Подросток идёт к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания.

     Юноша, наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задаётся мировоззренческими вопросами: «Какой Я?», «А что я значу  в этом мире?», «Какое место я занимаю  в нём?», «Каковы мои возможности?». Он ищет чётких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме.

     Однако  мировоззренческие проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций.

     Ещё один момент, связанный с самоопределением, изменение учебной мотивации: юноши, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учёбу, как необходимую  базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчёркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. Именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.

     Старшеклассник  прощается с детством, со старой, привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он весь устремлён в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь.

     В заключение краткая характеристика подросткового и юношеского возрастов (в таблице), в основу которой положены данные  Д.Б. Эльконина. Что позволит лучше рассмотреть своеобразие каждого из этих возрастных периодов. 

     Возраст      Ведущая деятельность      На  что направлена познавательная деятельность      Психические новообразования
     Подростковый (11-14 лет)      Общественно-полезная деятельность: учебная, организационная, трудовая      Система отношения в разных ситуациях      Стремление  к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к окружающим, самооценка, умение подчиняться нормам коллективной жизни
     Старший школьный (15-17 лет)      Учебно-профессиональная деятельность      Профессиональные знания      Мировоззрение, профессиональные интересы «образования»

      

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Подростковый  и юношеский  возраст – период жизни человека от детства в традиционной классификации. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой, с другими, через внешние срывы, восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его.

     Подростковый и юношеский возраст – это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Стремление к общению настолько характерно для этого возраста, что получило название подростковой реакцией группирования. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому.

     Стремление  идентифицироваться с себе подобными  порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в этом возрасте. Именно через дружбу подросток усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого.

Продолжая учиться, подросток большую часть  времени проводит со сверстниками. И дружба дает возможность через  доверительные отношения глубже познать другого и самого себя

Подростковый и юношеский период – это возраст, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Стремление к освобождению от опеки со стороны взрослых в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки.

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Андреева  Г. М. «Социальная психология». –  М., 1988.
  2. Асмолов А. Г. «Психология личности». – М., 1990.
  3. Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». – М. Просвещение, 1968.
  4. Братусь Б. С. «Аномалия личности». – М., 1988.
  5. Вейнвальд Н. И. «Психология личности». – М., 1987.
  6. Донцов А. И. «Психология коллектива». – М., 1984.
  7. Кон И. С. «Психология ранней юности». – М. Просвещение,1980.
  8. Кон И. С. «Психология старшеалассника». – М. Просвещение, 1980.
  9. Леонтьев А. Н. «Деятельность. Сознание. Личность». – М., 1982.
  10. Лисицина М. И. «Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии». – М., 1978.
  11. Немов Р. С. «Психология». – М., 1998.
  12. «Психология современного подростка» под редакцией Д. И. Фельдштейна – М., 1987.
  13. Робер М. А. «Психология индивида и группы». – М., 1982.
  14. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». – М., 1989.
  15. Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. «Отцы и дети в меняющемся мире». – М. Просвещение, 1991.
  16. Степанов В. Г. «Психология трудных школьников». – М. «Академия», 1997.
  17. Столяренко Л. Д. «Основы психологии». – Ростов на Дону. «Феникс», 1997.
  18. Фельдштейн Д. И. «Психологические аспекты изучения современного подростка». Вопросы психологии, 1985, № 1.
  19. Фельдштейн Д. И. «Психологические проблемы общественно-полезной  деятельности как условие формирования личности подростка». Вопросы психологии,1980, № 4.
  20. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. «Психология саморазвития». – М. Интерпракс, 1995.

Информация о работе Проблемы становления личности в подростковом и юношеском возраcте