Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 23:18, контрольная работа
целью контрольной работы является выявление условий формирования личности в подростковом и юношеском возрастах.
Задачи:
изучить и проанализировать литературу по данной теме;
исследовать особенности формирования личности в подростковом и юношеском возрасте;
выявить условия, способствующие успешному развитию подростка.
Введение…………………………………………………………………..... 3
1.ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ……………………………………….. 5
1.1 Понятие личности……………………….………………………………... 5
1.2 Структура личности и её особенности…………….................................. 8
2. Проблемы становления личности в подростковом и юношеском возрастах ………………………………………….......
11
2.1 Подростковый возраст (11-15 лет)……………………………………… 11
2.2 Переходный период……………………………………………………… 15
2.3 Ранняя юность (15 – 17 лет )……………………………………….……. 16
Заключение …………………………………………………………….... 20
Список использованной литературы …………………………
Для ранней юности характерна устремлённость в будущее. Устремлённость в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворённость настоящим. При благоприятных условиях развития юноша стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет ещё лучше. [2, c. 64]
Самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Вообще юность – период стабилизации личности. В это время складывается устойчивых взглядов на мир и своё место в нём – мировоззрение. Центральным новообразованием периода становится самоопределение: профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.
Осознание перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможностях.
В российских школах была выявлена интересная динамика развития самооценки: после 15 лет самоуважение возрастает, не только компенсируя “потери” подросткового периода, но и превосходя уровень самоуважения младших школьников. Типично юношеские особенности характерны для самооценки десятиклассников – она относительно устойчива, высока, адекватна и сравнительно бесконфликтна. Подростки именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны. Всё это безусловно связано с формированием «Я-концепции» и необходимостью самоопределения.
В выпускном классе ситуация становится более напряжённой.
Часть старшеклассников сохраняет «оптимистическую» самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания притязания и оценка собственных возможностей. У других самооценка высока и глобальна – охватывает все стороны жизни; смешивается желаемое и реально достижимое. Ещё одна группа детей отличается неуверенностью в себе, переживанием того разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознаётся. Их самооценка низка, конфликтна. Повышается тревожность.
Несмотря
на различия в уровнях самооценки
и тревожности и разнообразие
вариантов личностного
Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше.
Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15 лет.
В это же время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности. В своём поведении юноша всё больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретённых знаний и своего жизненного опыта.
Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.
Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения.
В подростковом возрасте ребёнок открывает для себя свой внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия, оказываются той основой, на которой в ранней юности строятся мировоззренческие взгляды. Картина мира при этом может быть материалистической или идеалистической, или создаваться на базе религиозных представлений и т.д. Сам процесс познания окружающего мира имеет свою специфику в разные возрастные периоды. Подросток идёт к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания.
Юноша, наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задаётся мировоззренческими вопросами: «Какой Я?», «А что я значу в этом мире?», «Какое место я занимаю в нём?», «Каковы мои возможности?». Он ищет чётких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме.
Однако мировоззренческие проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций.
Ещё один момент, связанный с самоопределением, изменение учебной мотивации: юноши, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учёбу, как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчёркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. Именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.
Старшеклассник прощается с детством, со старой, привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он весь устремлён в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь.
В
заключение краткая характеристика
подросткового и юношеского возрастов
(в таблице), в основу которой положены
данные Д.Б. Эльконина. Что позволит
лучше рассмотреть своеобразие каждого
из этих возрастных периодов.
Возраст | Ведущая деятельность | На что направлена познавательная деятельность | Психические новообразования |
Подростковый (11-14 лет) | Общественно-полезная деятельность: учебная, организационная, трудовая | Система отношения в разных ситуациях | Стремление
к взрослости и самостоятельности,
критическое отношение к |
Старший школьный (15-17 лет) | Учебно-профессиональная деятельность | Профессиональные знания | Мировоззрение, профессиональные интересы «образования» |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростковый и юношеский возраст – период жизни человека от детства в традиционной классификации. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой, с другими, через внешние срывы, восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его.
Подростковый и юношеский возраст – это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Стремление к общению настолько характерно для этого возраста, что получило название подростковой реакцией группирования. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому.
Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в этом возрасте. Именно через дружбу подросток усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого.
Продолжая учиться, подросток большую часть времени проводит со сверстниками. И дружба дает возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя
Подростковый и юношеский период – это возраст, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Стремление к освобождению от опеки со стороны взрослых в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Проблемы становления личности в подростковом и юношеском возраcте