Проблемы становления личности в подростковом и юношеском возраcте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 23:18, контрольная работа

Описание работы

целью контрольной работы является выявление условий формирования личности в подростковом и юношеском возрастах.

Задачи:

изучить и проанализировать литературу по данной теме;
исследовать особенности формирования личности в подростковом и юношеском возрасте;
выявить условия, способствующие успешному развитию подростка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..... 3
1.ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ……………………………………….. 5
1.1 Понятие личности……………………….………………………………... 5
1.2 Структура личности и её особенности…………….................................. 8
2. Проблемы становления личности в подростковом и юношеском возрастах ………………………………………….......
11
2.1 Подростковый возраст (11-15 лет)……………………………………… 11
2.2 Переходный период……………………………………………………… 15
2.3 Ранняя юность (15 – 17 лет )……………………………………….……. 16
Заключение …………………………………………………………….... 20
Список использованной литературы …………………………

Работа содержит 1 файл

Проблемы становления личности в подростковом и юношеском возрастаз.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

     Способности - психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

     Эмоциональность - совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.

     Активность  - мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.

     Саморегуляция - регуляция субъектом своего поведения и деятельности.

     Побуждения  - мотивационный компонент характера.

     Воля  - потребность в преодолении препятствий; сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.

     Призвание - качество личности, в структуру которого входят способности к данной деятельности; оно соотносится и со склонностями и с характером.

     Целеустремленность  - направленность характера; объединяет понятие цели и понятие стремления.

     Стремление  - потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности.

     Следовательно, когда мы говорим о какой-то черте  личности (качестве, свойстве), то обычно нельзя сказать, положительна или отрицательна она сама по себе. Чтобы правильно  оценить ту или иную черту личности, надо рассматривать её лишь в сочетании, в связи с другими чертами данной личности.

     2. Хотя черты (качества и свойства) личности в процессе жизнедеятельности человека все время как-то меняются, трансформируются, однако они в совокупности образуют целостную структуру личности, обладающую относительным постоянством, по крайней мере, на некотором отрезке жизни. Только поэтому можно говорить об устойчивости личности. Именно эта устойчивость позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации, при тех или иных обстоятельствах.

     Поэтому-то учителю имеет смысл глубоко  изучать личность каждого своего ученика, ибо такое изучение даст возможность предвидеть, как поступит тот или иной ученик в той или  иной ситуации, оно поможет установить подлинные причины тех или иных особенностей этого ученика и что можно ожидать от него в будущем.

     Учитель в результате такого изучения личности учащихся сможет вполне обоснованно  и правильно установить, в каком  направлении надо вести воспитательную работу по дальнейшему формированию личности каждого школьника, какие стороны и черты личности школьника надо укреплять и развивать, а какие изменять.

     3. Личность всегда активна. Активность  личности проявляется в разнообразной  и многогранной деятельности. Личность  стремится к деятельности и вне деятельности она не может ни развиваться, ни существовать. Поэтому главнейшая задача воспитателя -направить активность каждого школьника в нужном направлении, на познание окружающего мира, на общественно-полезную деятельность, на саморазвитие и самовоспитание.

     4.  Личность может жить, существовать  лишь в общении с другими  личностями. Вне общения, в изоляции  от общества, личность не может  развиваться, не может существовать. Только в общении с взрослыми,  со своими сверстниками формируется личность ребенка.

     2. Проблемы становления личности в подростковом и юношеском возрастах 

     2.1 Подростковый возраст (11-15 лет) 

     Подростковый  возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания ребёнка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идёт на конфликты с ними. В этот период подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Возникают сменяющие друг друга увлечения. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки во всём стремятся походить на сверстников, пытаясь при этом выделиться в группе; хотят заслужить уважение, но бравируют недостатками; требуют верности, но часто меняют друзей. Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. [11, c.94]

     С одной стороны, они с энтузиазмом  включаются в жизнь сообщества, а с другой стороны – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны, и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.

     Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Становление личности связано с  принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми.

     Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделяются формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепция».

     У подростка складываются разнообразные  образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода.

     Чувство взрослости – это отношение подростка  к себе, как ко взрослому, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости проявляется  в желании, чтобы все – и  взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликты, отстаивая свою взрослую позицию.

     Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, желания оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребёнок делает ещё один ша в своём личностном развитии. После поисков себя, личной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

     В подростковом возрасте продолжает развиваться  теоретическое рефлексивное мышление. Приобретённые в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно. [4, c.81]

     Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать  абстрактные идеи, искать ошибки и  логические противоречия в суждениях. Подросток умеет оперировать  гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Он способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к её решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Находит способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение.

     Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для  этого возраста интерес к абстрактным  философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщённый взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием.

     Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу, становится возможным самовоспитание.

     Подростки приобретают взрослую логику мышления. В этот же период происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических  функций, как память и восприятие. Этот процесс зависит от усложняющегося обучения в средних классах. Для развития памяти важно то, что усложнение и значительное увеличение объёма изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе понимания дети трансформируют текст и, запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного. Активно осваиваются мнемонические приёмы; если же они были сформированы в начальной школе, теперь автоматизируются, становятся стилем деятельности.

     С общим интеллектуальным развитием связано развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением побуждает к творчеству: подростки начинают писать стихи и пьесы, серьёзно заниматься разными видами конструирования, изобразительным искусством и т.д.

     Воображение подростка ещё пока менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребёнка. Но далеко не все подростки стремятся к достижению творческого результата, но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования. Это похоже на детскую игру, игра ребёнка перерастает в фантазию подростка.

     Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплёскиваются в воображаемой ситуации. Невозможные в реальной жизни  желания легко исполняются в мире фантазий: замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, становится героем и ему рукоплещет толпа; невзрачная девочка превращается в первую красавицу на балу и в неё сразу же влюбляется то ли принц, то ли мальчик из соседнего класса.

     Вообще  фантазирует не счастливый, а неудовлетворённый  человек, поскольку в подростковом возрасте много острых личных проблем, воображение в это время становится на службу бурной эмоциональной жизни. В свой мир фантазий подросток  никого не допускает, он может поделиться этой интимной информацией только с близким другом.

     Но  игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. Смутные побуждения предстают перед  подростком в яркой образной форме. В своих фантазиях подросток  лучше осознаёт собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь. 
 

     2.2 Переходный период 

     14-16 лет переходной период между  подростковым и юношеским возрастом.  В этом возрасте решается вопрос  о дальнейшей жизни: продолжить ли обучение в школе или пойти в училище, а может быть и работать? При этом подросток должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области деятельности. Это крайне сложная задача. Ещё более она усложняется в наше время, когда рушатся выработанные предыдущими поколениями стереотипы, представления о значимости образования и престижности той или иной профессии. [7, c. 105]

     Далеко не все старшие подростки к концу IX класса могут выбрать профессию и связанный с ней дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора. Поэтому они склонны продолжить обучение в школе. На это решение влияет и усиливающаяся привязанность к своей школе, сложившиеся дружеские отношения с одноклассниками, привычные отношения с учителями. Часть девятиклассников, неудовлетворённых своей невысокой успеваемостью и положением в классе, напротив, стремится скорее окончить школу. Но им тоже не вполне ясно, что их ждёт впереди, и это неопределенное будущее вызывает у них опасения.

     В это время усиливается значимость собственных ценностей.

     В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе, возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Подростки чаще воспринимают нейтральные ситуации, как содержащие угрозу их представлениям о себе и из-за этого переживают страх, сильное волнение. Повышение уровня такого рода тревожности вызвано, главным образом, предстоящими впереди экзаменами, и возможно, началом нового жизненного пути.

     В переходный период притупляется острота  восприятия сверстников. Большой интерес  вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью. 

     2.3 Ранняя юность (15 – 17 лет ) 

Информация о работе Проблемы становления личности в подростковом и юношеском возраcте