Проблемы произвольного запоминания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 08:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть особенности исследования проблем произвольного запоминания.
Объект: произвольное запоминание как основной процесс памяти.
Предмет: изучение экспериментальных исследований посвященных проблемам произвольного запоминания.
Задачи:
Дать характеристику процессам памяти;
Проанализировать состояние проблемы исследования произвольного запоминания в психологической литературе;

Работа содержит 1 файл

по эксперементальной психологии.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

      При этом методе можно получить два показателя, характеризующих скорость заучивания: количество проб и время, необходимое для полного заучивания материала. При этом становится возможным установить кривую научения: на абсциссе откладывают число проб, а на ординате — число элементов, правильно воспроизведенных при каждой пробе.

      В области памяти этот метод является адекватным при исследовании различных мнемических процессов, охватывающих длительный период времени и требующих строгих критериев научения.6

        Метод антиципации Эббингауза

      Испытуемому один или несколько раз предъявляются  элементы материала, сгруппированного в ряды a->-b-+c-+d и т. д., после чего он должен постараться воспроизвести их, соблюдая установленный порядок. В случае ошибки экспериментатор поправляет испытуемого; если же испытуемый не может воспроизвести нужный элемент, экспериментатор «подсказывает» ему его. Эта процедура обычно продолжается до первого безошибочного воспроизведения данного ряда.

      В настоящее время при применении этого метода используется прибор, обеспечивающий постоянную экспозицию всех элементов ряда и одинаковый временной интервал между двумя  какими-либо последовательными элементами; предположим, предъявляются два следующих друг за другом элемента — х и у, при появлении х испытуемый должен назвать у, предвосхищая его появление.

      Какая бы разновидность методики ни применялась, получают 4 следующих показателя: общее время заучивания; число проб, необходимых для достижения критерия усвоения; число ответов, правильно антиципированных в каждой пробе; число ошибок в каждой  пробе.

      Этот  открывающий богатейшие возможности  метод представляет большой интерес для изучения ассоциативных механизмов памяти.

      Метод сбережения Эббингауза.

      Этот  метод был разработан в целях  изучения динамики изменения памяти (и особенно забывания) во времени; в равной мере он используется для определения феноменов переноса и интерференции задач.

      Психометрическая  оценка памяти испытуемого существенно изменяется в зависимости от применяемых методов исследования: например, при прочих равных условиях показатель узнавания почти всегда выше показателя воспроизведения, но может случиться, что спустя определенное время после заучивания испытуемый оказывается не способным воспроизвести или даже идентифицировать ни один из стимулов, которые он заучил. Однако в этом случае было бы неправильным делать вывод о полном забывании, не применив метода повторного заучивания, дающего возможность выявить сбережение упражнения, которое можно объяснить устойчивостью скрытого мнемического следа.

      Повторное заучивание должно удовлетворять двум условиям: а) оно должно осуществляться тем же методом, с помощью которого происходило первоначальное заучивание; б) испытуемый снова должен достигнуть того же критерия усвоения, который был установлен при заучивании.

      Различие  между числом проб при первоначальном и повторном заучивании составляет величину абсолютного сбережения упражнения. 7 
 

      Экспериментальные исследования А. А. Смирнова.

      Смирнов Анатолий Александрович (1894- 1980) – известный отечественный психолог, специалист в области психологии памяти. В период 1945- 1972 гг. возглавлял Институт психологии АПН СССР. В процессе исследований обнаружил взаимосвязь между произвольным и непроизвольным запоминанием , а так же установил зависимость запоминания от поставленной задачи и выделил  основные приемы запоминания сложного материала. Установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий.8

      А. А. Смирнов установил, что для  произвольного запоминания характерно наличие мнемической установки – направленности субъекта на запоминание того или иного материала, иногда имеющей неявный, скрытый характер. Мнемическая установка в той или иной мере опирается на познавательную и при определенных условиях активизирует процесс понимания. Определил положительное влияние на результаты произвольного запоминания дифференциации мнемических установок: запомнить главное в материале, запомнить полно, точно, надолго. По данным А. А. Смирнова, направленность на то или иное качество запоминания определяется индивидуально- психологическими свойствами личности, в первую очередь мнемическими способностями, возрастными особенностями запоминаемого материала и мотивами запоминания. Роль мнемической установки не сводится к действию самого по себе намерения запомнить. Разные мнемические установки вызывают различную ориентировку в материале, в его содержании, структуре, в его языковой форме, обуславливая выбор соответствующих способов запоминания. Поэтому формирование адекватной мнемической установки – важное условие эффективности обучения.

      Установка может влиять не только на самый  факт запоминания, но и на длительность запоминания. Различные установки как бы включают запоминаемый материал в различные контексты, закрепляют его в разных системах, из которых одни охватывают более или менее кратковременные этапы, а другие – целые эпохи в жизни человека.

      В одном из исследовании учащимся предполагалось заучить два одинаковых по трудности отрывка, причем было указано, какой текст они должны будут воспроизвести на следующий день и какой - через неделю. Под различными предлогами проверка воспроизведения обоих отрывков была отложена на две недели. При проверке оказалось, что второй отрывок, в отношении которого в эксперименте была создана установка на длительное запоминание, был воспроизведен лучше.

      Важнейшим условием запоминания любого материала является его понимание. Установлено огромное превосходство осмысленного запоминания над механическим заучиванием, не опирающимся на понимание материала. Чем лучше мы понимаем, тем больше мы помним

      Отмечая важную роль понимания в запоминании, следует иметь в виду, что сводить к нему запоминание нельзя. Понимание не исчерпывает собой всей сложной и многогранной психической деятельности, какой является запоминание. Как указывал А. А. Смирнов, наличие понимания не гарантирует полной успешности запоминания и может служить источником ложного впечатления о том, что мы уже запомнили понятое нами. В действительности же в подобных случаях может наблюдаться только иллюзия запоминания. Таким образом, опасность подмены запоминания пониманием вполне реальна.9

      Экспериментальные исследования П. И. Зинченко.

      Зинченко  Петр Иванович (1903 - 1969) – известный  отечественный психолог, профессор Харьковского университета. Наибольшую известность ему принесли труды по исследованию памяти. 10

        Как указывает П. И. Зинченко, процессы понимания, прежде чем стать способами произвольного запоминания, должны быть сформированы в качестве специальных целенаправленных познавательных действий. Необходимым условием превращением процессов понимания в логические приемы произвольного запоминания является их совершенствование, доведение до умений и навыков. Основные приемы логической обработки материала – вычленение определенных смысловых кусков, формирование опорных пунктов, т.е. составление плана, и соотнесение смысловых кусков между собой и с ранее известным. Формирование приемов смысловой, логической обработки запоминаемого материала является основным средством не только повышения эффективности работы памяти, но и ее развития.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Память  есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими  обладает он, не располагает никакое другое существо в мире.

      Изучение  памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать, и хранить информацию.

      Первые  экспериментальные методы изучения мнемических процессов были предложены Германом Эббингаузом. В 1885 году опубликовал фундаментальный труд в котором описывал метод заучивания (или метод последовательных воспроизведений) и метод сбережения, равно как и основные результаты, полученные при применении этих методов при изучении памяти.

      В дальнейшем к этим классическим методам  прибавились новые методы в духе экспериментальной традиции, начало которой положил Эббингауз. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 

  1. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. / О. Н.  Первушина  Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.- 397с.
  2. Выготский Л. С.  История развития высших психических  функций. //Собр. соч. в 6-ти т. – Т. 3, М., 1984.- 605 с.
  3. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. –564 с.
  4. Психология: словарь / под редакцией А. В. Петровского, М. С. Ярошескго. – М.: Владос,1996. – 592 с.
  5. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной  и когнитивной психологии СПб.: Питер, 2002.: ил. - / серия «Мастера психологии». – 320 с.
  6. Блонский П. П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2001. – 288с.
  7. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология – СПб.: Питер, 2001. – 321с.
  8. Черемошкина Л. В. Психология памяти: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. —   М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368с.
  9. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. - Мосва: Издательский центр "Академия", 1997.- 496с.

Информация о работе Проблемы произвольного запоминания