Проблемы произвольного запоминания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 08:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть особенности исследования проблем произвольного запоминания.
Объект: произвольное запоминание как основной процесс памяти.
Предмет: изучение экспериментальных исследований посвященных проблемам произвольного запоминания.
Задачи:
Дать характеристику процессам памяти;
Проанализировать состояние проблемы исследования произвольного запоминания в психологической литературе;

Работа содержит 1 файл

по эксперементальной психологии.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

      ВВЕДЕНИЕ 

      Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все что мы узнаем каждое наше переживание, впечатление или достижение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться длительное время и при соответствующих условиях появляться вновь.

      Запоминание – это процесс запечатления и  последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности этого процесса принято выделять два вида запоминания непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное). 1

      В истории психологии с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Первые экспериментальные методы появились в 80-х гг. ХIХ в. Герман Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал было возможно изучать законы чистой памяти, независимые от деятельности мышления. Этот прием – заучивание бессмысленных слогов. В результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала.

      Параллельно с исследованиями Эббингауза проводились исследования и других ученых. Представители гештальт теории рассматривали память, как целостную структуру. Динамика запоминания и воспроизведения мыслилась следующим образом. Некоторое актуальное в данный момент времени, состояние создает у человека определенную установку на запоминание или воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании некоторые целостные структуры, на базе которых запоминается или воспроизводиться материал. Эта установка контролирует ход запоминания или воспроизведения, определяет отбор нужных сведений. Так исследования Б. В. Зайгарник показали, что если испытуемым предложить серию заданий, причем одни позволить им выполнить до конца, а другие прервать незавершенными, то впоследствии испытуемые вспоминали незавершенные задачи в два раза чаще, чем завершенные к моменту прерывания.2

      Большой вклад в исследовании проблем запоминания внесли отечественные психологи П. И. Зинченко и А. А. Смирнов.

      Цель  работы: рассмотреть особенности исследования проблем произвольного запоминания.

      Объект: произвольное запоминание как основной процесс памяти.

      Предмет: изучение экспериментальных исследований посвященных проблемам произвольного запоминания.

      Задачи:

    1. Дать характеристику процессам памяти;
    2. Проанализировать состояние проблемы исследования произвольного запоминания в психологической литературе;

    Структура и объем работы: В структурном отношении контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     

      
  1. ПОНЯТИЕ О  МНЕМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ
 

      Мнемические процессы выступают в качестве компонентов познавательной активности человека, и неразрывно связаны с его интеллектуальной деятельностью и перцептивными процессами.

      Различают три крупных категории мнемических процессов.

      Первая  категория касается процессов воспоминания, которые включают в себя воспроизведение материала усвоенного в предшествующей ситуации (например, воспроизведение наизусть стихотворения, текста, теоремы, рядов слов, чисел, иностранных слов, рисунка или, наконец, пути, пройденного когда-то), и различные формы сообщений о зрелище или событии, участником или свидетелем которых был индивид.

      Вторую  категорию составляют процессы узнавания, предполагающие идентификацию субъектом ситуации, в которой он действовал в прошлом, пли, и более общей форме, перцептивно-мнемическую идентификацию объекта, который был ранее воспринят, и в данный момент присутствует в перцептивном поле.

      Третью  категорию составляют процессы повторного заучивания, которые позволяют судить о наличии процесса сохранения материала на основании уменьшения числа повторений.

      Разумеется, деятельности, характеризующие воспоминание, узнавание и повторное заучивание, объединяет то, что они зависят от мнемических средств, которые, в свою очередь, находят свое выражение в этих деятельностях. Тем не менее, как мы увидим, указанные деятельности соответствуют иногда совершенно различным психологическим ситуациям: действующие в каждом случае процессы и переменные, которые могут изменять эффективность этих процессов, не всегда одинаковы в разных ситуациях. Однако эти различия, помимо специального интереса, который они представляют, служат источником ценной информации для психолога; поскольку эти процессы являются относительно самостоятельными, в каждом из них находят свое специфическое проявление определенные аспекты влияния прошлого опыта.3

      Основными процессами памяти являются: запоминание, воспроизведение, узнавание.

      Запоминание - обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. Запоминание - важнейшее условие последующего восстановления приобретенных знании. Успешность запоминания определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей.4

      Различаются дна вида запоминания: произвольное и непроизвольное.

      В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В результате запоминание носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемических приемов. Вместе с тем зависимость запоминания от цели и мотивов деятельности сохраняется и в этом случае.

      Как показали исследования, непроизвольное запоминание оказывается значительно  более успешным, когда запоминаемый материал входит в содержание и определяется целями выполняемого действия. Важную роль играет специфика решаемой задачи. Ориентировка на смысловые связи ведет к более глубокой обработке материала и более продолжительному непроизвольному запоминанию.

      Произвольное  запоминание является специальным действием, конкретная задача которого - запомнить точно на максимально продолжительный срок с целью последующего воспроизведения или просто узнавания. Она определяет выбор способов и средств восприятия и тем самым влияет на результаты запоминания. Важное условие успешности произвольного запоминания - установка на продолжительность сохранения в памяти того, что должно быть усвоено и сохранено. Так, экспериментально выяснилось, что если предложить испытуемым запомнить материал с тем, чтобы воспроизвести его на другой день, а другим испытуемым предложить тот же самый материал, но предупредить их, что понадобится отвечать по содержанию того, что подлежит усвоению, через месяц, различие на результативности запоминания будет весьма и весьма заметным.

      Итак, если провести проверку того, что осталось и памяти, не на другой день и не через месяц, а через две недели, то испытуемые, которые собирались отвечать по заданному материалу на другой день, в несколько раз хуже воспроизведут его по сравнению с теми, кто собирался воспроизвести его через месяц. Установка на длительность запоминания оказала решающее значение в данных обстоятельствах. Типичным для этого вида запоминания является сложное опосредствованное строение.

      В число обычно используемых способов произвольного запоминания входят составление предварительного плана, выделение смысловых опорных  пунктов и пространственная группировка  материала в форме наглядного зрительного образа, соотнесение его с уже имеющимися знаниями. При прочих равных условиях произвольное запоминание продуктивнее непроизвольного. Оно обеспечивает большую сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом.

      Важную  роль среди механизмов запоминания  играет повторение. Продлевая эффективную длительность воздействия информации, оно служит средством развития высших социализированных форм памяти, прежде всего именно произвольного запоминания. Вместе с тем исследования показывают, что повторение не является единственным условием, необходимым для долговременного запоминания. Жизненно важные материалы и сведения, несущие для индивида большую смысловую нагрузку, запоминаются «сами собой».

        Хранение – накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

        Воспроизведение (извлечение).

      Информация  всегда воспроизводится на основе той  структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.

      Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.

      Забывание - процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения того, что только что или раннее запомнилось. Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей, и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.

      Факторы, влияющие на забывание:

    • возраст;
    • характер информации и степень ее использования;
    • интерференция: проактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;
    • подавление (активное, по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного. Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании. С помощью него человек пытается «уйти» от неприятных сторон той или иной ситуации).

      2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ 

      Экспериментальные исследования Г. Эббингауза.

      Первые  экспериментальные методы изучения мнемических процессов были предложены Германом Эббингаузом(1850-1909) – немецким психологом который по праву считается одним из основателей экспериментальной психологии. Эббингауз опубликовал фундаментальный труд, в котором описывал метод заучивания (или метод последовательных воспроизведений) и метод сбережения, равно как и основные результаты, полученные при применении этих методов при изучении памяти. Исходным материалом для этих исследований послужили так называемые бессмысленные слоги – искусственные сочетания речевых элементов (две согласные и гласная между ними), не вызывающие никаких смысловых ассоциаций. Составив список из 2300 бессмысленных слогов, Эббингауз  экспериментально, причем на самом себе, изучал процессы заучивания и забывания, разработав методы, установить особенности и закономерности памяти. В результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала и установил, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запомниться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, но менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются.5

        Вывел кривую забывания, показывающую, что наибольший процент материала забывается в период, следующий непосредственно за заучиванием. Эта кривая впоследствии приобрела значение образца, по типу которого строились в дальнейшем кривые выработки навыка, решения проблемы.

      Метод заучивания Эббингауза.

      Цель  его состоит в том, чтобы добиться полного усвоения испытуемым материала, который требуется заучить. Наиболее часто применяемым критерием усвоения является первое безошибочное воспроизведение материала или, при более строгом подходе, два безошибочных последовательных воспроизведения. В такой форме этот метод применяется исследователями и в настоящее время, однако его следовало бы называть методом последовательных воспроизведений, поскольку он состоит в многократном предъявлении в постоянном темпе определенного материала, чередующегося в период между двумя последовательными предъявлениями воспроизведением удержанных в памяти элементов.

Информация о работе Проблемы произвольного запоминания