Проблемы кризисов во взрослости

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:43, доклад

Описание работы

В западной психологии рассмотрение возрастных кризисов составляет один из важнейших подходов к анализу развития в период взрослости.
Можно обозначить некоторые возрастные периоды, на которые приходятся основные личностные сдвиги:
- около 20 лет
- около 30 лет
- 40-45 лет
- 55-60 лет
- после 60 лет

Работа содержит 1 файл

Проблемы кризисов во взрослости.docx

— 25.52 Кб (Скачать)

     Проблемы  кризисов во взрослости

 

     В западной психологии рассмотрение возрастных кризисов составляет один из важнейших  подходов к анализу развития в  период взрослости.

     Можно обозначить некоторые возрастные периоды, на которые приходятся основные личностные сдвиги:

     - около 20 лет

     - около 30 лет

     - 40-45 лет

     - 55-60 лет

     - после 60 лет

     Хронологические сроки нормативных возрастных кризисов имеют весьма приблизительный характер. Момент возникновения, продолжительность, острота прохождения кризисов могут  заметно варьировать в зависимости  от различных обстоятельств жизни. Среди обстоятельств, провоцирующих кризис, выделяют резкие изменения состояния здоровья, экономические и политические события, смену условий, требований, социальных ожиданий и т. д.

     Американская  исследовательница Г. Шихи выделила следующие особо важные кризисы:

  1. 20-22 –переход к ранней взрослости, кризис «отрывания от родительских корней». Основные задачи и проблемы молодости: уточнение жизненных планов и начало их осуществления, поиск себя, выработка индивидуальности, окончательное осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями.
  2. Около 30 – переход к средней взрослости. 30 лет – это возраст нормативного кризиса, связанного с расхождением между областью наличного и желаемого, возможного, переживаемый в виде беспокойства и сомнений.
  3. 3)кризис 40-летия. Один из моментов кризиса связан с проблемой убывания жизненных сил, привлекательности.

 Анализируя  пройденный путь, свои достижения и  провалы, человек обнаруживает, что  при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его  несовершенна, что много времени  и сил потрачено впустую, что  он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, и т.п. Иными  словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей  жизни, в себе: семью, профессию, привычный  образ жизни. Самореализовав себя на данном этапе жизни, в период молодости, человек вдруг осознает, что, в сущности, стоит перед той же задачей – поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей (в том числе ограничений, не замечавшихся им ранее). Этот кризис проявляет себя в ощущении необходимости «что-то предпринять» и свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень – возраст взрослости. «Кризис тридцати» – условное название. Это состояние может наступить и раньше, и позднее, ощущение кризисного состояния может наступать на протяжении жизненного пути неоднократно (как и в детстве, отрочестве, юности), так как процесс развития идет по спирали, не останавливаясь.

     Для мужчин в это время характерна смена работы или изменение образа жизни, но их сосредоточенность на работе и карьере не меняется. Наиболее частым мотивом добровольного ухода  с работы является неудовлетворенность  чем-то на данном месте. При этом главное  значение имеет неудовлетворенность  именно работой: производственной обстановкой, напряженностью труда, заработной платой и т.д. Если неудовлетворенность  работой возникает вследствие стремления добиться лучшего результата, то это  только способствует совершенствованию  самого работника.

     У женщин во время кризиса 30-летия  обычно меняются приоритеты, установленные  в начале ранней взрослости. Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. В то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака.

     Переживая кризис тридцати лет, человек ищет возможность  укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса  взрослого: он хочет иметь хорошую  работу, он стремится к безопасности и стабильности. Человек еще уверен в том, что возможно полное воплощение надежд и чаяний, образующих «мечту», и усердно трудится для этого.

     Исследования, посвященные гендерным различиям в развитии, дали противоречивые результаты. Одни авторы утверждают, что переходные периоды, как у женщин, так и у мужчин, тесно связаны с возрастом; другие считают, что для женщин индикаторами переходов являются стадии семейного цикла.

     Г. Шихи предлагает «модели поведения» как классификацию возможных вариантов решения задач развития для женщин и мужчин. Шихи, как и некоторые другие авторы (Levinson, 1986; Виткин, 1996), особо отмечает кризис в 28–32 года, когда наиболее ярко идут процессы переоценки жизненных ценностей и целей, поиска места в обществе взрослых, окончательно решаются конфликты юношеского периода, приобретаются новые обязанности.

     Люди  отличаются друг от друга моделями поведения в зависимости от того, какой выбор они делают в двадцатилетнем возрасте. В зависимости от различных  моделей поведения, каждый по-своему развивает свою роль в жизни, поэтому  важно оценить будущие перспективы. Сами модели поведения меняются, становясь  разнообразнее, отражают влияние изменяющегося  мира. Шихи считает, что каждой модели поведения соответствует определенный набор психологических проблем, связанных с тем, как эффективно человек решает свои задачи развития – глубокий кризис и «застрявание» на предыдущих стадиях или более благополучное вхождение во взрослость (Шихи, 1999).

     Модели  поведения женщин

     «Заботливые». Выходят замуж в двадцатилетнем возрасте или даже еще раньше и в это время не собираются выходить за пределы роли домохозяйки. Им не удается разрешить задачи, которые стоят перед человеком в этом возрасте: обретение автономии и независимости, формирование идентичности, целостного образа «Я», сочетающего различные элементы личности. Женщина может оторваться от родителей, от родительской семьи, но все равно не может стать независимой и самостоятельной: родительские функции (экономические и контроля) берет на себя муж.

     Существует  несколько возможностей патологической идентификации при такой модели развития. Б. Фридан (Фридан, 1992) выделяет следующие: через мужа и его достижения, детей, секс, накопительство.

       «Или – или». Эти женщины в двадцать лет должны сделать выбор между любовью и детьми или работой и образованием. Различают два типа таких женщин: одни откладывают мысли о карьере на более поздний срок, но, в отличие от «заботливых», через какое-то время намереваются сделать карьеру; другие стремятся сначала закончить свое профессиональное образование, перенеся материнство, а часто и брачный союз, на более поздний период.

     В первом случае преимуществом является то, что женщина получает возможность  проделать большую внутреннюю работу, которая поможет ей в дальнейшем точно определить свои приоритеты. В отличие от «заботливых» у таких  женщин преодолен кризис перехода от юности к ранней взрослости, определены жизненные цели (семья, работа), заложен  фундамент для будущей карьеры. Опасность этой модели развития состоит  в том, что при откладывании разрешения кризиса на более поздний срок возможны утеря профессиональных навыков  и возросшая конкуренция со стороны  сверстников. Содержание кризиса: подавление той части своего «Я», которая  жаждет получить профессиональное признание  в мире, то есть сделать карьеру. Субъективные ощущения: тревога, смутные  опасения (Шихи, 1999); недовольство своей ролью домохозяйки, сопротивление со стороны мужа, который часто не поощряет желание работать (Виткин, 19966; Фридан, 1992).

       «Интеграторы». Пытаются сочетать брак и материнство с карьерой. Содержание кризиса: женщина чувствует усталость, подавленность задачами, вину перед мужем и детьми, ей постоянно приходится жертвовать то семьей, то карьерой, чтобы все успеть. По мнению некоторых исследователей (Levinson, 1990; Шихи, 1999), женщина может совместить обе эти роли только к тридцати пяти годам. Часто женщины не выдерживают таких нагрузок и в результате или на какое-то время, пока не подрастут дети, отказываются от работы, или отказываются от брака, воспитания детей. Другие находят более позитивный выход: перераспределяют домашние обязанности с мужьями, работают на дому, используя современные средства связи, неполный рабочий день, прибегают к помощи няни (Виткин, 19966; Некрасов, Возилкин, 1993). Современные модели семьи и прогресс во взглядах общества предполагают много возможных вариантов позитивных выходов при такой модели. Новая структура жизни – временно неработающий или работающий неполный рабочий день отец, «воскресный» отец, заботящийся о детях в выходные и праздники, позволяющий женщине стать зрелой личностью: дать ей возможность «любить и работать» (Фрейд, 1993). Подобные отношения в брачных союзах могут дать женщине возможность соединить все стороны своего существа.

     «Женщины, которые никогда не выходят замуж», включая нянь, воспитателей и «офисных жен». Некоторые женщины из этой группы гетеросексуальны, другие являются лесбиянками, а третьи отказываются от половой жизни (Морз, 1993; Шихи, 1999). Некоторые незамужние женщины становятся общественными работниками, нянями-гувернантками, воспитателями для сирот и детей с замедленным развитием. Они направляют свои созидательные способности на заботу о детях всего мира. Однако есть и такие женщины, которые становятся «офисными женами», готовыми исключить любые другие привязанности, чтобы посвятить свою жизнь известным людям.

     «Неустойчивые». В двадцатилетнем возрасте выбирают непостоянство, путешествуют по жизни, меняя место жительства, занятия и сексуальных партнеров. Женщина, выбравшая такую модель поведения, предпочитает никак не определяться в жизни: не имеет постоянного заработка, семьи, профессии, часто бродяжничает и обладает, как правило, незрелой личностью, не готова «любить и работать», имеет низкую самооценку, живет сегодняшним днем, не задумываясь о будущем (Виткин, 19966). Содержание кризиса: к тридцати годам женщина устает от «вольной жизни», перед ней встает проблема дальнейшего самоопределения, поиск себя в мире взрослых и приобретение профессии. По сути, она должна решить проблемы и юношеского, и тридцатилетнего периода. Если задачи, связанные с предыдущим периодом развития, не решены, они могут усложнить или наложиться на задачи следующих периодов (Levinson, 1990). В крайних случаях развитие может задержаться до такой степени, что человек окажется не в состоянии войти в следующий период. Он чувствует, что его задавили новые задачи, в то время как он борется со старыми, могут появиться психические заболевания, человек потеряет свою дорогу в жизни или будет искать смерти. Часто женщины этой категории входят в группу риска: ведут асоциальный образ жизни, для них характерно деструктивное поведение, употребление алкоголя и наркотиков. При негативном исходе эти проблемы обостряются, женщина «застревает» на юношеской стадии.

     Модели  поведения мужчин могут быть разделены  на три основные группы (Виткин, 1996; Шихи, 1999):

     Неустойчивые. Не желают или не способны наметить твердые внутренние ориентиры в двадцатилетнем возрасте и продолжают эксперименты молодости. Это люди, способные только на ограниченные эмоциональные переживания. Они хватаются то за одно, то за другое дело, ничего не доводя до конца. У них нет четкого представления о том, какая профессия их привлекает. Они не стремятся к постоянству – по крайней мере, в двадцатилетнем возрасте.

     Содержание  кризиса: люди, принявшие такую модель поведения, плывут вниз по течению и  разрушают себя. Они как бы путешествуют автостопом по дороге жизни, не разрешая себе узнать, что же они на самом  деле чувствуют. Внутренний опыт этого  периода развития хаотичен, а внешняя  структура неустойчивости, вероятно, будет сохраняться на протяжении шести-семи лет.

     У некоторых людей, следующих такой  модели поведения, продолжение экспериментов  юности носит позитивный характер –  в том случае, если это помогает формировать основу для дальнейшего  выбора. В целом люди, которые  начинают с неустойчивой модели поведения, около тридцати лет ощущают сильное  желание установить личные цели и  привязанности (хотя вовсе не обязательно  женятся). Некоторые мужчины к  середине жизни остаются в периоде  моратория, все еще нащупывая пути отождествления своей личности и ощущая внутреннюю неясную потребность определиться в своих целях.

     Замкнутые. Это наиболее распространенная категория. Они мирно, без кризисов и самоанализа, намечают твердые ориентиры в двадцатилетнем возрасте. Люди, которые придерживаются такой модели поведения, надежны, но легко подавляемы. В поисках ранней стабильности они часто не подвергают серьезной оценке систему ценностей, которая находится в основе их целей.

     Содержание  кризиса: в тридцать лет они могут начать сожалеть о том, что не использовали свои ранние годы для исследований. Те же, кто имеет смелые взгляды, может использовать переход к тридцатилетнему возрасту для разрушения шаблонного «чувства долга», если карьера, которой они добивались, их уже не устраивает.

     Вундеркинды. Подвергают себя риску и играют на выигрыш, часто веря, что, как только они достигнут вершины, их неуверенность в себе исчезнет. Вундеркинд обычно рано добивается успеха. Примечательна его реакция на все другие представления о развитии взрослого человека. Он поверит в них только в том случае, если они позволят ему пройти наверх. Он действительно раньше, чем его сверстники, преодолевает тяжелые профессиональные испытания, хотя не всегда достигает вершины или остается на вершине, достигнув ее. Он думает только о деле, и у него очень рано стирается граница между работой и личной жизнью.

     Содержание  кризиса: они боятся признаться себе, что не все знают. Они боятся подпускать кого-нибудь слишком близко к себе. Боятся остановиться и потратить  время на борьбу с внешними трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Они боятся, что кто-нибудь может  посмеяться над ними, повлиять на них, использовать их слабости и ограничить их до беспомощности маленького ребенка. На самом деле они боятся своего «внутреннего сторожа» – внутреннего  образа родителей и других значимых взрослых из их детства. Каждый мужчина-вундеркинд в своих воспоминаниях о юношестве  находит человека, который заставлял  его чувствовать себя беспомощным  и не уверенным в себе.

Информация о работе Проблемы кризисов во взрослости