Проблемные зоны ценностных ориентаций современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:51, доклад

Описание работы

Россиян всегда отличало: соборность, коллективизм, взаимопомощь, щедрость души, предпочтение духовных ценностей материальным. Все начинается с человека, с его воспитания, его внутреннего мира. Внешнее само по себе не обеспечит человеку ни духовности, ни его нравственного роста. Поэтому современная парадигма образования акцентирует внимание на личность.
Это связано и с тем, что приоритет воспитания провозглашён в сфере государственной политики. В программе воспитания подрастающего поколения Министерства образования России акцентируется внимание на аспект нравственного становления личности.

Работа содержит 1 файл

korneeva.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

Вся эта алгоритмическая цепочка не содержит предписаний, представляет собой не что иное, как гибкий вариативный механизм освоения в личном опыте содержания и структуры нравственной деятельности и, следовательно, способ порождения гуманной, нравственной личности, способной совершать благородные поступки по собственной инициативе на основе самоорганизации и саморегуляции.

Заканчивается один цикл процесса порождения ценностных оиентаций, за ним следует другой, третий цикл и т.д., увлекая субъектов нравственной деятельности в бесконечность развития личности человека, его очеловечивания, в состояния и парадоксы целостности и гармоничности, в неограниченный событийный процесс обновления и возвышения через преодоления противоречий, барьеров и методических стереотипов и ограниченностей. Так совершается, но никогда не завершается процесс обретения человеком все более глубокого, содержательно обогащенного смысла своей жизнедеятельности, количественных и качественных изменений состояния и свойств любой человеческой деятельности, её предметности и выход за её пределы в духовно-практическую, ценностно-ориентационную, нравственную деятельность, обретая, свой жизненный смысловой стержень бытия и развития.

Многоаспектность и сложность в диагностике развития личности заставляют нас выделить интегративную категорию личностного развития – степень сформированности ценностных ориентаций учащихся и провести её исследование.

Как мы уже выяснили, в системе общекультурных человеческих ценностей оптимальным является уровень нравственного развития, который во многом обуславливают возможность освоения всех  остальных ценностей. Но в сознании старшеклассников эта взаимосвязь  не осмысливается. Поэтому степень сформированности нравственных ценностей мы будем рассматривать в системе всех ценностных ориентаций, которые должны быть сформированы к подростковому периоду.

Особенностью  юношеского возраста  является  то, что подросток  принадлежит и детскому  и взрослому миру.  Как ребенок, он зависит от взрослых, но при этом как взрослый он находится на пути самоопределения и построения своей жизненной перспективы, нравственного самоопределения.

Чрезвычайно  отчетливо  трудности  и проблемы взросления представлены в построении подростком своей жизненной  перспективы, соотношения желаемого и субъективно оцениваемого возможного.

Содержательную сторону жизненной перспективы составляет система ценностных ориентаций. Выражая личностную значимость  тех или иных областей жизни  и, раскрывая мотивационно потребительскую  сферу личности, ценностные ориентации  определяют основные мотивы  устремлений и поведения индивида, оказывая влияние на все сферы его жизнедеятельности. В то же время построение подростком своей жизненной перспективы непосредственно связано с его представлениями о доступности нравственных, общечеловеческих ценностей в обозримом будущем. Если оценка подростком  важности той или иной сферы жизни не совпадает  с его представлениями о доступности этой сферы для себя, то можно говорить о наличии у него психологических проблем в этой области. Причем эти проблемы могут быть двоякими:

                 в случае если какая- либо сфера обладает для подростка большой ценностью, но при этом он оценивает её как недоступную для себя, то можно говорить о наличии  внутреннего психологического конфликта;

                 если же какая-либо жизненная сфера оценивается подростком как очень доступная, но при этом совершенно незначительная, то имеет смысл говорить о наличии внутреннего психологического вакуума.

И в  том и в другом случае у подростка возникают некоторые трудности социальной адаптации: в первом случае у него формируется сверхценность   какой-то одной жизненной  сферы, собственные возможности в достижении успехов в этой  области  представляются незначительными, соответственно падает самооценка и самоуважение подростка, а во втором,  напротив, какая-то жизненная сфера  совсем «выпадает» из его системы ценностей и перестает играть какую-либо роль в построении им жизненных перспектив и планов. Замечено: чем меньше степень расхождения между доступным и желаемым для подростка, тем выше его внутренняя гармония, степень его социальной адаптированности.

Понимание ценности человека «как меры всех вещей» кардинально должно изменить представление о назначении образования в  двадцать первом веке. Традиционное понимание образования как овладение учащимися знаниями, умениями, навыками и подготовки их к жизни будет окончательно переосмыслено и вытеснено более широким взглядом на образование как становление человека культуры и нравственности, обретение им жизненно важных смыслов человеческого бытия, обретение им себя, своего человеческого образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала.

В личностно-ориентированной педагогике в качестве базового компонента воспитания выступает гуманизация личности в контексте культуры. Необходимым условием этого является, по мнению Е.В.Бондаревской, интеграция образования в культуру и, наоборот, культуры – в образование [3]. Это требует направленности процесса воспитания на интеграцию мысли воспитуемого, его нравственного знания и чувства-переживания с действием – поведением.

Необходимы специальные усилия и поворот образовательных учреждений к процессу  воспитания подрастающего поколения, координация государственных и региональных органов в реализации и распространении  имеющегося опыта и передовых технологий, научно-методических разработок.

Назрела необходимость в разработке целостной системы воспитания детей и юношества, содержания и технологий, которые повысят гуманистический воспитательный потенциал образовательных учреждений, личностный подход к ребёнку, который, по-нашему мнению, способствует становлению ценностных ориентаций современной молодежи.

 

        

1.                 Алексеев Н.И. Педагогические основы проектирования личностно ориентированного обучения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Екатеринбург, 1997. – 44 с.

2.                 Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как основной путь модернизации образования. – Ростов н/Д, 2002. – 48 с.

3.                 Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью (Избранные педагогические труды в двух томах). – Т.1. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. – 420 с.

4.                   Корнеева Т.В.  Личностно-ориентированные технологии нравственного воспитания учащихся при изучении гуманитарных дисциплин. Дисс. канд. пед. наук. – Ростов н/Дону, 2003, - с. 194.

 



Информация о работе Проблемные зоны ценностных ориентаций современной молодежи