Проблема выбора брачного партнёра: модели, критерии, мотивы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы было рассмотрение готовности к браку, критериев, которыми молодёжь руководствуется при выборе партнёра, а также мотивации вступления в брак, т.к. мотивация является важной характеристикой нашего времени, а именно то, что по сравнению с 70-80 гг. сокращается количество браков, основанных на любви, и увеличивается количество браков «по расчёту». В работе нами были поставлены следующие задачи:
· раскрытие понятий «брак» и «семья», сравнение этих понятий между собой;
· описание функций семьи;
· рассмотрение способности и готовности к браку; ....

Содержание

Введение
Глава 1. Семья и брак. Готовность и способность к браку
1.1 Понятие семьи и брака. Соотношение понятий брак и семья
1.2 Функции семьи
1.3 Способность и готовность к браку
Глава 2. Проблема выбора брачного партнёра
2.1 Модели выбора брачного партнёра
2.2 Критерии выбора брачного партнёра
2.3 Мотивы выбора брачного партнёра
Выводы
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

мотивы.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

Современная семья  объединяет в себе брачные и семейные отношения. Брачные отношения и  вытекающие из них права и обязанности  концентрируются вокруг понятия  «супружеский долг»: любовь друг к другу, внимание, верность, гарантия духовного  и сексуального общения. Брачные отношения лучше назвать партнерством, любовным союзом, чтобы яснее стало их содержание. Семейные обязательства - «семейный долг» - выражается в необходимости принимать участие в бытовых делах, экономическом обеспечении, воспитании детей, поддержке в случае нетрудоспособности. При этом речь идет не о любви, а лишь о добровольном и полноценном участии в делах семейной общины [7].

1.2 Функции семьи

Содержание  жизнедеятельности семьи может  быть понято через описание основных функций, на реализацию которых семья ориентирована. В ряде функций обнаруживается её специфическое целевое назначение как малой группы и социального института. [16]

Разные авторы выделяют разные функции, но в целом  их мнения по этому вопросу согласуются, а имеющиеся различия касаются степени детализации сфер жизнедеятельности семьи.

Наиболее подробный  анализ основных функций семьи содержится в работе А.Н. Елизарова:

1. порождение  и воспитание детей.

2. сохранение, развитие  и передача последующим поколениям  ценностей и традиций общества, аккумулирования и реализация социально-воспитательного потенциала.

3. удовлетворение  потребностей людей в психологическом  комфорте и эмоциональной поддержке,  чувстве безопасности, ощущении  ценности и значимости своего  “Я”, эмоциональном тепле и любви.

4. создание условий  для развития личности всех  членов семьи.

5. удовлетворение  сексуально-эротических потребностей.

6. удовлетворение  потребностей в совместном проведении  досуга.

7. организация  совместного ведения домашнего  хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.

8. удовлетворение  потребностей человека в общении  с близкими людьми, в установлении  прочных коммуникативных связей  с ними.

9. удовлетворение  индивидуальной потребности в  отцовстве или материнстве, контактах  с детьми, их воспитании, самореализация в детях.

10. социальный  контроль за поведением отдельных  членов семьи.

11. организация  деятельности по финансовому  обеспечению семьи.

12. рекреативная  функция - охрана здоровья членов  семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний и т.д. [9]

По мнению Эйдемиллера  и Юстицкиса функции семьи - это  сферы жизнедеятельности семьи, непосредственно связанные с  удовлетворением определённых потребностей её членов. Следовательно, функций может  быть очень много: сколько потребностей, столько и функций. И именно семья, в отличие от других малых групп способна удовлетворить потребности в комплексе, в их органичной целостности.

Каждый аспект семейной жизни обладает определённой значимостью для того или иного  члена семьи, поэтому некоторые функции семьи выходят на первый план, становятся приоритетными. Эти установки формируются в родительской семье и регулируют поведение партнёров уже в период, предшествующий заключению брака. Поэтому мы можем говорить о том, что приоритетные функции семьи определяют в дальнейшем мотивацию супружеского союза. [16]

1.3 Готовность  и способность к браку

Некоторые авторы полагают, что устойчивость брачно-семейных отношений зависит от степени  готовности к браку.

Готовность  личности к брачно-семейным отношениям - это «социально-психологическое образование, интегрирующее принятие ценностей социального института семьи, личностный смысл знаний и умений в области психологии семейных отношений, рационального ведения домашнего хозяйства, семейной педагогики, межличностного общения в семье». [11, с 16]

Т.Г. Поспелова  и Т. М. Трапезникова определяют степень  готовности к браку как систему  социально-психологических особенностей личности, определяющих эмоционально-положительное  отношение к семейному образу жизни, ценностям супружества.

Ещё А. Адлер  связывал успешность брака с готовностью  к нему. Он говорил о том, что  бы быть готовым к любви и к  браку, надо иметь чувство общности и быть социально адаптированным. Все способности (неспособности) и  склонности к любви и к браку заложены в прототипе, который формируется в первые годы жизни. Помимо обычных качеств социального приспособления, отношения требуют от партнёра симпатии, способности отождествлять себя с другим человеком и сопереживать ему.

Адлер выделял  три жизненно важные сферы (три жизненно важных вопроса), которые приходится решать каждому человеку: жизнь в обществе, включающая наше поведение в отношении других, наша деятельность и вопрос о любви и браке. Первые две сферы предполагают обучение с раннего возраста, хотя правил как подготовить себя к любви и браку нигде не существует. Брак - это задача, стоящая перед двоими. [1]

Структурными  компонентами готовности к брачно-семейным отношениям являются мотивационно-ценностный, интеллектуально-познавательный, действенно-практический и эмоционально-волевой.

Мотивационно-ценностная готовность на её высшем уровне проявляется  в гуманистической направленности личности. О её наличии свидетельствуют  осознание семьи как ценностного  социального института, личностное осмысление ценностей семьи и брака, признание значимости внутрисемейного общения, принятие творческого характера поведения семьянина, личностный смысл ценности родительства.

Интеллектуально-познавательная готовность молодёжи к семейной жизни  сводится к овладению знаниями по психологии личности и семейных отношений, в области семейной педагогики, организации функций разумной жизнедеятельности семьи.

Действенно-практическая готовность проявляется через внешне наблюдаемые умения и навыки, необходимые  в семейной жизни (конструктивные, коммуникативные, организаторские и т.д.) О наличии этой готовности может свидетельствовать степень сформированности умений прогнозировать развитие семьи, моделировать различные семейные ситуации, сотрудничать со всеми членами семьи, формировать чувство сопереживания и сопричастности в совместной деятельности, сочетать требовательность с уважением к личности, опираться на положительное в семье и в каждом её члене.

Эмоционально-волевой  компонент готовности сводится к  желанию создать хорошие условия  жизни в семье для каждого её члена, любви к близким людям и детям, к положительному эмоциональному настрою на создание, укрепление и сохранение семьи в различных ситуациях, к потребности трудиться на благо семьи. На наличие этой готовности указывают: психологическая установка на создание и укрепление семьи, положительные эмоции, выражающие удовлетворённость от семейных дел и обязанностей, стремление к преодолению препятствий на пути к созданию благополучной семьи.

Общая готовность к браку и семейной жизни предусматривает сформированность всех её составляющих компонентов.

Понятие «способность к браку» было введено В.А. Сысенко. Данный термин образуют следующие составляющие:

· способность  заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, делать добро;

· способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, то есть «входить в эмоциональный мир другого партнёра», понимать его радости и горести, переживать неудачи, находить духовное единение;

· способность  к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организации домашнего потребления и распределения;

· высокая этическая  культура, предполагающая быть терпимым и снисходительным, великодушным и  добрым, принимать другого человека со всеми его недостатками и странностями, подавлять собственный эгоизм.

Составляющие  способности к браку можно  соотнести с чертами зрелой личности, выделенными Г. Олпортом:

· способность  к тёплым, сердечным отношениям, дружеской интимности и сочувствию (проявляющимся в терпимости к различиям в ценностях и установках);

· способность  справляться со своими эмоциональными состояниями так, чтобы это не мешало благополучию других;

· реалистичность восприятия опыта и притязаний, выражающаяся в частности в том, чтобы видеть вещи такими, как они есть на самом деле;

· самообъективность;

· наличие дела, «которое важно делать» [15, с.340-341]

Данные черты  зрелой личности имеют прямое отношение  к успешности брака, а также к  выбору супруга при вступлении в  брак. Таким образом, зрелая личность обладает способностью реалистичного восприятия других людей, адекватного выбора спутника жизни в соответствии со знанием своих особенностей и жизненных планов, построения успешных супружеских отношений и преодоления неизбежных супружеских проблем на разных стадиях жизненного цикла семьи.

семья брак партнёр  мотив

 

Глава 2. Проблема выбора брачного партнёра

2.1 Модели выбора  брачного партнёра

Желание объяснить  механизм брачного выбора привело к  созданию ряда концепций. Основные теории были разработаны на протяжении 1950х - 1980х годов. В литературе существует достаточно много моделей выбора брачного партнёра, однако, мы остановимся лишь на некоторых из них. В своей работе я решила рассмотреть как психологические, так и социально-психологические теории для наиболее полного охвата проблемы и сравнения различных моделей между собой.

Одним из первых стал размышлять над причинами выбора партнёра основатель классического  психоанализа З. Фрейд. Его психоаналитическая теория опирается на предположение  о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю на своих потенциальных партнёров. Вероятно поэтому некоторые юноши выбирают девушку, похожую на их мать, а девушки предпочитают юношей, похожих на их отцов. [6]

Модель «стимул - ценность - роль», Б. Мурштейна (Murstein, 1982).

Первоначально была разработана для анализа  процесса ухаживания, потом применена  для изучения межрасовых браков и  затем расширена для исследования дружбы и супружеских взаимоотношений. Она является теорией обмена, устанавливающей, что «в условиях относительно свободного выбора аттракция (привлекательность) и интеракции зависят от обмена ценностями тех благ и обязательств, которые оба партнёра предлагают друг другу». Другими словами, прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена: происходит учёт плюсов и минусов, достоинств и недостатков каждого партнёра. Хотя партнёры могут и не осознавать этого, устанавливается некоторый баланс позитивных и негативных характеристик каждого. Если активы, или стимулы вступления в брак, превышают пассивы, то принимается решение о заключении брака.

Брачный выбор  включает в себя серию последовательных стадий: «стадию стимуляции», «стадию оценивания» и «ролевую стадию».

Стадия стимула  связана с формированием первого  впечатления. Выбор партнёра определяется внешними факторами: внешностью, умом, особенностями поведения, профессией, статусом и т.д. Большое значение при этом имеет оценка достоинств партнёра друзьями, родителями. Если первое впечатление благоприятно, пара переходит ко второй стадии - стадии сравнения ценностей, когда взаимному оцениванию подвергаются системы ценностей и установок, в частности, представления и установки друг друга относительно брака, половых ролей, количества детей в семье и т.д.

По словам Мурштейна, термин «ценностное сравнение» «относится к интересам, установкам, взглядам, когда они выглядят как вытекающие из убеждений».

Сравнение взглядов осуществляется на основе сбора информации о другом человеке путём общения. Мужчина и женщина либо укрепляют взаимные симпатии, либо, поняв, что у них мало общего, порывают друг с другом. Однако возможность принятия партнёра зависит от компенсации различий какими-либо достоинствами.

Если взаимная привлекательность, возникшая на первой стадии, подкрепляется  сходством ценностей, то взаимоотношения  партнёров переходят в третью стадию, хотя, некоторые люди могут  вступать в брак на основе одной  или двух первых стадий.

На последней, «ролевой стадии» партнёры проверяют, соответствует ли ролевое поведение одного ожиданиям другого. Общение и установление межличностных отношений позволяют им оценить как сходство своих потребностей и характеров, так и возможность их взаимодополнения. Ещё одним основанием для окончательного принятия решения о заключении брака является изучение чувств. Как говорит Мурштейн, сходство ценностей - необходимое, но не достаточное условие. Достижение ролевой совместимости - это, вероятно, бесконечный процесс, т.к. ролевая притирка происходит на всём протяжении существования брачного союза, и никогда не завершается полностью.

Модель «фильтров» Дж. Удри (Udry, 1974), А. Керкгоффа и К. Дэвиса.

В рамках этой теории выбор  брачного партнёра происходит как процесс последовательного прохождения через ряд фильтров, которые постепенно отсеивают людей из множества возможных партнёров и сужают выбор. Фильтры представляют собой иерархическую систему, задающую всё более и более жёсткие рамки и критерии отбора.

Согласно Удри, первым фильтром является возможность систематических и регулярных контактов с партнёром. Керкгофф и Дэвис в качестве первого фильтра называют место жительства. Эти параметры являются взаимодополняющими, а где-то даже и синонимичными, и отсеивают тех людей, с которыми человек никогда не сможет встретиться, т.е., выражаясь житейским языком, действуют по принципу «с глаз долой - из сердца вон».

Второй фильтр предполагает отбор претендентов по внешней привлекательности  с учётом черт лица, телосложения, возраста и т.д. Мы, конечно, можем говорить, что представление о красоте для каждого своё и зависит от вкусов, пристрастий, прошлого опыта, однако, понятие о красоте и привлекательности имеет общественно-историческую природу. А именно, любовь всегда тесно связывалась с функцией продолжения рода, поэтому представления о красоте мужчины и женщины основывались на представлении о физических качествах мужчины-отца и женщины-матери. Например, для мужчины такими качествами являются атлетическое телосложение, сила, ловкость, а для женщины - широкие бёдра, грудь, молодость, здоровый румянец и т.д.

Информация о работе Проблема выбора брачного партнёра: модели, критерии, мотивы