Проблема выбора брачного партнёра: модели, критерии, мотивы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы было рассмотрение готовности к браку, критериев, которыми молодёжь руководствуется при выборе партнёра, а также мотивации вступления в брак, т.к. мотивация является важной характеристикой нашего времени, а именно то, что по сравнению с 70-80 гг. сокращается количество браков, основанных на любви, и увеличивается количество браков «по расчёту». В работе нами были поставлены следующие задачи:
· раскрытие понятий «брак» и «семья», сравнение этих понятий между собой;
· описание функций семьи;
· рассмотрение способности и готовности к браку; ....

Содержание

Введение
Глава 1. Семья и брак. Готовность и способность к браку
1.1 Понятие семьи и брака. Соотношение понятий брак и семья
1.2 Функции семьи
1.3 Способность и готовность к браку
Глава 2. Проблема выбора брачного партнёра
2.1 Модели выбора брачного партнёра
2.2 Критерии выбора брачного партнёра
2.3 Мотивы выбора брачного партнёра
Выводы
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

мотивы.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

Проблема  выбора брачного партнёра: модели, критерии, мотивы

 

Оглавление.

Введение

Глава 1. Семья  и брак. Готовность и способность  к браку

1.1 Понятие семьи  и брака. Соотношение понятий  брак и семья

1.2 Функции семьи

1.3 Способность  и готовность к браку

Глава 2. Проблема выбора брачного партнёра

2.1 Модели выбора  брачного партнёра

2.2 Критерии  выбора брачного партнёра

2.3 Мотивы выбора  брачного партнёра

Выводы

Заключение

Список литературы

 

Введение

В современных  условиях подготовка молодёжи к браку  и семейной жизни обозначилась как актуальная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Это связано и с постоянно увеличивающимся числом разводов в России и с тем, что рождаемость и качество семейного воспитания ниже того уровня, в котором заинтересовано общество.

Семья - начальная  структурная единица общества, выживание  которой зависит от успешности её адаптации к меняющимся жизненным  условиям и обстоятельствам. Изменившаяся политическая и социально-экономическая  ситуация на рубеже XX-XI веков привела  к изменению сущности семьи.

Семья вчера  и сегодня - это разные системы. Единство современной семьи основано, прежде всего, на осознании мужчиной и женщиной необходимости совместного удовлетворения потребностей посредством семейной жизни.

Современная семья  всё больше сосредотачивается на своей внутренней жизни, возрастает роль супружеских отношений в обеспечении её стабильности. Ослабление контроля со стороны общественного мнения, а также экономических, правовых и религиозных уз, скреплявших прежнюю семью, резко увеличило нагрузку на морально-нравственную сферу.

В последнее  время всё больше фактов говорят  о кризисном состоянии семьи  и брака: обесценивание моральных  устоев, деградация семейного образа жизни, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижение престижа семьи, потребности иметь детей.

Вместе с  тем общество по-прежнему заинтересовано в стабильной семье и её социальной эффективности, в повышении уровня рождаемости и социализации новых  поколений. Ведь именно семья является той первичной и социальной основой, которая формирует нравственный и психический склад человека.

Поскольку на сегодняшний  день нет никаких «защитных механизмов», останавливающих кризисные тенденции  семейно-брачных отношений, возникает  необходимость в целенаправленной работе, способствующей исправлению ситуации, сложившейся в современном обществе.

Концепция подготовки молодёжи к браку и семейной жизни  в различные исторические периоды  почти не менялась. Она включала нравственное воспитание: любовь к  близким, справедливость, гуманность, ответственность за семью, половое воспитание и т.д.

Среди комплекса  воспитательных задач, которые необходимо сегодня решать всему обществу, главными являются формирование позитивных установок  молодёжи на брак и готовности к  семейной жизни. Необходимо поднять престиж семейной жизни, показать её ценность для каждого человека, воспитывать личность, способную создать крепкую и гармоничную семью.

Целью моей работы было рассмотрение готовности к браку, критериев, которыми молодёжь руководствуется при выборе партнёра, а также мотивации вступления в брак, т.к. мотивация является важной характеристикой нашего времени, а именно то, что по сравнению с 70-80 гг. сокращается количество браков, основанных на любви, и увеличивается количество браков «по расчёту».

В работе нами были поставлены следующие задачи:

· раскрытие  понятий «брак» и «семья», сравнение  этих понятий между собой;

· описание функций  семьи;

· рассмотрение способности и готовности к браку;

· рассмотрение основных теорий выбора брачного партнёра;

· описание критериев  выбора партнёра в разных странах;

· рассмотрение мотивов, которыми руководствуются  молодые люди при вступлении в  брак.

Об этом и  пойдёт речь в нашей работе.

Глава 1. Семья  и брак. Готовность и способность  к браку

1.1 Понятие семьи и брака. Соотношение понятий «семья» и «брак»

Семья - важнейший  из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Она  тесно связана с историческими  условиями жизни людей, с изменяющимися  политическими, социальными, этическими, нравственными представлениями.

В любой исторический период семья является той первичной  и социальной основой, которая формирует  нравственный и психический склад  личности, передаёт молодым поколениям семейные и родовые ценности, является залогом стабильности государства. Психологический климат в семье, отношения между её членами непосредственно влияют на профессиональную деятельность человека, адаптацию и развитие творческих возможностей в любом возрасте. [12]

Согласно определению  из философского словаря, «Семья - это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». [20]

В словаре Ожегова  понятие семья трактуется так: «Семья - группа живущих вместе близких  родственников. [17]

В рамках психологического подхода семья рассматривается  как «пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями». [16, с. 10]

Конечно же, определений  семьи в научной литературе достаточно много, поэтому я не буду рассматривать  их все, а просто перечислю основные характеристики семьи:

1) семья - ячейка (малая социальная группа общества);

2) семья - важнейшая  форма организации личного быта;

3) семья - супружеский  союз;

4) семья - многосторонние  отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сёстрами, дедушками и бабушками и т.д., живущими вместе и ведущими общее хозяйство

«Семья - начальная  структурная единица общества, выживание  которой зависит от успешности её адаптации к меняющимся жизненным  условиям и обстоятельствам, поэтому  семью необходимо рассматривать как социальную систему». [11, с. 14]

Семья как система  характеризуется не только наличием связей и отношений (брачные, кровнородственные) между образующими её элементами (членами семьи), но и неразрывным  единством с окружающей средой, т.е. с обществом, во взаимодействии с которым семья проявляет свою целостность.

Семья относится  к наиболее сложным видам системы - целенаправленным, подчинённым достижению определённых целей и самоорганизующимся. Основной целью семьи, как социальной системы является воспроизводство членов общества, а также их первичная социализация.

Помимо анализа  семьи как системы традиционным является анализ семьи как малой  группы.

Малой группой  в социальной психологии называется «общность людей, объединённых формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений, которые проявляются в любви и привязанности». [2, с.191]

Семья как малая  социальная группа имеет ряд психологических  особенностей, характерных только для  неё:

1. наличие не  одной, а общесемейных целей, которые могут изменяться в процессе развития семьи;

2. частичное  различие в интересах и установках  членов семьи;

3. наличие супружеской  пары, взаимоотношения в которой  в значительной мере определяют  характер взаимодействия в семье;

4. включённость в неё представителей разных поколений;

5. гораздо больший  срок близкого знакомства между  её членами, чем в других  группах;

6. отсутствие  в семье связи совместной деятельностью,  как в других группах;

7. многосторонность  и значимость семейных отношений,  их взаимосвязь;

8. особая открытость, уязвимость членов семьи.

Ю.Е. Алёшина  и Л.Я. Гозман выделяли другие особенности  семьи:

1. нормативная  заданность - т.е. в каждой культуре  существуют свои представления  о том, какой должна быть  семья;

2. гетерогенность  состава - семья - это группа небольшого размера, гетерогенная по полу и возрасту, или, по крайней мере, по одной из этих характеристик;

3. закрытый характер  семьи, т. е. возможность вхождения  в неё нового члена крайне  ограничена и строго регламентирована, выход из семьи также ограничен;

4. полифункциональность  семьи;

5. тотальный  характер включения человека  в семью;

6. историчность - семья - это долговременная и  очень динамичная группа.

Однако, эти  характеристики семьи, как малой  группы, могут быть присущи и несемейным группам, например, гетерогенность состава, нормативная заданность, полифункциональность и т.д. Поэтому я считаю, что первый ряд особенностей является более показательным и наглядным. Также в обеих группах не хватает самого главного - особенности семьи, как группы родственных лиц, потому, что семья - это, прежде всего люди, объединённые кровными (родовыми) связями (Н.И. Воробьёв).

Помимо психологических  особенностей, семье также присущи  определённые социально-психологические  процессы. Одним из таких процессов является общение, т.к. именно в нём раскрываются, реализуются семейные межличностные отношения. [24]

Теперь мы рассмотрим и сравним понятие брака в  различных науках.

Социологи определяют брак, как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности». [19, с.66]

Согласно большому юридическому словарю «Брак - в семейном праве добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов».

Философский словарь  же трактует брак, как «исторически обусловленную, санкционируемую и  регулируемую обществом форму отношений  между женщиной и мужчиной, устанавливающую их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям». [21]

Ключевыми моментами  для понятия сущности брака являются представления об изменчивости форм брака, его социальной обусловленности  и роли общества в его упорядочении и санкционировании, правовом регулировании. Причём последнее обеспечивается как прямыми методами, так и косвенными (опосредованными). [23]

Так, в разных обществах устанавливается определённый возраст вступления в брак, регулируются процедуры оформления брака и его расторжения.

Например, брак может закрепляться церковным таинством, что означает неразрывность и  постоянство отношений, заключаться  в установленном законом порядке, или же не оформляться вовсе (подобный брак будет называться фактическим или «гражданским»).

Примерами полового санкционирования брака могут являться ограничение возможностей репродуктивного  поведения с высоким приростом  населения (например, в Китае), или  же наоборот, стимулирование рождаемости (например, налог на бездетность, выдача пособий на детей, оказание медицинской помощи беременным женщинам и т.д.)

В настоящее  время отношения между супругами  определяются российским законодательством, на основе которого приняты кодексы  о семье и браке.

Общество заинтересовано в устойчивости брачных отношений, поэтому оно осуществляет внешний контроль за оптимальным функционированием брака через систему общественного мнения, средства социального воздействия на индивида, процесс воспитания.

В житейском  понимании понятия «брак» и «семья» могут отождествляться, но всё-таки в семейной психологии эти понятия принято разграничивать.

В литературе встречается  утверждение, что брак и семья  исторически возникли не одновременно, и не всегда супруги (брачные партнеры) жили одной семьей. А.Г. Харчев определяет брак, «как исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности», [19, с. 66] а семью, «как институированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание» [20, с.27]. Т.е. мы видим, что, по мнению Харчева, брак первичен, а семья вторична.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимым им людей.

А.И. Антонов  предлагает другой критерий разделения семьи и брака, а именно, наличие или отсутствие детей. «Лишь рождение детей превращает брачную пару в семью». [4, с. 151]

С.И. Голод обращает внимание на то, что брак представляет собой различные механизмы социального  регулирования. Брак - это связь двух разнополых существ, которым общество позволяет иметь половую близость и «законных» детей. Позволение общества означает, что обычай, договор, закон, контракт или другая форма социального одобрения делает их связь легальной.

Брак призван  регулировать половые контакты, он строится на половой и межличностной избирательности. Его цель - удовлетворять потребность человека в половой и духовной близости, любви, нежности.

Иное дело семья. Это - социальная группа, объединение  людей по признаку крови или более  отдаленного родства. Семья не любовный союз, а союз взаимопомощи. Ее назначение - совместное ведение хозяйства, обеспечение средств существования, воспитание детей, передача опыта. Для семьи совсем не обязательно, чтобы она состояла из супругов и их детей. Суть семьи - совместное проживание, общее хозяйство, забота друг о друге.

Семья также  имеет пространственную локализацию - жилище, дом, собственность - и экономическую  основу - общесемейную деятельность родителей  и детей, выходящую за узкие рамки  быта и потребительства.

Информация о работе Проблема выбора брачного партнёра: модели, критерии, мотивы