Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:42, реферат
Вопрос о причинах побуждающих человека к творчеству можно отнести к числу главных и спорных. Согласно одним психоаналитическим представлениям, основанным на методологических предпосылках, в основе творчества лежит механизм сублимации, другая позиция заявляет о том, что не сублимация определяет творческий потенциал. Сторонники первой концепции рассматривают неудовлетворенные потребности, прежде всего либидинозные, которые не могут быть реализованы из-за моральных запретов, и находят социально приемлемый выход в творчестве.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА
В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.Психологическая терминология о понятиях сублимация,
креативность, творчество… 5
1.2. Творчество и традиционная психология 7
1.2.1. Творчество как деятельность 7
1.2.2. Творчество как общение и познание 10
1.2.3. Произвольность и осознанность творчества 10
1.3. Психофизиологические аспекты изучения творчества 11
1.3.1. Творчество как поиск 11
1.3.2. Роль межполушарной асимметрии 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
С другой стороны, чересчур неожиданные, нарочито оригинальные сравнения, сопоставления далеких друг от друга предметов или явлений могут оказаться неэффективными для создания художественного образа. В этом случае каждый из сопоставляемых предметов все равно воспринимается независимо друг от друга, отсутствует эффект их взаимного обогащения и как бы слияния в человеческом представлении, нет чувственного переживания их единства. Читатель может быть поражен воображением автора, рискующего соединять несоединимое, но это удивление - скорее логическая, чем непосредственно эстетическая оценка.
В настоящее время имеются прямые доказательства решающего значения для творчества правополушарного мышления, создающего специфический пространственно-образный контекст. Показано, что при органическом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества. После тотального удаления менингеомы правого полушария поэт потерял способность к поэтическому творчеству, несмотря на полное выздоровление без каких-либо дефектов в сфере обыденного мышления и речи. Математик с опухолью в правой теменно-затылочной области утратил способность к оригинальным решениям задач при полной сохранности логического мышления.
Наиболее распространенные тесты на выявление способностей к творческому мышлению также подтверждают значение для творчества контекстуальных связей. Испытуемых просят предложить как можно больше способов использования каких-нибудь обычных предметов обихода. За каждым из таких предметов традиционно укрепилось только одно назначение (например, утюг используется для того, чтобы гладить белье, и в обычных условиях никто не станет забивать им гвозди, хотя в принципе он для этого вполне подходит). Предложение использовать привычный предмет любыми, самыми фантастическими способами в действительности направлено на проверку того, насколько прочны в сознании субъекта однозначные линейные связи между предметами и в какой степени они могут уступить место связям многозначным, основанным на учете максимального количества свойств каждого из предметов. Для выполнения этих заданий необходимо не просто учитывать разнообразие свойств данного предмета (его многогранность), но и уметь приводить их во взаимосвязь со свойствами других предметов, т.е. создать образный контекст. Можно сказать, что контекст, характерный для логической организации информации, обусловливает уменьшение энтропии, а контекст, в рамках которого осуществляется образное постижение, способствует значительному увеличению энтропии, т.е. гораздо меньшей упорядоченности связей. Это соображение играет важную роль при дальнейшем рассмотрении особенностей физиологической активности мозга в процессе решения творческих задач.
Пока известно немного таких исследований, но их результаты заслуживают внимания. Так, у испытуемых с высоким и низким творческим потенциалом (оцениваемым по результатам выполнения тестов) в состоянии покоя и в процессе решения творческих задач и задач, требующих формально-логических операций, было обнаружено, что в состоянии относительного покоя мозг творческих людей более активирован. По-видимому, это можно объяснить тем, что творческие люди характеризуются большей сенсорной открытостью, большей чувствительностью ко всем, даже минимальным раздражителям, поступающим извне (без такой повышенной чувствительности было бы невозможно творчество, основанное на способности к восприятию тех сигналов, которые не воспринимаются другими людьми). В связи с этой повышенной чувствительностью творческие люди живут более интенсивной духовной жизнью, и у них легче возникают внутренние конфликты.
Экспериментальные исследования показали, что лицам с высокими творческими задатками не только не нужна дополнительная активация мозговых структур при решении творческих задач, но более того - целесообразно некоторое снижение этой активности по сравнению с состоянием спокойного расслабленного бодрствования. Есть несколько подходов к объяснению этих результатов. Можно предположить, что поскольку для творческих личностей решение творческих задач является наиболее оптимальной формой деятельности, эта деятельность не вызывает сколько-нибудь выраженного эмоционального напряжения. Но творчество - достаточно активная форма деятельности, а не просто состояние удовольствия. К тому же известно, что творческие люди при выполнении этой работы, как правило, испытывают состояние максимального эмоционального подъема, иногда вплоть до экстаза, что не согласуется с гипотезой о снижении эмоционального напряжения.
Теоретические рассуждения,
базирующиеся на результатах
Интересные параллели
могут быть проведены также при
анализе результатов
Из всего вышесказанного
вытекает, как существенно с ранних
лет правильно строить
Важно отметить, что способности правополушарного мышления к созданию образного контекста бывают нарушены при невротических и психосоматических заболеваниях, и симптоматично, что при этих формах патологии творческие возможности значительно снижены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренные в реферате проблемы творческого мышления далеки от окончательного решения. Можно считать, что речь идет о разработке теоретической модели.
Цель работы – понять, чем является творчество: одним из механизмов защиты - сублимацией или каким-то определенным потенциалом личности.
Использованная хрестоматия «Психология художественного творчества» содержит тексты работы около двадцати авторов, в разное время исследовавших тему психологии творчества на примерах художественного, музыкального, поэтического, фото, артистического и других не менее интересных видов творчества. Кроме В.Ротенберга, автора статьи, положенной в основу данного реферата, в сборнике присутствуют такие имена как: Отто Ранк («Эстетика и психология художественного творчества»); Л.С. Выготский («Искусство и психоанализ», «Искусство и жизнь»); Рудольф Арихейм (Искусство как терапия»); Н.В. Рождественская («Проблемы и поиски в изучении художественных способностей»); В.В. Иванов («Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество») и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Психология художественного творчества: Хрестоматия/Сост. Сельченок К.В. – Минск: Харвест, 1999. с. 53-72.
Информация о работе Проблема творчества в психологических исследованиях