Проблема соотношения биологического, социального и духовного в человеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 10:17, реферат

Описание работы

Целью реферата является рассмотрение соотношения биологического, социального и духовного в развитии личности. Основными задачами можно считать анализ развития представлений о человеке как личности, обозначение понятия “личность”, рассмотрение биологической, духовной и социальной природы личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ КАК О ЛИЧНОСТИ 4
2. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА 7
3. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА 10
4. ДУХОВНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
ЛИТЕРАТУРА 18

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии.ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ.doc

— 95.00 Кб (Скачать)
>     Ещё большее влияние на формирование того или иного типа мировоззрения  оказывает социальное положение человека. Социальное положение диктует каждому свои социальные интересы, которые вытекают из их социального положения и места в обществе. Исходя из своего социального положения человек, всегда принимает одни элементы мировоззрения и отбрасывает другие; к одним положениям мировоззрения чувствует симпатии, а к другим - отвращение. Изменение социального положения сплошь и рядом ведёт к изменению мировоззренческих ориентиров человека.

     До  глубокой старости человек меняет взгляды  на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

     Процесс социализации личности - это процесс  превращения индивида с его природными  задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества. В процессе социализации человек формируется как творец материальных благ, активный субъект социального отношения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект социального воздействия. Только в обществе человек может превратиться в личность. Социальное в структуре личности играет определяющую роль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. ДУХОВНАЯ ПРИРОДА  ЧЕЛОВЕКА

     Итак, человек - одновременно и природное, и общественное существо, но не только. Он еще и духовное существо. Хотя этот аспект не менее значим, чем два другие, далеко не все исследователи включают его в определения человека. А ведь единство основных качественных характеристик (природное, социальное, духовное) свойственно любому из нас, как нормальному представителю человеческого рода. Можно сказать, что обретение духовности есть основная цель, назначение, даже предназначение человека: лишь с достижением стадии духовности природно-социальная человеческая индивидуальность может реализовать себя как личность.

     С философской точки зрения целесообразно  выделить в составе человеческого  бытия три части: дух, душа и тело.

     Понятие духа первоначально имело исключительно религиозный смысл. Так, в христианстве Дух Святой есть одно из лиц божественной Троицы. Выражение же “духовная жизнь” означало и нередко означает сегодня жизнь религиозную. Это та часть жизни человека, которую он непосредственно посвящает Богу. Со временем понятие духа приобрело более широкий смысл, далеко выходящий за пределы религиозного. Однако известная связь между религиозным и философским понятием духа сохранилась. Дух — это сфера ценностей, сфера идеалов. В то же время человек может быть охвачен не только духом добра, но и духом злобы. Но и в том и в другом случае дух остается тем, что выше человека, управляет им. В духовном процессе, при условии внимания к нему со стороны самого человека, формируются принципы, которые он считает незыблемыми и во имя которых он порой готов пожертвовать своей жизнью. Дух преображает биологическую природу человека. Понятие духа открывается через самоанализ, самоуглубление, через всматривание в свой внутренний мир. Сохранение духа выступает необходимым условием личной независимости и свободы. Наиболее полно духовная жизнь реализуется в сферах духовной культуры: искусстве, литературе, науке, религии, философии и др.

     Понятие души еще более древнее. Если понятие духа мы находим только в развитых религиозных системах, то понятие души присутствовало уже в первобытных верованиях. Примитивные племена склонны были одушевлять не только человека и животных, но и всю природу.

     Понятие души сопоставимо с понятием духа, но их нельзя уравнивать. В духе человек как бы поднимается над собой, душа же есть непосредственно данное. Душевная жизнь (в отличие от духовной) — это сфера непосредственных переживаний, впечатлений, мыслей. В понятии души больше присутствует личностный аспект. В понятии же духа ярче выражено общее, универсальное. Душа более подвержена колебаниям и более подвижна, чем дух, который стремится сохранить устойчивость и основательность.

     Понятию души свойственна некоторая неопределенность, отличающая его от многих понятий  естественно-математических наук. Но в  этой неопределенности можно усмотреть  не только недостаток, но и преимущества. В силу своей неоднозначности понятие души ассоциативно. Оно вызывает множество ассоциаций художественного, поэтического, религиозного и другого характера. Ассоциативность понятия души подчеркивает сложность и многоплановость душевной жизни.

     Понятие тела отражает материально-вещественную, природную сторону человека. Изучением телесных проявлений человеческого существа непосредственно заняты конкретные науки: биология, анатомия и физиология, медицина и др.

     Поскольку духовная жизнь человечества происходит и отталкивается все-таки от жизни материальной, то и структура ее во многом аналогична: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, созданные этой деятельностью духовные блага (ценности), удовлетворение духовной потребности и т.д.  Кроме того, наличие духовной деятельности и ее продуктов необходимо порождает особый род общественных отношений — эстетических, религиозных, нравственных и т.д. Однако внешняя похожесть организации материальной и духовной сторон жизни человека не должна затемнять существующих между ними принципиальных различий. К примеру, наши духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны человеку от рождения. 
Стоит заметить при этом, что вначале общество формирует у человека лишь самые элементарные духовные потребности, обеспечивающие его социализацию. Духовные же потребности более высокого порядка — в освоении как можно большей части богатств мировой культуры, участии в их создании — общество может формировать лишь косвенно, через систему духовных ценностей, служащих ориентирами в духовном саморазвитии индивидов. В духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных) выражается общественная природа самого человека, а также условия его бытия. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных потребностей и тенденций развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и пр. человечество выражает свое отношение к наличной реальности и противопоставляет ей некое идеальное состояние общества, которое должно быть установлено. Любой идеал всегда содержит в себе цель, желание, надежду, в общем — нечто должное, а не сущее. Это-то и придает ему вид идеальной сущности, вроде бы совершенно ни от чего не зависимой. На поверхности виден лишь его предписывающий и оценивающий характер. Нередко идеальные нормы, рожденные одной исторической эпохой, противостоят действительности другой эпохи, в которой их смысл безвозвратно утрачен. Это указывает на наступление времени острого духовного противоборства, идеологических битв.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Подводя итоги важно сказать, что проблема личности - проблема значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.

     Личностью не рождаются, личностью становятся.

     Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь, человек становится индивидуальностью,  обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности, выделить ее среди прочих.

     Человек существует за счет обмена веществ  с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу.

     Но  вместе с этим человек имеет свою характерные особенности, индивидуальность, черты, свойственные только ему, приобретенные в ходе социализации личности. Социализация проходит в течение всей жизни человека.

     Человек является также духовным существом. Обретение духовности во многом является основной целью жизни человека. Можно  выделить в составе человеческого бытия три части: дух, душа и тело. В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека. 
 

     ЛИТЕРАТУРА 

    1.Аверин В.А.  Психология личности: учеб. пособ.  – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.

    2.Гуревич П.С.  Психология личности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 559 с.

    3.Т.И.Гусева  Психология личности.- М.: Эксмо, 2008. – 159 с.

    4.Зиглер Д., Хьелл Л. Теории личности. –  СПб.: Питер, 2003. – 608 с.

    5. Ильенков Э.В. Что же такое личность? / Читая Ильенкова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://caute.net.ru/ilyenkov/texts/phc/personaa.html.

    6. Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека / HR-Portal [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/leontev-biologicheskoe-i-sotsialnoe-v-psikhike-cheloveka.

    7. Слотина Т.В. Психология личности: учеб. пособ. – СПб: Питер, 2008. – 304 с.

Информация о работе Проблема соотношения биологического, социального и духовного в человеке