Проблема предмета и методов психологии труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:08, реферат

Описание работы

Введение

Психология труда – традиционная отрасль психологического знания, неразрывно связанная с общественной практикой. Структура и содержание психологии труда достаточно консервативны и связаны с теми исследованиями, которые были свойственны технократическому обществу с его стремительными темпами развития техники и автоматики.

Содержание

1.Введение
2.Общее понятие психология труда
3.Метод психологии труда
4.Проблема предмета и метода психологии труда
5.Заключение
6.Библиографический список использованной литератур

Работа содержит 1 файл

псих.труда.docx

— 31.13 Кб (Скачать)

     Этические аспекты.

     Известный психотехник Г. Мюнстенберг еще  в 10-е гг. XX в. писал о том, что  сама психология не способна разобраться  в своих целях, она может лишь предлагать средства для реализации тех и идей и смыслов, которые  можно найти только в философии, в этике, и что само «развитие  и прогресс даны лишь в тех случаях, когда что-нибудь худшее превращается в лучшее».

     Некоторые опасения относительно «снятия» субъектности человека в трудовой деятельности могут  быть компенсированы следующим: 1) по мере развития знания о человеке часто  обнаруживается гораздо большее  незнание (у познающего как бы открываются  глаза на сложность и разнообразие психической жизни и трудовой деятельности); 2) в ходе познания исследуемого человека он также развивается вместе с исследователем, особенно при исследовании работника как личности, когда  неизбежным становится взаимодействие психолога с познаваемым субъектом  труда, что специально отмечают методологи; 3) необходимая этическая подготовка самого психолога-исследователя и  психолога-практика снижает «соблазн»  манипуляции сознанием работника  со стороны психолога труда.

     Сам субъект труда обычно рассматривается  как носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид  или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

     Под объектом труда понимается «конкретный  трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства (орудия), цели и задачи труда, а также правила  исполнения работы (технология трудового  процесса) и условия ее организации (социально-психологические, микроклиматические, управление: нормирование, планирование и контроль)».

     Другими словами, объект — это «приемник» воздействия, а субъект — инициатор  воздействий в общей системе  «субъект — объект».

     Общим методом психологии труда является исследование и развитие субъекта труда. Проблема в том, чтобы при этом не терялся сам субъект, т. е. чтобы  субъект труда не превращался  в объект для манипуляций со стороны  психолога, руководства или коллег работника. Отсюда перед каждым психологом труда неизбежно возникает сложнейший вопрос: должен ли метод быть только объективным или такой метод  является сочетанием объективных и  субъективных средств и подходов... Заметим, что данный вопрос (проблема метода) стоит не только перед психологией  труда, но и перед всей современной  психологией.

     Проблема  метода психологии труда связана  и с проблемой неизбежной манипуляции  сознанием клиента в отдельных  случаях.

     Варианты  неизбежной манипуляции:

     1) клиент находится в состоянии  аффекта и не способен самостоятельно, а значит, и ответственно принять  важные жизненные решения, касающиеся  его работы или карьеры; 

     2) клиент является социально незрелым  существом и др.

     Отсюда  проблема метода сводится не к вопросу  о том, что следовало бы вообще отказаться от манипуляции, а к тому, чтобы свести эту манипуляцию  к разумному минимуму, а главным  критерием допустимости (или недопустимости) даже частичной манипуляции является сохранение личностного достоинства  людей, с которыми работает психолог труда, а также сохранение достоинства  самого психолога...

     В соответствии с представленным выше пониманием предмета и метода психологии труда можно условно выделить различные концептуальные уровни помощи человеку (развивающемуся субъекту труда) в профессиональном и личностном самоопределении. Само выделение уровней  важно для того, чтобы лучше  понять следующие вопросы, возникающие  перед психологом труда:

      I) чем вы как психолог можете  помочь данному человеку-работнику;

      2) что вы реально делаете (какую  именно и на каком уровне  оказываете помощь);

      3) готовы ли вы вообще выйти  на более интересный (сложный)  уровень помощи;

      4) готов ли ваш клиент воспринять  помощь на более сложном уровне (нужно ли это ему).

     Сами  уровни выглядят следующим образом:

     1. Адаптационно-производственный (адаптационно-технологический)  уровень. Главная цель — помочь  человеку «вписаться» в данную  производственную структуру для  повышения ее эффективности. При  этом часто интересы самого  человека находятся на втором  плане (хотя учитываются его  способности и другие психологические  характеристики).

     2. Социально-адаптационный уровень.  Цель — помочь человеку построить  привлекательный образ жизни  (добиться жизненного «успеха») с  помощью удачного выбора профессии или места работы. Интересы человека учитываются в большей степени, хотя пути к «успеху» могут быть и сомнительными в этическом плане. При этом часто остается проблема смысла стараний на пути к успеху (извечный вопрос профессионального самоопределения: «ради чего?» — это вопрос о смысле затраченных усилий или растраченных талантов).

     3. Ценностно-смысловой уровень. Цель  — помочь человеку обрести  смысл в профессиональном и  личностном самоопределении.  По  сути, именно здесь учитываются  самые важные, жизнеопределяющие  устремления человека, поэтому именно  данный уровень с полным правом  можно считать личностно ориентированным.

     Выделение уровней помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении неизбежно  порождает практические трудности  при реализации сложных уровней  помощи.

       Прежде всего 3 уровня ценностно-смыслового, в частности: 

     1) не каждый человек (клиент) готов  рассматривать свои проблемы  на сложном (ценностно-нравственном, смысловом) уровне;

     2) не каждый психолог-профконсультант  готов (и стремится) выходить  на сложные (прежде всего нравственные) проблемы профессионального самоопределения; 

     3) наконец, начальство, заказчики психолога  труда (от которых во многом  зависит его карьерное и финансовое  благополучие) скорее всего будут  поощрять психолога на реализацию  первого уровня, и наоборот, не  очень-то приветствовать.

       Рассмотрение проблем труда, связанных  со смыслом и ценностями, выходящими  за рамки конкретной профессиональной  деятельности в конкретной организации.  В итоге выделение данных уровней  позволяет самому психологу труда  использовать их в профессиональной  рефлексии, а значит, превращает  его в подлинного субъекта  своей профессиональной деятельности.

 

  Заключение

     Современная прикладная психология широко внедряется в различные сферы общественной жизни. Психологу-практику нередко  приходится решать задачи, сходные  по сути, но затрагивающие разные виды профессионального труда. Выделенные в пособии проблемы психологии труда  составляют основу прикладных психологических  исследований труда представителей самых разных профессий (массовых профессий  сферы производства товаров и  услуг, торговли и финансов, транспорта, здравоохранения, образования, юриспруденции, сферы искусства, средств массовой информации и т.д.).

     В решении практических задач психология труда опирается на достижения общепсихологической  теории деятельности, психологии развития (акмеологии, в частности), психологии личности и сознания, социальной и  педагогической психологии, психофизиологии  и эргономики. Однако она разрабатывает  и специальные научные теории — теории «среднего уровня», направленные на решение конкретных задач, разработку специальных практико-ориентированных  технологий.

     Психология  труда, таким образом, не сводится к  сумме полезных советов, рецептов решения  практических задач, ее успех и дальнейшее прогрессивное развитие всей прикладной психологии в области профессионального  труда определяются продвижением в  рефлексии научных и методических основ практики. При этом рефлексия  психологов-специалистов необходима со стороны как самой практики по отношению к используемым теоретическим  концепциям, так и существующих теоретических  концепций по отношению к прикладным разработкам. Жизненно важны также  историко-теоретические исследования развития данной отрасли психологической  науки, изучение трансформации научных  концепций, понятийного аппарата, методических средств психологов.

 

    Библиографический список использованной литературы

  1. Зеер Э. Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1997
  2. Пряжникова Е. Ю.Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. по­собие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,2001.- 480 с.
  3. Психология труда : учеб. для студентов вузов, обучающих-П86 ся по специальности 031000 «Педагогика и психология» / [А.В. Карпов и др.] ; под ред. проф. А.В. Карпова. — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 350 с.
  4. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений/ П86 Под ред. проф. А.В. Карпова. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 352 с.
  5. http://www.aaa.kz/200208_08.htm

Информация о работе Проблема предмета и методов психологии труда