Проблема предмета и методов психологии труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:08, реферат

Описание работы

Введение

Психология труда – традиционная отрасль психологического знания, неразрывно связанная с общественной практикой. Структура и содержание психологии труда достаточно консервативны и связаны с теми исследованиями, которые были свойственны технократическому обществу с его стремительными темпами развития техники и автоматики.

Содержание

1.Введение
2.Общее понятие психология труда
3.Метод психологии труда
4.Проблема предмета и метода психологии труда
5.Заключение
6.Библиографический список использованной литератур

Работа содержит 1 файл

псих.труда.docx

— 31.13 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Введение
  2. Общее понятие психология труда
  3. Метод психологии труда
  4. Проблема предмета и метода психологии труда
  5. Заключение
  6. Библиографический список использованной литературы 

Введение

     Психология  труда – традиционная отрасль  психологического знания, неразрывно связанная с общественной практикой. Структура и содержание психологии труда достаточно консервативны  и связаны с теми исследованиями, которые были свойственны технократическому  обществу с его стремительными темпами  развития техники и автоматики.

     В настоящее время происходят процессы изменения во всех сферах жизнедеятельности  человека. Мир профессий, система  общественного разделения труда, средства труда, отношение к труду –  все это принципиально и качественно  изменилось и продолжает меняться. Психологами, изучающими труд, осознается необходимость приведения в соответствие содержания психологии труда современному миру профессий. Актуальной является задача определения содержания, объекта  и предмета современной психологии труда.

     Наиболее  заметно изменения в обществе проявляются в тех областях человеческой практики, содержание которых связано  с взаимодействием людей. Сейчас на первый план выходят субъектные виды деятельности, в которых предметом  труда человека является другой человек (педагогическая деятельность, управленческая, маркетинговая, предпринимательская  и т.п.). Современная психологическая  наука активно изучает профессии  типа «человек – человек». Особого  внимания со стороны психологии требует  профессия педагога, так как в  ней наиболее рельефно отражаются кризисные  явления нашего настоящего и связи  с будущим общественным прогрессом. Педагогический труд характеризуется  высоким уровнем ответственности  и напряженностью. Исследования в  области профессионального мастерства педагога, его профессионального  опыта становятся актуальными в  условиях ориентации системы образования  на гуманистическую парадигму, что  выдвигает на первый план разрешение противоречия между требованиями новой  практики и сложившимся профессиональным опытом педагогов.

     Изменения основ общественного строя, переход  на рыночные отношения обострили  конкурентные отношения на рынке  труда, проблемы явной и скрытой  безработицы, что привело к целому ряду психологических проблем, которые  ранее не рассматривались в психологии труда: профессиональная переподготовка, профессиональное психологическое  консультирование и коррекция, вторичная, а во многих случаях перманентная профессиональная адаптация и др.

     Таким образом, современная психология труда  должна существенно расширить свое исследовательское поле, привести содержание и структуру в соответствие с  общественными изменениями, переориентировать прикладной аспект с объектных сфер профессиональной деятельности на субъектные сферы.

 

     

     Общие понятия психологии труда 

     Психология  тудаэто отрасль психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления психологической деятельности человека в различных видах труда и разрабатывает практические рекомендации по психологическому обеспечению эффективности и безопасности труда.

     Труд в жизни человека занимает важное место, - он является не только способом обеспечения жизнедеятельности, но и средством познания, общения и преобразования окружающего мира, условием развития человека, формирования и проявления его психической активности. Становление человека как личности и профессионала происходит в процессе достаточно напряженной, систематической и разнообразной деятельности. Она требует от человека определенных способностей, заинтересованности и функциональных возможностей по обеспечению необходимого уровня активности в достижении профессиональных целей. В тоже время сама трудовая деятельность должна быть организована, обеспечена, спроектирована таким образом, чтобы характер трудовых задач, орудия и условия труда наиболее полно соответствовали особенностям человека, функциональным возможностям его психологических и физиологических систем.  

     Одна  из основных задач психологической  науки и практики заключается  в том, чтобы помогать человеку наиболее полно и эффективно реализовать  себя в труде, получать удовольствие от трудового процесса. Решение указанной  задачи возможно лишь на основе изучения психологических закономерностей  трудовой деятельности, роли психологических  функций и их индивидуальных особенностей в реализации трудовых задач, характеристик  процесса взаимной адаптации человека и различных компонентов деятельности (ее средств, содержания, условий и  организации), что и является основным предметом исследования психологии труда.

     Изучение  психологических аспектов различных  видов трудовой деятельности человека основано также на достижениях различных  отраслей психологии, например социальной психологии, дифференциальной психологии, психофизиологии, психологии личности.  В психологии туда широко используются теоретические и методические материалы из ряда других наук и областей знаний : социологии, педагогики, физиологии и гигиены труда, медицины, технической эстетики, информатики, системотехники, кибернетики.

     Психология  труда успешно развивается благодаря  работам Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, Г.В. Суходольского, В.Д. Шадрикова и  др. 

     Психологические особенности и закономерности трудовой деятельности человека, содержание практических рекомендаций по обеспечению ее эффективности  и безопасности являются в той  или иной степени специфическими для каждой специальности и профессии. Эта специфичность, подчас уникальность, определяется конкретным содержанием  ряда характеристик компонентов  трудовой деятельности, которые можно  рассматривать как ее классификационные  признаки.  

 

     

     Методы  психологии труда

 

     Ю. В. Котелова приводит следующую классификацию  методов психологии труда. Она разделяет  всё разнообразие методов на три  больших раздела А, Б и В.

     Раздел  А, в свою очередь, подразделяется на три блока. К первому относятся различные варианты метода наблюдения. 

     
  1. Метод наблюдения
  • Метод непосредственного наблюдения профессиональной деятельности;
  • Трудовой метод – участие самого психолога в конкретном виде труда.
 

     В связи с трудностью применения этих методов, к ним прилагаются вспомогательные  методы и средства. 

     
  • Измерения различных параметров процесса труда;
  • Алгоритмический способ описания трудовой деятельности;
  • Анализ продуктов трудовой деятельности;
  • Анализ ошибочных действий, несчастных случаев и аварий;
  • Экспериментально -психологические и физиологические пробы в ходе протекания профессиональной деятельности.
 

     Второй  блок раздела А содержит разновидности  метода опроса 

     
  1. Метод опроса
  • Беседа;
  • Устный опрос (интервью);
  • Письменный опрос (Анкета);
  • Биографические и автобиографические данные (психологический анализ);
  • Метод обобщения независимых характеристик
 

     Третий  блок методик раздела А – это  анализ различной производственной документации помогает в работе методикам  из I и II блока. 

     Далее в классификации методов идёт раздел Б, содержащий виды экспериментальных методик. 

     
  1. Лабораторный  эксперимент
  • Абстрактный;
  • Модель отдельных элементов трудового процесса;
  • Модели профессиональной деятельности в целом;
  • Реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории;
  • Метод тестов
 
     
  1. Производственный  эксперимент
  • Внесение разнообразных изменений в оборудование, технологию, приёмы, темп и ритм работы.
  • Метод искусственной деавтоматизации.
 

     К разделу В Котелова Ю. В. относит разнообразные статистические методы работы с  данными. Этот раздел динамично связывает разделы А и Б.

     Е. А. Климов в своей классификации  методов психологии труда к уже  перечисленным эмпирико-познавательным методам из классификации Ю. В. Котеловой  добавляет :

     Методы  построения теории

  • Методы построения простых и сложных теоретических объектов;
  • Методы интерпретации;
  • Номологизации;
  • Определения;
  • Верификации;
  • Доказательства;
  • Объяснения.
 

     Преобразующие или конструктивные методы психологии труда:

  • методы обучения, развития субъекта труда, развития профессионально-важных свойств (тренажеры, деловые игры);
  • консультирование – метод обогащения и преобразования знаний и представлений человека о себе, о профессиях, о соотношении своих возможностей и интересов с определенной группой или несколькими группами профессий;
  • методы коррекции поведения, состояния субъекта труда;
  • методы реконструкции - преобразования рабочего пространства, органов управления и средств индикации, режима труда и отдыха, способов планирования труда, нормирования и контроля (в рамках организационного проектирования и реконструкции трудовых задач и форм организации труда).

 

      Проблема предмета и метода психологии труда.

     Для понимания сущности современной  психологии труда важно выделить предмет данной науки, т. е. то, что  изучает и пытается преобразовать  психолог труда. При этом сразу же возникают вопросы: как соотносится  предмет психологии труда с предметом  психологии вообще? Как соотносятся  предметы различных составляющих психологии труда: инженерной психологии, психологии управления, профориентации (профессионального  самоопределения) с предметом собственно психологии труда? Данные проблемные вопросы  связаны с другой нерешенной в  психологии проблемой: что есть предмет  психологии вообще?

     Главное, что объединяет все психологические  науки, — психическая деятельность человека, которая характеризуется, прежде всего, своей субъектностью, и именно этим человек отличается от стола, от дерева, от более простых  существ...

     Субъективность  — это:

     1) готовность выполнять определенные  действия по-своему, поступать не  запланировано, а в ряде случаев  и непредсказуемо, спонтанно; 

     2) готовность к рефлексии своей  деятельности (готовность к осознанию  своей спонтанности).

     Таким образом, предмет психологии труда  — это субъект труда, т. е. работник, способный к спонтанности и рефлексии  своей спонтанности в условиях производственной деятельности.

     Но  если мы принимаем такое понимание  предмета психологии труда, то сразу  же сталкиваемся с этическим парадоксом предмета психологии труда, который  можно было бы сформулировать следующим  образом: чем больше мы изучаем субъект  труда, тем в большей степени  мы лишаем человека его субъективности.

     Можно выразиться еще более резко и  образно: чем больше мы изучаем (познаем) субъекта, тем в большей степени  мы лишаем его психики, т. е. превращаем в легко предсказуемый в своих  действиях «стол», «стул», которым  совершенно не нужна какая-то там  рефлексия, поскольку все за него и так уже решает психолог или  руководитель, пользующийся результатами исследований и рекомендациями психолога  о том, как работать с персоналом... Реальная картина такова, что многие руководители и заказчики только и ждут от психолога таких рекомендаций, с помощью которых было бы легче  управлять работниками, предсказывать  любые их реакции на те или иные действия начальства. И это создает  основу для манипуляции. А ведь известно, что именно манипуляция сознанием  другого человека есть самый страшный грех для психолога.

Информация о работе Проблема предмета и методов психологии труда