Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать ценностные ориентации современной молодежи. Объект исследования: мировоззрение юношей и девушек. Предмет исследования: ценностные ориентации испытуемых. Методы проведенного исследования: метод наблюдения; методика М.Рокича; методы обработки данных. Экспериментальная часть исследования проводилась на базе рабочей сферы, в период ноября 2011 года. В эксперименте принимали участие 20 юношей и 20 девушек, в возрасте от 18 до 23 лет.

Содержание

Введение ..................................................................................................................3
Глава1. Особенности Я-концепции и понятие смысла жизни в юношеском возрасте…….............................................................................................................5
1.1 Задачи развития и границы юношеского возраста ...................................... 5
1.2 Понятие смысла жизни ..................................................................................30
Глава2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций....................... 45
1.1 Используемая методика и ее описание .................................................….45
1.2 Анализ полученных данных .......................................................................48
Заключение ............................................................................................................52
Список использованных источников ..................................................................54

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

     Подросток со своей мятущейся душой пытается понять себя и открывает все новые  и новые черты. Его отдельные  образы “Я» (насколько я способный, насколько красивый, сильный, общительный и т.д.) изменчивы и не складываются в единую, гармоничную и устойчивую систему. О личностной нестабильности подростка судят и по реальному проявлению у него совершенно разных качеств, часто противоположных, по противоречивости его характера и устремлений.

       Развивающиеся самосознание именно  в отрочестве делает человека особенно тревожным и неуверенным в себе. Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он стремится понять себя самого. [1;287]

     В этот период у многих детей наблюдается  подростковый кризис. Он связан с духовным ростом и изменением психического статуса. Хотя в этот период происходит объективное изменение социального положения отрока (возникают новые отношения с близкими, сверстниками, учителями, расширяется поле деятельности и др.), наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом – вот основное содержание отроческих переживаний. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка.

     Многие  подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма – бессмысленном противодействии другому, немотивированном противостоянии (часто родителям). Задача близких – необходимо включится в проблемы отрока и постараться облегчить его жизнь в это период. Однако не всякий подросток проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по большей части выбираются из него самостоятельно; близкие нередко не догадываются о душевных бурях своих дорогих чад. [2;273]

     Подростковое  чувство взрослости – главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда – типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка.

       Подростки, попадающие в милицию  или наркотический диспансер, необязательно из неблагополучных семей. Бывает, что “трудными” становятся и любимые дети, не обделенные заботой дома, но неудовлетворенные отношениями со взрослыми или сверстниками, недостаточно загруженные реальными делами и скучающие, чувствующие себя неудачниками и т.д. Причины подростковых проблем разнообразны. Одна из них – желание утвердится и выделится, сочетающееся с протестом против существующих в обществе норм и правил, против, как объясняет такой “трудный” подросток, “серой безликой толпы”, для которой “ты ничего не значишь. Ты ноль, ничтожный винтик во всем этом механизме. Твой бунт ничего не значит для них”.

     Протест приводит некоторых подростков в  особые неформальные группы или движения со своими знаками отличия и идеологией. Все подростки, влившиеся в такие движения социально дезадаптированы, даже если не проявляют прямой агрессивности.

     Протест приводит и к побегам из дома, бродяжничеству. Некоторые подростки видят своеобразную романтику в поисках ночлега и пропитания, стычках с милицией. Следует отметить, что часть ушедших из дома, свою “вольную” жизнь не идеализируют, их удерживает на чердаках и в подвалах страх перед наказанием за совершенные проступки, перед побоями, домашними скандалами и т.п.

     В особо тяжких ситуациях у подростков может появиться суицидальное поведение – мысли о смерти, соответствующие высказывания, угрозы, попытки самоубийства. Суицид редко бывает результатом сознательного выбора, чаще – отчаянным шагом при полной невозможности разрешить свои проблемы. По данным А.Е.Личко, только 10% подростков действительно хотят уйти из жизни, в 90% случаев суицидальное поведение – это “крик о помощи”. [3;348-349]

     Обращенные  к  себе  вопросы: “Кто я?”, “Какой Я?”  ставит, не   всегда   сознавая   это,   уже   подросток. Более общие, мировоззренческие вопросы: “Каков мой жизненный идеал?”, “Кем Я хочу стать?” ставит юноша,  у  которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Так, подростки, описывая будущее, говорят преимущественно о своих личных перспективах, тогда как юноши выдвигают на первый план общие проблемы. Вообще способность отсрочить непосредственное удовлетворение, трудиться ради будущего, не ожидая немедленной награды,- один из главных показателей морально-психологической зрелости человека.

        В ходе различных мировоззренческих  поисков юноша ищет формулу,  которая разом ответила бы  ему и смысл собственного существования,  и перспективы развития всего  человечества. Но где взять такую  формулу? Задаваясь вопросом о  смысле жизни, юноша думает  одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности: каково именно мое место в этом мире, в какой именно деятельности в наибольшей степени раскроются мои индивидуальные способности? На эти вопросы нет и не может быть общих ответов, их нужно выстрадать самому, к ним можно прийти только практическим путем.[2;297]

       Вопрос о смысле жизни есть  симптом определенной неудовлетворенности.  Когда человек целиком поглощен  делом, он обычно не спрашивает  себя, имеет ли это дело смысл,- такой вопрос просто не возникает. Рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой и является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с какой-то паузой, “вакуумом” в деятельности или отношениях с людьми.

       Это не значит, конечно, что  рефлексия и самоанализ – “излишество” человеческой психики, от которого нужно по возможности избавляться. Такая точка зрения, при последовательном ее развитии, привела бы к воспеванию животного или растительного образа жизни, полагающего счастье в том, чтобы полностью раствориться в какой угодно деятельности, не задумываясь о ее смысле. Критически оценивая свой жизненный путь и свои отношения с окружающим миром, личность возвышается над непосредственно “данными” ей условиями, ощущает себя субъектом деятельности. Поэтому мировоззренческие вопросы не решаются раз и навсегда, каждый поворот жизни побуждает личность снова и снова возвращаться к ним, подкрепляя или пересматривая свои прошлые решения. В юности это делается наиболее категорично.[2;234]

     Таким образом, еще в подростковом возрасте были созданы предпосылки для становления смысла жизни. Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он со своей мятущейся душой стремится понять себя самого и открывает все новые и новые черты. Не всегда осознано подросток сам себе задает вопросы: “Кто Я?”, “Какой Я?”. Юноша же ставит более мировоззренческие вопросы. Юноша задумывается не только о своих проблемах, но и о проблемах всего общества, мира. Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Юноша ищет ответы на вопросы. Эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал:  в поиске  смысла  жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется  тот  нравственный стержень, который помогает  справиться  с  первыми  житейскими  неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и  самого  себя,  становится  в действительности самим собой.

     Так, как определение смысла жизни происходит относительно выработанной системы ценностей, то актуальным и необходимым будет исследование ценностных ориентаций молодежи. 

 

      ГЛАВА3   Эмпирическое исследование ценностных ориентаций. 

     1.1 Используемая методика и ее описание 

     Гипотеза  исследования: у современной молодежи будут наблюдаться различия в  ценностных ориентациях по гендерному признаку. 

     Исследование  проводилось в ноябре 2011 года среди юношей и девушек 18-23 лет. В исследовании приняли участие 40 человек, среди них 20 юношей и 20 девушек.

     В нашей работе мы уже отмечали, что на основе активного определения своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, идет определение смысла  своего  существования.  Для определения характерного содержания системы ценностей современных юношей  и  девушек  мы использовали методику “Ценностные ориентации” Милтона Рокича.

     Система  ценностных  ориентаций  определяет   содержательную   сторону направленности личности и  составляет  основу  ее  отношений  к  окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения  и  ядро  мотивации жизненной активности.

     Методика  М.Рокича  основана на прямом ранжировании списка  ценностей. М.Рокич различает  два вида ценностей:   а)   терминальные   -   убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться  б)  инструментальные  -  убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является  предпочтительным  в любой ситуации.  Это деление соответствует радиационному делению на  ценности-цели и ценности-средства.

     Испытуемым  предлагается последовательно ранжировать 18 наименований терминальных ценностей (цели жизни) и 18 наименований инструментальных ценностей (средства достижения жизненных целей). Важнейшими являются терминальные ценности – это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем. Терминальные ценности как бы определяют смысл жизни человека.

     Списки  ценностных  ориентаций  выдавались 40 испытуемым  с инструкцией проранжировать предложенные ценности по их значимости в жизни испытуемого. Первая указанная в списке ценность получает 1 балл,  вторая – 2 балла и так до последней (18 баллов). Подсчитывается среднее арифметическое по каждой ценности. Ценности, получившие 1-6 баллов – значимые; 7-12 баллов – менее значимые; 13-18 баллов – принебрегаемые.

     Терминальные  ценности включают следующие:

     1) активная, деятельная жизнь;

     2) жизненная мудрость (зрелость суждений, здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

     3) здоровье (физическое и психическое);

     4) интересная работа;

     5) красота природы и искусства  (переживание прекрасного в природе  и искусстве);

     6) любовь (духовная и физическая  близость с любимым человеком);

     7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

     8) наличие хороших и верных друзей;

     9) общая хорошая обстановка в стране, в обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого);

     10) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по  работе);

     11) познание (возможность расширения  своего образования, кругозора,  общей культуры, интеллектуальное  развитие);

     12) равенство (равные возможности  для всех);

     13) самостоятельность как независимость  в суждениях и оценках;

     14) свобода (независимость в поступках  и действиях);

     15) счастливая семейная жизнь;

     16) творчество (возможность творческой  деятельности);

     17) уверенность в себе (свобода от  внутренних противоречий, сомнений);

     18) удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений).

     Инструментальные  ценности:

     1) аккуратность (чистоплотность, умение  содержать в порядке свои вещи, порядок в делах);

     2) воспитанность (хорошие манеры, вежливость);

     3) высокие запросы;

     4) чувство юмора;

     5) исполнительность (дисциплинированность);

     6) независимость (способность действовать  самостоятельно, решительно);

     7) непримиримость к недостаткам  в себе и в других;

Информация о работе Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте