Проблема одиночества

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть особенности одиночества как проблемы.
Объект исследования – проблема одиночества как феномен, распространенный в современных обществах.
Предмет исследования – особенности переживания одиночества.
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретические исследования по изучению проблемы одиночества.
Выявить особенности одиночества как психического состояния.
Выделить возможности для преодоления проблемы одиночества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы одиночества……………5
Исследовательские подходы по изучению одиночества…………5
Одиночество: понятие, феномен, проблема……………………….8

Глава II. Одиночество как психическое состояние…………………………...11
Характеристика и особенности переживания одиночества……..11
Взаимосвязь одиночества и самооценки………………………….19
Одиночество как результат неудачи в общении…………………20
Факторы, обуславливающие развитие одиночества…………….22

Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА..doc

— 137.00 Кб (Скачать)

     Впечатляет  перечень типичных эмоциональных состояний, которых время от времени охватывают хронически одинокого человека. Это – отчаяние, тоска, нетерпение, ощущение собственной непривлекательности, беспомощность, панический страх, подавленность, внутренняя опустошенность, скука, охота к перемене мест, ощущение собственной недоразвитости, утрата надежд, изоляция, жалость к себе, скованность, раздражительность, незащищенность, покинутость, меланхолия, отчужденность (список получен методом факторного анализа ответов множества одиноких людей на специальный опросник).

     Одинокие  люди склонны недолюбливать других, особенно общительных и счастливых. Это – их защитная реакция, которая  в свою очередь, мешает им самим устанавливать  добрые отношения с людьми. Предполагают, что именно одиночество вынуждает  некоторых людей злоупотреблять алкоголем или наркотиками, даже если они сами себя не признают одинокими.

     Таким людям свойственны  специфические межличностные проблемы. Они легко раздражаются в присутствии других людей, повышенно агрессивны, склонны к излишней, не всегда оправданной критике окружающих, нередко оказывают психологическое давление на других людей. Одинокие мало доверяют людям, скрывают свое мнение, нередко лицемерны, недостаточно управляемы в собственных поступках.

     Одинокие  люди не могут по-настоящему веселиться в компаниях, испытывают затруднения, когда им необходимо кому-то позвонить, договориться о чем-то, решить какой-либо личный или деловой вопрос. Такие люди повышенно внушаемы или чрезмерно упрямы в разрешении межличностных конфликтов. Имея неадекватную самооценку, одинокие люди или пренебрегают тем, как их воспринимают и оценивают окружающие, или непременно стараются им понравиться.

     Одиночеству более подвержены подростки, чем  взрослые. Когда подросткам и  взрослым в течение недели в разное время  звонили и спрашивали, что они делают и чем заняты, подростки, если ли они были одни, чаще, чем взрослые, говорили о том, что чувствуют себя одинокими.

     Мужчины и женщины ощущают себя одинокими  в разных ситуациях: мужчины –  когда лишены общения в компании, а женщины – когда рядом нет человека, с которым их связывают близкие, доверительные отношения [5,678].

     Рассматривая  проблему одиночества, мы анализируем ее в контексте социальной психологии, при этом речь идет  о возникновении и переживании одиночества на отдельных этапах жизненного цикла. Особенно нужно отметить исследования, изучающие подростковый и юношеский возраст.

     По  мере взросления у детей и подростков меняется отношение к

одиночеству: дети воспринимают одиночество как физическое (никого нет рядом) состояние, постепенно перерастающее в психологическое и социальное. Чем старше возраст, тем больше возможностей для восприятия и переживания одиночества как плодотворного состояния.

     Ряд исследований направлен на выявление  особенностей переживания одиночества  в юношеском возрасте, что связано с кардинальными изменениями жизненных ситуаций в этот период («переход во взрослую жизнь»), выбором ценностных приоритетов и формированием

поведенческих стратегий [10,24]. Исследователями делается вывод, что

одиночество во многом обусловлено используемыми людьми в социальном взаимодействии когнитивными (цели, ожидания, планы на будущее) и атрибутивными (интерпретации событий и социальных ситуаций в терминах каузальной атрибуции) стратегиями, которые определяют их неудовлетворенность взаимоотношениями и, в конечном итоге, ведут к

одиночеству.

     Хроническое одиночество, как и состояние  депрессии, вовлекает людей в  порочный круг саморазрушительного  социального познания и социального  поведения. Тем, кто чувствует себя одиноким, в известной мере присущ негативный стиль объяснения, свойственный людям в состоянии депрессии; им кажется, что они, общаясь с окружающими, производят скверное впечатление, они винят себя за свои плохие социальные связи и считают, что большая часть из того, что происходит с ними, не от них зависит.

     Негативное  мировосприятие может не только быть следствием жизненного опыта одинокого  человека, оно также способно накладывать  на него определенный отпечаток. Убежденность в собственной социальной никчемности  и пессимистический взгляд на  окружающих мешают одиноким людям вести себя так, чтобы избавиться от этого чувства.

     Состояние одиночества - это переживание человеком  потери внутренней целостности и  внешней гармонии с миром. Оно  выражается в нарушении гармонии между желаемым и достигнутым качеством социального общения.

     Одинокие  люди склонны к  чрезмерному самосознанию и заниженной самооценке, а разговаривая  с малознакомым человеком, больше говорят  о себе и меньше интересуются собеседником, чем люди, которые не чувствуют  себя одинокими. 

2.2. Взаимосвязь одиночества и самооценки.

     Наше  представление о себе во многом основывается на взаимоотношениях с другими людьми – с другом, любимым, родителями, детьми, соседями, коллегами. Отдельные  личности и их поведение вписываются  в определенную систему ролей, обусловливая устойчивость и функционирование такой системы в целом. Утрата значимых, долговременных социальных связей имеет своим главным следствием изменение представлений о себе. По крайней мере, на первых порах эти изменения часто ведут к понижению самооценок.

     Психологами и социологами установлено, что одиночество зависит от того, как человек к себе относится, т.е. от его самооценки, восприятие своего «Я». Низкая самооценка, прежде всего, порождает внутреннее самоотчуждение человека; вследствие чего само собой затрудняется межличностное общение.

     Роджерс (Rogers,1961) рассматривал одиночество как  отчуждение личности от ее истинных внутренних чувств. Он считал, что, стремясь к признанию  и любви, люди зачастую показывают себя с внешней стороны и поэтому становятся отчужденными от самих себя. Таким образом, Роджерс предполагает, что одиночество порождается индивидуальным восприятием диссонанса между истинным «Я» и тем, как видят «Я» другие [6,167].

     Ведь  зачастую низкая самооценка – это некая совокупность мнений и поведения, которая мешает установлению или поддержанию удовлетворительных социальных взаимоотношений. Люди с низкой самооценкой интерпретируют социальные взаимосвязи самоуничижительно. Они более склонны относить неудачи в общении за счет внутренних, самообвиняющих факторов.

     Люди  с низкой самооценкой в большей  мере испытывают социальную неуверенность  и менее предрасположены к  риску в социальных вопросах, а  поэтому и менее склонны к  установлению новых взаимоотношений  или усугублению существующих.

     В свою очередь одиночество, в особенности, когда это глубокое и продолжительное переживание, снижает самооценку личности. Последствия одиночества для самооценки личности еще больше усугубляются, если одиночество связывается с личностными характеристиками и недостатками.

     В целом низкая самооценка зачастую воплощается  во взаимосвязанной совокупности самоуничижительного  сознания и поведения, которая искажает социальную компетентность, подвергая  людей риску одиночества.

     Одиноких  людей особенно волнуют проблемы, связанные с личной общительностью, включая знакомства, представление другим людям, соучастие в разных делах, раскованность и открытость в общении.  

2.3. Одиночество как результат неудачи в общении

      Как известно, именно в общении реализуются и раскрываются общественные и межличностные отношения человека. Таким образом, общение есть реализация всей системы отношений человека.

     Нехватка  общения как социального взаимодействия может вызвать переживание одиночества, при этом недостаток друзей или партнеров в общинной культуре будет считаться социальной неудачей.

     Во  время общения у его участников наблюдаются различные состояния, т.е. проявляются те или иные психические свойства личности. А поскольку общение – это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива, или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.

     Трудности могут проявляться с разных сторон  общения: коммуникативной, интерактивной  и перцептивной [6,179]. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

     В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры и носить выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название «некоммуникабельность»), или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п. [1,116].

     И.П. Шкуратова  отмечает, что при изучении трудностей общения существует опасность сведения их многообразия только к неудобствам, связанным с плохим владением техникой взаимодействия, или к сложностям, возникающим из-за слабого развития социально – перцептивных функций. В действительности же эта проблема приобретает глобальный характер и охватывает фактически все аспекты общения.

      В связи с растущим количеством городов и развитием все более сложных инфраструктур межличностное общение происходит кратковременно и поверхностно, времени на установление длительных и доверительных отношений катастрофически не хватает.

      Отметим однако, что быть одиноким и пребывать в одиночестве – это не одно и то же. Одиноким можно чувствовать себя и на шумной вечеринке. Но можно пребывать в полнейшем одиночестве и не чувствовать себя одиноким, так как чувствовать себя одиноким – значит чувствовать себя ни принадлежащим ни к какой группе, нелюбимым окружающими, лишенным возможности поделиться своими личными тревогами или не таким, как все остальные вокруг [5,678].  

2.4. Факторы, обуславливающие развитие одиночества

     Рассматривая  проблему одиночества, мы видим, что переход к современной жизни везде породил тотальное одиночество, усилившее индивидуальную и социальную нестабильность. Наши представления об одиночестве складываются на основе исторических форм (ритуалы, наказание, отшельничество) и в тоже время усугубляются новыми процессами, связанными с индустриализацией и урбанизацией.

     Смещение  акцентов, усиливающих психологическую  окрашенность феномена одиночества, связано, с одной стороны, с развитием самосознания человека, а с другой — с социальными изменениями.

     Одиночество как процесс - есть постепенное разрушение способности личности воспринимать и реализовывать имеющиеся в  обществе нормы, принципы, ценности в  конкретных жизненных ситуациях. В  результате процесса одиночества происходит утрата личностью статуса субъекта социальной жизни. Одинокий человек, анализируя свои отношения с другими людьми, не ассоциирует себя с окружающим социальным пространством.

     Можно выделить  факторы, влияющие на развитие одиночества [4,172]:

     1. Для современного общества стала характерна ликвидация общепризнанного морального кодекса. Традиционная мораль ответственности заменяется на компромиссную практическую мораль. Такая ломка рушит традиционные социальные связи, усиливает развитие эгоцентризма и эгоизма в людях, акцентирует личностный успех и соревновательность в противовес вниманию к интересам других.

     2. Общество становится все более  подвижным, а человеческие контакты – более торопливыми и эфемерными. В городах складываются обезличенные, заформализованные отношения между людьми. Скученность не позволяет создать человеку свое личностное пространство и отчуждает его от других, а обилие контактов приводит к их обесцениванию, эффекту «усталости».

Информация о работе Проблема одиночества