Проблема одиночества

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть особенности одиночества как проблемы.
Объект исследования – проблема одиночества как феномен, распространенный в современных обществах.
Предмет исследования – особенности переживания одиночества.
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретические исследования по изучению проблемы одиночества.
Выявить особенности одиночества как психического состояния.
Выделить возможности для преодоления проблемы одиночества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы одиночества……………5
Исследовательские подходы по изучению одиночества…………5
Одиночество: понятие, феномен, проблема……………………….8

Глава II. Одиночество как психическое состояние…………………………...11
Характеристика и особенности переживания одиночества……..11
Взаимосвязь одиночества и самооценки………………………….19
Одиночество как результат неудачи в общении…………………20
Факторы, обуславливающие развитие одиночества…………….22

Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА..doc

— 137.00 Кб (Скачать)

ПРОБЛЕМА  ОДИНОЧЕСТВА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...3 

Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы одиночества……………5

    1. Исследовательские  подходы по изучению одиночества…………5
    2. Одиночество: понятие, феномен, проблема……………………….8
 

Глава II.  Одиночество как психическое состояние…………………………...11

    1. Характеристика и особенности переживания одиночества……..11
    2. Взаимосвязь одиночества и самооценки………………………….19
    3. Одиночество как результат неудачи в общении…………………20
    4. Факторы, обуславливающие  развитие одиночества…………….22
 

Заключение……………………………………………………………………….25 

Список литературы………………………………………………………………27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      В этой работе мы рассматриваем особенности  проблемы одиночества. Анализируем  различные теоретические подходы к изучению одиночества, его особенности как психического состояния.

      В современном мире люди всё чаще и  всё острее испытывают чувство одиночества, но, в то же время, каждый воспринимает и оценивает его

по-своему. Сегодня можно говорить об одиночестве как о серьезной социальной проблеме. Усиление индивидуализма, ослабление связей в первичной группе, интенсификация социальной мобильности, увеличение раздробленности в обществе и вызванная этим нестабильность приводят к возрастанию в нем социально обусловленного одиночества.

     Одиночество испытывают не только те, у кого, например, нет семьи и близких, но и многие «успешные», «состоявшиеся» люди, имеющие многочисленные социальные контакты и живущие, казалось бы, «благополучной жизнью». Чувству одиночества (в разной степени) подвержены практически все, но особенно резко оно проявляется в кризисные периоды жизни человека.

     Актуальность  данной работы обусловлена тем, что  переход к современной жизни везде породил тотальное одиночество, усилившее индивидуальную и социальную нестабильность. Становится очевидным, что одной из серьезнейших проблем человечества является проблема одиночества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными  по отношению друг к другу.

     Личность  в социуме выживает посредством  отношений с другими людьми. В  обязательное психологическое меню общения входят интерес, понимание, забота. В противном случае наступает состояние исключенности из значимых для человека групп, когда ему не с кем поделиться своими личными проблемами. Именно так трактуется одиночество - характеристика и психологического состояния человека (его переживаний, эмоций и чувств), и его взаимоотношений с окружающими людьми.

     Западное  обществознание, уже несколько десятилетий занимающееся проблемой одиночества, выработало множество подходов к ее изучению. В этой работе мы постараемся рассмотреть многие из них.

     Проблема  самого определения одиночества связана с многообразием трактовок этого понятия у разных исследователей: чувство одиночества и социальная изоляция; болезненное переживание вынужденной изоляции и добровольное уединение, связанное с экзистенциальным поиском.

     Одним из основных видов деятельности человека является общение, которое и определяет всю деятельность человека. Благодаря общению индивидуум связан межличностными связями в социуме. Чувство одиночества исполняет регулятивную функцию и включено в механизм обратной связи, помогающий индивиду регулировать оптимальный уровень межличностных контактов.

     Цель  исследования – рассмотреть особенности одиночества как проблемы.

     Объект  исследования – проблема одиночества как феномен, распространенный в современных обществах.

     Предмет исследования – особенности переживания  одиночества.

     Задачи  исследования:

    1. Рассмотреть теоретические исследования по  изучению проблемы одиночества.
    2. Выявить особенности одиночества как психического состояния.
    3. Выделить возможности для преодоления проблемы одиночества.
 
 
 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕТСВА. 

1.1. Исследовательские   подходы по  изучению одиночества.

      Исследование  одиночества на эмпирическом уровне и разработка его теоретических моделей-концептов могут основываться на различных теоретико-методологических подходах. Их формирование проходило начиная с 70-х гг. ХХ в.

     Среди этих подходов, в значительной степени носящих междисциплинарный характер, и которыми, естественно, не исчерпывается весь спектр существующих направлений исследования проблемы одиночества, обычно выделяются следующие: феноменологический или личностно-ориентированный (К. Роджерс, У. Садлер, Т. Джонсон, Д. Мур, П. Эдди и др.); экзистенциалистский (К. Мустакас, И. Ялом); социологический (К. Боумен, Д. Рисмен, П. Слейтер); интеракционистский (Р. Вейс, В. Серма); когнитивный (Л. Пепло и ее коллеги); интимный (В. Дерлега, С.Маргулис); психодинамический или психоаналитический (Д. Зилбург, Г. Салливан, Ф. Фромм-Рейхман, П. Лейдерман); системный (Д. Фландерс)[10,7].

     Несмотря  на многочисленность, большинство из них представляют собой краткие статьи и фрагментарные обзоры. Одни направления изучения одиночества развивались в связи с клинической практикой, другие – как чисто теоретические конструкции, третьи – искали подтверждение теоретических посылов в эмпирических исследованиях и социальном

анализе.

     Последователи психоаналитической традиции в своих исследованиях исходят главным образом из клинической практики и, вероятно, поэтому склонны рассматривать одиночество как патологию.

Возможно, психоаналитически  ориентированные теоретики в  большей мере,

чем какая-либо другая группа исследователей, склонны  считать одиночество результатом ранних детских влияний на личностное развитие. И хотя детский опыт может быть межличностным по своей природе, рассматриваемая традиция концентрирует внимание на том, какие внутриличностные факторы (т.е. черты характера, внутрипсихические конфликты) приводят к состоянию одиночества.

     Сторонник феноменологического направления К. Роджерс известен тем, что разработал метод терапии, сконцентрированной на личности больного. Его анализ одиночества основан на «Я-теории личности». К. Роджерс полагает, что общество вынуждает индивида действовать в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действий образцами. Это ведет к противоречию между внутренним, истинным «Я» индивида и проявлениями «Я» в отношениях с другими людьми. Но одно лишь исполнение социальных ролей, адекватное или неадекватное, делает существование индивида бессмысленным.

     Подход  К. Роджерса к одиночеству отличается от психоаналитического тем, что он обращает мало внимания на ранние детские воспоминания, считая, что одиночество вызвано текущими влияниями, испытываемыми личностью. Согласно Роджерсу, одиночество – это проявление слабой приспособляемости человека, а причина его – феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я» реальному

положению дел [10,17].

     Экзистенциалистски  ориентированные  психологи отталкиваются в своих рассуждениях от «аксиомы», что люди изначально одиноки, и сосредоточиваются на вопросе о том, как они могут жить, будучи одинокими. Никто другой не может разделить чувства и мысли человека;

разъединенность есть сущностное состояние личностных переживаний, полагают психологи. Т.е., с точки зрения И. Ялома, у человека есть два способа оградить себя от «ужаса конечной изоляции». Во-первых, частичное принятие этой данности и формирование межличностных отношений. Несмотря на то, что отношения не могут уничтожить изоляцию, они помогают разделить одиночество с другими людьми и тогда «любовь компенсирует боль изоляции» [15,429].

     Попытку выделить не только ситуативные, но и  характерологические факторы одиночества предпринял Р. Вейс [10,19]. Р. Вейс выделяет два эмоциональных состояния, которые люди, переживавшие их, склонны расценивать как «одиночество». Он называет их эмоциональной и социальной изоляцией. Эмоциональное одиночество представляется

результатом отсутствия тесной интимной привязанности, такой  как любовная или супружеская. Эмоционально одинокий человек должен испытывать нечто вроде беспокойства покинутого ребенка: неуверенность, тревогу, пустоту. Социальное одиночество становится ответом на отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности.

     Попытку выявить социальные причины одиночества одними из первых предприняли американские социологи Д. Рисмен, П. Слейтер и К. Боумен в 50-60-x гг. ХХ в. Д. Д. Рисмен и П. Слейтер не столько оценивают одиночество как нормальное или ненормальное состояние, сколько считают одиночество нормативным – общим статистическим показателем, характеризующим американское общество. Рассматривая одиночество в качестве черты американского характера, они объясняют его действием социальных факторов, изначально помещая причину одиночества вне индивида.

     Теоретические выводы, сформулированные в рамках когнитивного подхода (Л. Пепло и ее коллеги), разрабатывающегося в Калифорнийском университете с середины 70-х гг. ХХ в., основаны на эмпирических данных обследований и экспериментов. К поискам причин одиночества Л. Пепло и ее коллеги подходят достаточно широко: они исследуют как характерологические, так и ситуативные факторы, способствующие возникновению одиночества, а также влияние на формирование личности ее прошлого и настоящего. В их понимании когнитивные факторы – это процессы, происходящие внутри индивида, согласовывающего свою деятельность с реальностью.

     Определение собственного одиночества - результат длительного когнитивного процесса, в ходе которого человек осознает или наделяет смыслом свои уникальные личные переживания и обобщает их в целостную картину. К выводу «Я одинок» люди обычно приходят с помощью аффективных (эмоциональных), поведенческих и когнитивных доказательств.

     Когнитивный подход стал главным источником теоретических  построений американских исследователей В. Дерлеги и С. Маргулиса - представителей так называемого интимного подхода [10,21]. В истолковании одиночества важнейшими для них являются понятия «интимность» («приватность», «privacy») и «самораскрытие». Среди теоретических подходов к проблеме одиночества можно также выделить системный подход, разработанный Д. Фландерсом.

     Таким образом, мы видим, что предложенные разработанные теоретические подходы  рассматривают проблему одиночества с разных сторон и возможных причин появления этого феномена. Каждый из этих подходов выполняют свою функцию в науке и исследовательской практике. 

1.2. Одиночество: понятие, феномен, проблема.

  На основе анализа различных дефиниций «одиночества» выделяются модели, которые обусловливают методологические подходы и в значительной степени определяют область исследования феномена одиночества. Условно их можно назвать моделями «самоидентификации», «интеракции» и «социальных связей».

     В первой модели ядром индивидуального одиночества является осознание индивидом дефицита связей. Причем осознание приходит через сравнение своего состояния, своих отношений с другими людьми или неким идеальным желательным состоянием. В основу такой концептуальной модели входит также процесс самооценки и самоатрибуции личности, познающей неполноту своих отношений с другими людьми или отдельным человеком.

     Во  второй модели в центре концепта «одиночества» находится потребность человека в общении, установлении и подлинно близких, «интимных» отношений с другим человеком. Потребность в интимности  отношений – некая ценность, недостижимость которой стимулирует возникновение одиночества. Диагностирование одиночества в этой модели не является результатом самоочевидного атрибутивного процесса, и многие действительно одинокие люди не осознают и не признают этого, не отдавая себе отчет в истинных причинах своего стрессового состояния. Задача исследователя в этом случае состоит и в том, чтобы построить

Информация о работе Проблема одиночества