Проблема общения и одиночества в старости

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:57, реферат

Описание работы

В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы о том, как вписываются пожилые люди в контекст современной действительности, в какой мере свойственные им жизненные представления согласуются с существующими социальными нормами, насколько они сумели воспринять и адаптироваться к общественным переменам, происходящим на макро- и микроуровне.

Данным проблемам посвящены работы таких авторов, как Б. Ливехуда, А. В.Толстых, Г. С. Абрамовой, Л. И. Анцыферовой, Э. Эриксона и других.

Содержание

I. Введение ………...…………………………………………………………стр. 3


II. Основная часть ………………………………………………………….. стр. 5

1.Одиночество как психическое состояние человека ……………..….. стр. 5 2. Особенности пожилого возраста ……………………………………….. стр. 8

III. Заключение ………...………………………………………………..… стр. 14

IV. Список используемой литературы …………………………….…..… стр. 16

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 32.41 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По  учебной дисциплине

«Геронтопсихология»

На  тему: «Проблема общения и одиночества в старости» 
 
 

                                                                                              

                                                                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

I. Введение ………...…………………………………………………………стр. 3

 

II. Основная часть ………………………………………………………….. стр. 5

1.Одиночество  как психическое состояние человека  ……………..….. стр. 5   2. Особенности  пожилого возраста ……………………………………….. стр. 8 

III. Заключение ………...………………………………………………..… стр. 14 

IV. Список используемой литературы …………………………….…..… стр. 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                  I. Введение

     Каждый  человек на протяжении всей своей  жизни хоть однажды, но все-таки испытывал  состояние душевного одиночества, которое, в отличие от изолированности  человека, отражает тягостный  разлад личности, господство дисгармонии, страдания, кризиса «Я». Весь мир окрашивается  в трагедийные тона и начинает восприниматься как малозначимый, лишенный смысла и ценностей.

     Возможно, в результате того, что  такое  состояние человек испытывает наедине  с самим с собой, и оно мало открыто для посторонних глаз, этой проблеме уделялось не так много  внимания, как она заслуживает.

     Лишь  в последние десятилетия прошлого века стали появляться социологические, психологические исследования, посвященные  этому вопросу. Это вызвано, с  одной стороны, гуманизацией общества, ориентацией на личность, с другой стороны, современное общество требует для своего нормального развития  стандартного, типичного человека.

     Одиночество является  нашему сознанию  из досужих  домыслов, страхов, предрассудков и  суеверий, до  того плотным, что подлинная  суть явления  остается скрытой от нас  даже тогда, когда она становится зримой реальностью. Подобно страху смерти, страх одиночества выступает  одним из ведущих  стимулов и регуляторов  наших поступков, действий и бездействий. Подобно угрозе смерти, угроза одиночества, еще даже только предвидимая, в огромных количествах отнимает у нас энергию  и жизненную силу. И тут, как  и там, дело не в самом  одиночестве, а в тех чувствах, которые оно  вызывает.

     Проблемы  пожилых людей, так же как и  проблема одиночества до последнего времени являлись малоизученными в  нашей стране. Исследования советских  психологов ограничивались, как правило, юношеским возрастом, и не касались изучения  проблем людей старшего возраста.

         По данным ООН в 1950г. в  мире было 214 миллионов людей старше 60 лет:  по прогнозам в  2009году  их будет 1500 миллионов, т.е. численность пожилых людей возрастет за  эти  годы  в 15 раз,  тогда как население планеты за это время увеличится в 3 раза.  В связи с этим стали говорить о «старении» общества. В нашей стране по тем же прогнозам в 2009г. 30% населения будет старше 50 лет.

         Первая половина 90-х годов ознаменовалась  в Российской Федерации резким  падением средней продолжительности  жизни населения.

         В 1992-93гг.  средняя продолжительность  жизни у мужчин была 59 лет и  у женщин 78,7 года. По этому основному  показателю состояния  качества  жизни Россия оказалась на  последнем месте в Европе для  мужчин и на одном из последних   мест  для  женщин.  Тенденция  по сокращению продолжительности  жизни привела к тому, что среди  лиц пожилого возраста много  одиноких женщин.

       При этом старение населения  в мире отражает не только  увеличение удельного веса пожилых  лиц на земле, но и рост  их социальной значимости в  обществе, возможности влиять на  общественные процессы.

        В связи с этим особую актуальность  приобретают вопросы о том,  как вписываются пожилые люди  в контекст современной действительности, в какой мере свойственные  им жизненные представления согласуются  с существующими социальными  нормами, насколько они сумели  воспринять и адаптироваться  к общественным переменам, происходящим  на макро- и микроуровне.

      Данным проблемам посвящены работы  таких авторов, как Б. Ливехуда, А. В.Толстых, Г. С. Абрамовой, Л. И. Анцыферовой, Э. Эриксона и других.

  

       
 

                    II. Основная часть:

      1.Одиночество как  психическое состояние  человека

      Научно-технический прогресс, продолжающаяся  урбанизация, постоянное увеличение  скорости жизни и так далее  создают массу благоприятных  условий для жизни и деятельности  индивида. Но в то же время  они вбирают в себя и часть  человеческого «Я», превращая  человека в робота, машину. Личность  при этом становится исполнителем, а не творцом. Пытаясь сохранить  свою человеческую сущность, все  большее число людей замыкается  в себе, и это состояние со  временем превращается в одиночество.  Таким образом, экономических  и социальных благ становится  все больше, они проникают в  самосознание человека, пытающегося  бороться с этим явлением. И  как результат противостояния  возникает отчуждение, постепенно  переходящее в одиночество.

       Прежде чем начать анализ одиночества,  необходимо рассмотреть различия, существующие между одиночеством  и другими эмоциональными формами  и состояниями людей.

       Прежде всего, одиночество не  может быть приравнено к физическому  состоянию изолированности человека. В противоположность состоянию  изоляции, которое является объективным,  внешне обусловленным, одиночество  – субъективное внутреннее переживание.  Изоляция может содействовать  одиночеству, но простое сведение  второго к первому игнорирует  специфические качества и сложность  одиночества. Многие люди испытывают  одиночество не в состоянии  изоляции, а в каком-либо сообществе, в лоне семьи, среди друзей.

      Одна из самых ярких черт  одиночества – это специфическое  чувство полной погруженности  в самого себя.

     Одиночество – ощущение субъективное. Человек  может жить в уединении и не ощущать себя одиноким, а может  постоянно вращаться в самых  разных обществах, быть в центре внимания – и все же чувствовать себя одиноким.  Когда же мы ощущаем себя одиноким? Тогда, когда  не удовлетворяется наша потребность в эмоциональной связи  с другим человеком. Какое-то время  нас может устраивать общение, в котором  нет этой теплой эмоциональной близости, часто таким общением довольствуются люди,  стремящиеся к внутренней независимости, страшащиеся потерять свою свободу. Страх несвободы может быть вызван  прошлым негативным опытом, когда в близких  отношениях подавлялась индивидуальность человека, что  часто бывает  в юности. Став взрослыми, зрелыми людьми, мы можем научиться отстаивать  свою индивидуальность и свою свободу в любых отношениях – и таким образом преодолеем страх перед этими отношениями. Осознав, что без этого мы   не можем  удовлетворить одну из важнейших  человеческих потребностей – потребность в эмоциональной связи с другими людьми, мы  не можем выйти  из одиночества  и вступить  в эмоциональную близкие отношения с другим человеком, без которых просто не может быть, по настоящему  полноценной жизни. 

     Другими типами  общения, как  бы ни были  они многообразны, не заменить эмоциональную связь  с близкими. Если есть  хотя бы один человек, с которым существует эта эмоциональная связь, супруг, ребенок, мать или отец, или просто друг, ощущения одиночества, как правило, нет.

     В процессе обыденного, повседневного  самосознания мы воспринимаем  себя лишь в определенном отношении  к окружающему миру. Часто одиночество  – это ощущение, которое проявляется  в форме потребности быть включенным  в какую-то группу или желательность  этого, или потребности просто  быть в контакте с кем-либо. Основополагающим моментом, в таких  случаях, выступает осознание  отсутствия чего-то, чувство потери  и крушения.

     Одиночество может быть причиной  многих разочарований, но хуже  всего, когда оно становится  причиной крушения надежд. Одинокие  люди чувствуют себя покинутыми, оторванными, забытыми, обделенными, потерянными, ненужными.

       Одиночество предполагает разрыв  связей или их полное отсутствие, тогда как наши обычные надежды,  ожидания сориентированы на согласованность,  соединение, связь. Тяжелая форма  одиночества может означать беспорядок  и пустоту и вызывать индивидуальное  чувство бесприютности, ощущение  того, что человек везде «не  на своем месте». С точки зрения  личностного ощущения времени,  одиночество создает обрывочные, преходящие связи, выражая этим  как оторванность от прошлого, так и глубокий провал в  будущем. Ломая временные характеристики  и делая будущее еще более  не определенным, чем обычно, одиночество  порождает тревогу и страх. 

     Таким образом, «одиночество – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений  и связей внутреннего мира личности. Расстройство, которое вызывает данное переживание, часто побуждает человека к энергичному поиску средства противостояния этой болезни, ибо одиночество действует  против основных ожиданий и надежд человека, и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное»[3].

     Анализ  проблемы одиночества позволяет  предположить, что именно в пожилом  возрасте риск возникновения этого  чувства достаточно высок в силу определенных возрастных особенностей пожилых людей и социокультурного положения их в обществе.  
 
 
 
 
 

                        2. Особенности пожилого возраста

         Описание пожилого возраста необходимо  включает в себя феноменологию  кризиса зрелости.

       Развернутое описание кризиса  зрелости дает Б. Ливехуд. «Он отмечает, что примерно в возрасте 56 лет в жизни человека проносится новая гроза. Жизнь равномерно шла в предыдущей фазе на высоком уровне: перед глазами была перспектива, мир воспринимался во всей полноте и главным образом вокруг себя. Теперь взгляд снова обращается вовнутрь. Кажется, что все ценностные ориентиры необходимо пережить заново. Еще раз нужно пройти через «умри и восстань». Найденные ценности, как правило, не подвергаются сомнению, но становится ясно, что они еще не усвоены. Если честно спросить себя, что из результатов своей жизни можно взять с собой, проходя врата смерти, то отпадает многое из того, что связано со знаниями, положением и опытом»[4].

       Человек в этом возрасте понимает, что может быть, сделал меньше, чем думал. В прошлом непонятно  – зачем так много времени  тратил на пустяки, большого  будущего больше нет. Эти мысли  естественным образом вызывают  страх и тревогу. Кроме того, необходимо подготовиться к уменьшению  физических сил и увеличению  зависимости от других.

         После 50 лет, когда накопленный  опыт позволяет реалистичнее  оценить соотношение ожидаемого  и достигнутого, человек начинает  подводить итоги своей прошлой  деятельности и своих свершений,  задумываться над смыслом жизни  и ценности сделанного. Заглядывая  в будущее, человек вынужден  пересматривать свои цели с  учетом своего профессионального  статуса, физического состояния  и положения дел в семье.  Доминирующим источником жизненной  удовлетворенности становятся успехи  детей. Как показывает Р. Пекк, чтобы «необходимое в этот период чувство полноценности могло развиться в полной мере, человеку необходимо преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до их ухода на покой остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать  у себя в этом плане необходимое равнодушие. Наконец, в результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти»[2].

Информация о работе Проблема общения и одиночества в старости