Проблема любви и брака

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:56, реферат

Описание работы

Тема любви и брака — неиссякаемый источник вдохновения писателей и философов. В этике с понятием любви связаны интимные и глубокие чувства, особый вид сознания, душевного состояния и действий, которые направлены на другого человека, общество и т. д. В любви органично соединены физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общепринятое. Нет такого развитого общества и нет такого человека, кто в той или иной степени не знал бы, что такое любовь. Э. Фромм писал: «Любовь — единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека» . Далее он говорит, что большая часть людей не способна развить ее до адекватного уровня возмужания, самопознания и решимости.

Содержание

Проблемы любви и брака
Виды любви
Мотивация вступления в брак

Работа содержит 1 файл

ПРОБЛЕМЫ ЛЮБВИ И БРАКА.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

    У мужчин ответы приблизительно сходные, хотя вступающих в брак по любви  среди них в целом меньше: 62,80% в счастливых браках и 17,74% в неудачных, а назвавших мотивами заключения брака стремление избавиться от одиночества и легкомыслие больше (соответственно по 10,37% и 8,05% в счастливых браках и по 16,13% и 25,80% в неудачных). Среди мужчин большая доля давших иные ответы, не приведенные автором (среди неудачных браков — 25,81%).

    Можно заметить, что у мужчин и женщин браки по любви оказываются наиболее счастливыми, а вступление в брак, основанное на сиюминутном желании, — наименее (Юркевич Н. Г., 1971).

    В другом исследовании, проведенном спустя 30 лет, наиболее удачным при вступлении в брак оказалось сочетание любви  и духовного единства. На основе полученных значимых корреляций выяснилось, что супруги, заключившие брачный  союз по этим двум мотивам, были им наиболее удовлетворены (Андреева Т. В., Толстова А. В., 2000). 

    Юркевич провела в Минске опрос 300 человек  преимущественно с высшим образованием, из которых 94% считали, что в принципе брак должен заключаться по любви, —  это нравственный идеал; 70% подтвердили, что сами вступили в брак по любви. Но лишь 47% назвали любовью чувство, которое они испытывали к жене (мужу) в момент, когда проводилось анкетирование.

    Сопоставление данных о мнениях женщин-работниц минских предприятий об их отношении  к мужу в момент заполнения анкеты с успешностью брака показало следующее. В счастливых браках к мужу испытывали любовь 63,67% женщин, симпатия и привычка составляли в их отношении меньшую долю (13,88% и 19,18%). Безразличных и испытывавших к мужу неприязнь не было. В удовлетворительных брачных союзах привычку отметили 39,43%; любовь— 32,8%, симпатию — 13,01%. Появился ответ «безразличие» — 4,47%. Не дали ответа 10,16%.

    В неудачных браках превалировали  привычка — 44,85% и безразличие — 33,04%. Каждая десятая женщина относится к мужу неприязненно, с любовью — 5,22%, симпатией — 1,74%.

    На  основе проведенных исследований автор  делает следующий вывод: многие люди считают, что в браке они обходятся без любви, и следовательно, долг в обеспечении психологической установки на сохранение семьи играет весьма существенную роль (Юркевич Н. Г., 1971). Качество брака, самочувствие супругов и воспитание детей в таком случае страдают, даже если сами супруги-родители этого не хотят замечать. «Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Там, где брак заключается без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего главного назначения. Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости... Семья, лишенная этой здоровой центростремительности , растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и "семейных сцен", есть настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненного "неудачничества"» (Ильин И. А., 1993).

    О значении брака, в котором присутствует любовь, замечательно написал христианский писатель IV века св. Григорий Богослов в своей глубокой «моральной поэме»: «Смотри, что дает людям союз любви, "мудрый брак"». Кто, как не брак, соединил море и сушу важной дорогой и объединил раздельное друг от друга?

Но есть и  еще более высокое и лучшее. Благодаря браку мы являемся руками, ушами и ногами друг для друга; благодаря ему мы получаем двойную  силу, к великой радости друзей и горю врагов. Общие заботы уменьшают затруднения. Общие радости становятся приятнее. Радостнее является богатство благодаря единодушию. А у небогатых единодушие радостнее богатства. Брак есть ключ, открывающий путь к чистоте и любви» (цит. по: Троицкий С, 1995, с. 56).

    «Брак — чудо на земле. В мире, где все  идет вразброд, брак — место, где  два человека благодаря тому, что  они друг друга полюбили, становятся едиными, где рознь кончается, где  начинается осуществление единой жизни. Жить врозь — мучительно, тяжело, а вместе с тем — легко и привычно. Умственные интересы, вкусы расходятся, и потому очень легко сказать себе: я хочу жить тем, что меня интересует. Кто живет для прибыли, кто живет для культуры, кто ищет идеал, но я — самодовлеющая единица, мне хватает меня самого... А на самом деле от этого получается распыление общества, распыление человечества. В конечном итоге не остается ничего от того дивного, чудного единства, которое могло бы существовать между людьми. И брак, как я уже сказал, является чудом восстановления единства там, где оно не может быть восстановлено человеческими силам» (Сурожский А 1994 с. 3-4).

 

Список  литературы 

1.  Артамонова  Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В.  и др.; Психология семейных отношений  с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений Под. Ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 

2.  Берн Ш. "Гендерная психология"; М. 2001 

3.  Канатаев  Ю.А. Психология конфликта. –  М.: ВАХЗ, 1992. 

4.  Кваша Г.С.  Структурный гороскоп в вопросах и ответах. – М.: Центрполиграф, 2006 г. 

5.  Олейник  А.Н. Основы конфликтологии. –  М.: АПО, 1992. 

6. Райгородский Д.В. Психология и психоанализ любви. – М.: Бахрах-М, 2008. 

7.  Сысенко  В.А. Супружеские конфликты. –  М.: Мысль, 1989. 

8.  www.follow.ru 

9.  1work.com.ua/article_21.

Информация о работе Проблема любви и брака