Проблема любви и брака

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:56, реферат

Описание работы

Тема любви и брака — неиссякаемый источник вдохновения писателей и философов. В этике с понятием любви связаны интимные и глубокие чувства, особый вид сознания, душевного состояния и действий, которые направлены на другого человека, общество и т. д. В любви органично соединены физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общепринятое. Нет такого развитого общества и нет такого человека, кто в той или иной степени не знал бы, что такое любовь. Э. Фромм писал: «Любовь — единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека» . Далее он говорит, что большая часть людей не способна развить ее до адекватного уровня возмужания, самопознания и решимости.

Содержание

Проблемы любви и брака
Виды любви
Мотивация вступления в брак

Работа содержит 1 файл

ПРОБЛЕМЫ ЛЮБВИ И БРАКА.doc

— 68.50 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Волгоградский Государственный Социально-Педагогический Университет» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

на тему: « Любовь и брак » 
 
 
 
 
 

выполнила студентка фак-та ДНО

группы Д-Пб-41

Прасолова Алина 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Волгоград 2011 
 

Содержание 

  1. Проблемы  любви и брака
  2. Виды любви
  3. Мотивация вступления в брак
 
 
 

 

ПРОБЛЕМЫ  ЛЮБВИ И БРАКА 

    Тема  любви и брака — неиссякаемый источник вдохновения писателей  и философов. В этике с понятием любви связаны интимные и глубокие чувства, особый вид сознания, душевного состояния и действий, которые направлены на другого человека, общество и т. д. В любви органично соединены физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общепринятое. Нет такого развитого общества и нет такого человека, кто в той или иной степени не знал бы, что такое любовь. Э. Фромм писал: «Любовь — единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека» . Далее он говорит, что большая часть людей не способна развить ее до адекватного уровня возмужания, самопознания и решимости. Любовь вообще — это искусство, требующее опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания; словом, его надо постигать. Причиной того, что многие не признают этой необходимости, являются, по мнению Фромма, следующие обстоятельства: 

- большая часть людей смотрит на любовь с позиции «как бытьлюбимым», а не «как любить»; 

- существует представление, что проблема в самой любви, а не в способности любить; 

смешиваются понятия «влюбленность» и «состояние любви», в результате чего доминирует представление о том, что нет ничеголегче любви, в то время как на практике это совсем иначе. Любовь, по Э. Фромму, — это активная заинтересованность в жизни иразвитии того, к кому мы испытываем это чувство. Где нет активной заинтересованности, там нет любви (Фромм Э., 1990, с. 42).

    В разные эпохи выделялись разные виды и аспекты любви, делались попытки  систематизировать формы ее проявления, расположив их по мере значимости и  по смыслу. Для выражения различных аспектов и оттенков любви древние греки, например, использовали различные термины. Словом eros они обозначали чувства, направляемые на предмет с целью полностью вобрать его в себя. Этот термин выражает любовь-страсть, ревность и чувственное влечение и связан с его пафосом, аффектной, чувственной стороной.

    Слово philia (обычно переводится как любовь-дружба) обозначает связь индивидов, обусловленную  социальным или личным выбором. Это  внутренняя склонность, влечение, выросшее из интимной близости и общения с конкретным лицом. Основное состояние здесь — «душевный покой», внутренняя близость, взаимопонимание, что, однако, не означает холодную расчетливость или слепую импульсивную страсть. Таким образом, philia означает духовную, открытую, основанную на внутренней симпатии любовь, выражает соединение подобных (тогда как eros — это борьба и соединение противоположных) принципов.

    Слово storge означает любовь, которая связана  с органическими родовыми связями, нерушимыми, не поддающимися отмене (особенно семейные связи). Это нежная, уверенная, надежная любовь, которая устанавливается между родителями и детьми, мужем и женой, гражданами и Отечеством. В такой любви человек находит покой и доверие, чувство уверенности. Этот термин выражает чувства не отдельной личности, а чувство родовой общности, без которого греки не представляли своего существования.

Термин agape греков означал разумную любовь, возникающую  на основе оценки какой-либо особенности  любимого, его черт характера и  т. п. Ее человек может разумно обосновать, ведь она основана на убеждении, а не на спонтанных чувствах, привычках. Этот аспект любви исторически связан с адекватной оценкой другой личности, что лежит в основе взаимоуважения.

    В средние века христианство трактовало любовь как высший принцип нравственности, наиболее глубоко раскрывающий человеческую сущность. Под любовью понималась некая внутренняя сила человека, которая никогда не иссякает, а беспрестанно, без устали распространяется на все действия человека, направляя его к благоденствию. 

 

ВИДЫ  ЛЮБВИ 

    Наиболее  разработанной на данный момент является типология любви, предложенная Д. А. Ли и эмпирически проверенная  на двух больших выборках (807 и 567 чел.). Автор выделяет шесть стилей, или  «цветов», любви: 

1) эрос — страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию; 

2) людус — гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены; 

3) сторге — спокойная, теплая и надежная любовь-дружба; 

4) прагма — возникает из смесилюдуса и сторге — рассудочная, легко поддающаяся контролю; любовь по расчету; 

5) мания — вырастает из смешения эроса и людуса, иррациональная любовь — одержимость, для которой типичны неуверенностьи зависимость от объекта влечения; 

6) агапе — бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге. 

    Считается, что для женщин более характерны сторгические, прагматические и маниакальные проявления любовных чувств, а молодым  мужчинам более свойственны эротические  и особенно «людические» компоненты.

    В настоящее время наиболее популярна  трехкомпонентная теория любви Роберта Cтepн6epra (SternbergR., 1986; МайерсД., 1999; Крайг Г., 2000; Человек от рождения до смерти, 2001). По Стернбергу, любовь имеет три составляющие: интимность, страсть и решение (обязательство). Интимность, или чувство психологической близости, проявляется в искренней симпатии к другому человеку, в стремлении поддержать его, сделать его жизнь лучше, в общности интересов и занятий. Страсть относится к таким видам возбуждения, которые приводят к физическому влечению и сексуальному поведению в отношениях. К мотивационным потребностям страсти помимо половой потребности относят также потребность в самоуважении, потребность принадлежать кому-то или потребность получить поддержку в трудную минуту.

    Последняя вершина треугольника любви Стернберга — решение-обязательство. Кратковременный  аспект этой составляющей заключается  в том, что конкретный человек  любит другого. Долговременный аспект — обязательство сохранять эту любовь.

Р. Стернберг  разработал систематику любовных отношений  на основе различных комбинаций трех компонентов любви. Например, симпатия между людьми характеризуется проявлением  чувства близости, интимности, без  страсти и принятия обязательств. Таковы отношения братьев и сестер. Отношения при отсутствии интимности и страсти Стернберг характеризует как придуманную любовь; отношения, в которых присутствуют интимность и обязательство сохранять лю- 

бовь, характеризуется  как любовь-товарищество. Наличие в отношениях всех трех компонентов — интимности, страсти и обязательства — характерны для совершенной любви. Большинство реальных любовных отношений попадает в промежутки между этими категориями. 
 
 

 

МОТИВАЦИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК 

    Интересны попытки рассмотрения «механизмов» зарождения любовных переживаний. Так, наиболее известен подход Отто Вейнингера, который полагал, что дифференциация полов, их разделение никогда не бывает совершенно законченным. Все особенности мужского пола можно найти, хотя бы и в самом слабом развитии, и у женского пола. Можно пользоваться понятиями идеального мужчины «М» и идеальной женщины «Ж» только как типичными половыми формами. «Закон полового притяжения», сформулированный О. Вейнингером, гласит: «Для соединения полов нужны совершенный мужчина "М" и совершенная женщина "Ж", хотя и разделенные в двух разных индивидуумах в совершенно различных сочетаниях». Автор этой теории полагал, что за существование института брака говорит тот факт, что наличие громадного количества промежуточных ступеней позволяет найти двух индивидуумов, наиболее подходящих друг другу (Вейнингер О., 1990, с. 12).

    С. В. Ковалев полагает, что мотивация  вступления в брак включает по крайней  мере пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния брачной мотивации на удовлетворенность браком подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов, максимальное число удовлетворенных и минимальное — неудовлетворенных. Важно единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов.

    По  мнению некоторых исследователей, в большом числе случаев любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению семейного союза.

Во-первых, пишет  С. В. Ковалев, в нетерпении любви  мы ищем не супруга, а любимого, забывая  о том, что жить нам придется не с одним этим прекрасным чувством, а с ее предметом и носителем — вполне конкретным человеком, обладающим уникальным психическим миром, образом своего «Я», темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух «Я» не всегда приводит к появлению одного «Мы».

Во-вторых, под  романтическим покровом любви мы очень часто забываем, что, сколь  бы супруги ни любили друг друга, в своей семье они просто обязаны будут выполнять обычные для каждой супружеской пары функции.

    Западногерманский психолог X. Шельский утверждает, что, когда ожидание любви становится первостепенным мотивом брака, основной смысл семейной жизни с ее повседневными заботами, уходом за маленькими детьми сводится к гибели этих иллюзий, разрушению волшебства, что нередко приводит к поискам нового любовного партнера.

    Таков один из вариантов пессимистического  взгляда на соотношение любви  и брака, содержащий в себе смешение понятий любви, влюбленности, иллюзии и потребительства как ожидания необыкновенных чувств от другого.

    Другого взгляда на соотношение любви  и брака придерживаются известные  психотерапевты Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий, излагая его при описании механизма «эмоциональной идентификации с семьей». Авторы рассматривают эмоциональные отношения симпатии как цементирующую силу в семейных отношениях.

    Они отмечают, что отношения симпатии в определенной мере нейтрализуют состояния  фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том числе и в семье. Легче возникает адаптация к фрустрирующим особенностям характера супруга (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1990).

    А. В. Петровский указывал, что степень  эмоциональной близости — это  особое качество настоящей семьи, и трудно представить другую группу, где подобное качество было бы в такой степени развито. Характеризуя эту сторону семейных взаимоотношений на примере родительской любви, говоря о различных и многочисленных проступках ребенка, Петровский замечает: «При этом любой проступок отнюдь не вызывает к себе бесстрастного отношения родителей. Напротив, порождает гнев, причем сплошь и рядом в весьма бурной и яростной форме. И так может продолжаться недели, месяцы. Но вот что интересно. Кумуляции зачастую не происходило. Складывается впечатление, что потоки возмущения, поступающие через пробоины корабля доверия, откачивают мощные помпы родительской любви» (Петровский А. В., 1983, с. 196-197).

    Эйдемиллер  и Юстицкий считают, что во многом сходным по психологической сути является действие симпатии в супружеских отношениях. И в этом отношении возникает эффект «растворения фрустрации». Отношения симпатии вызывают нарастание интереса к объекту симпатии (например, к человеку, которого любят). Следует подчеркнуть, что это интерес благожелательный, связанный со стремлением помочь, совместно радоваться или огорчаться, в свою очередь обусловливающий большую взаимную откровенность и, соответственно, нарастание эмпатии. Отсюда и значение отношений симпатии в профилактике и смягчении межличностных конфликтов в семье.

    О связи любви как мотива вступления в брак и удовлетворенности браком говорит работа Н. Г. Юркевич. На выборке  из 612 женщин и 365 мужчин ею были получены следующие результаты: в счастливых брачных союзах состояли женщины, из которых 75,10% вышли замуж по любви, 13,88% по симпатии, у 2,86% мотивом было стремление избавиться от одиночества, у 1,63% кратковременное увлечение. Среди неудачных браков распределение ответов следующее — по любви вышли замуж 27% женщин, по симпатии — 17%, мотив «стремление избавиться от одиночества» назвали 12,93% женщин, кратковременное увлечение — 1,63%. У остальных был иной ответ или ответа не было.

Информация о работе Проблема любви и брака