Проблема личности в социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 13:25, реферат

Описание работы

Для социальной психологии важно как установить отличие своего подхода к личности от подхода к ней в двух "родительских" дисциплинах: социологии и психологии. Трудность решения этой проблемы заключается в том, что понять ее специфику как предмета исследования в социальной психологии можно только в зависимости от понимания личности в какой-либо конкретной социологической или психологической концепции.

Работа содержит 1 файл

личность в соц. псих-и.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Социально-психологическая  теория в качестве критериев социализированности  личности выделяет: 1) содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира человека; 2) адаптированность личности к среде, ее нормотипическое поведение; 3) социальную идентичность. 

Социализация  не всегда бывает успешной. Она почти  всегда имеет отклонение. Отклонение определяется несоответствием как  объективного и субъективного процесса сложившейся в данном обществе на конкретном историческом этапе социализационной норме. Отклоняющаяся социализация является причиной девиантного и делинкевнтного поведения. Существуют и другие отклонения, например, ложь, обман, грубость, бездействие, пассивность, раздражительность, конфликтность и многое другое.  

Проявлением отклоняющейся является кризисная  социализация (кризисы личностного  роста, неудовлетворенности человека своим социальным или личностным статусом). Если человек не может  справиться с кризисом, то этом может породить глубокое разочарование, конфликт с обществом, социальной группой, с самим собой. В нестабильном обществе такие нарушения социализации приобретают широкую распространенность. 

Основные  научные подходы к социализации

Ч. Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают своё «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трёх элементов: того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие; того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят; того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других. 

По мнению Д. Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая – имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может «помогать» родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определённых ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, - это следующий важный шаг в процессе сознания своего «Я». 

По Мидау, человеческое «Я» состоит из двух частей: «Я – сам» и «Я – меня». «Я – сам» - это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я – меня» - это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). «Я – сам» реагирует на воздействие «Я – меня» так же, как и на воздействие других людей. 

Третий  этап, по мнению Мида, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Эти установки и ожидания создают образ некого «другого» - безликого человека «со стороны», олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают своё поведение по стандартам, установленным «другими со стороны». На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. 

По  З. Фрейду на формирование личности ребенка активно воздействуют три компонента личности («Оно», «Я», «сверх-Я»). Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид («Оно»). Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго («сверх-Я»). Эго несёт ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины. 

Согласно теории Фрейда, процесс формирования личности также проходит четыре стадии. Каждая из этих стадий связана с определённым участком тела – эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а в дальнейшем и Суперэго. 

По мнение Э. Фромма, процесс социализации начинается уже с того мгновения, когда индивид проявляет себя и свое отношение к людям через формы человеческих отношений. Развитие той или иной формы общения приводит к формированию общественного характера, то есть стабильной и четко выраженной системы ориентации. Соответственно пяти способам социализации (мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм и любовь) возникают способы адаптации к социуму рецептивный, эксплуататорский, накопительский, рыночный и продуктивный. 

Г. Тард - пытался вычленить закономерности подражания - его направленность на бесконечное распространение от внутреннего к внешнему, переход от одностороннего подражания к взаимному и т. д. Подражание имеет три формы: подражание другому; копирование современного образца (мода)  и прежнего образца (обычай); подражание самому себе (привычка). Тард пытался объяснить многие социальные явления (язык,  право,  обычаи и др.) подражанием. Согласно Тарду, подражание в обществе - это проявление  основного закона  жизни, закона всемирного повторения. 

Личность  в группе. Социальная идентичность

Для социальной психологии важно понять личность как  взаимодействующего и общающегося  субъекта. Все приобретенное личностью  в процессе социализации, все сформированные у нее социальные установки не являются чем-то застывшим, но подвергаются постоянной коррекции, когда личность действует в реальном социальном окружении, в конкретной группе. Роль именно реальной, конкретной группы очень велика: социальные детерминанты более высокого порядка (общество, культура) как бы преломляются через ту непосредственную "инстанцию" социального, каковой выступает группа. Проблема заключается в исследовании зависимости формирования определенных качеств (свойств) личности от "качества" групп, в которых осуществляется процесс социализации и в которых актуально разворачивается ее деятельность. Социальная группа «наделяет» личность определенными свойствами, исходя из личностных качеств, наиболее значимых для данной группы. В связи с этим выделяется четыре процесса, в которых развертывается межличностное оценивание: 1) интериоризация (т.е. усвоение личностью оценок со стороны других членов группы); 2) социальное сравнение (прежде всего с другими членами группы); 3) самоатрибуция (т.е. приписывание себе качеств, выполняемое на основе двух предшествующих процессов); 4) смысловая интерпретация жизненного переживания. 

Социальная  идентичность - это результат процесса социальной идентификации, под которым  понимается процесс определения  себя через членство в социальной группе. Важнейшей составляющей социальной идентичности  являются социальные стереотипы.  

Одним из параметров, существенных с точки  зрения формирования социальной идентичности, является статус группы. Теория социальной идентичности выделяет три фактора, определяющих реакцию личности на иерархию статуса: это представления об устойчивости и законности существующей системы статусов, а также характер границ группы. Устойчивость - это мера, в которой позиции в группе считаются изменяемыми. Легитимность - это степень, в которой статусная структура принимается в качестве законной. Наконец, проницаемость границ показывает, в какой мере члены группы могут покинуть ее и присоединиться к другой социальной группе. Воспринимаемые устойчивость, легитимность и проницаемость границ будут определять когнитивные, эмоциональные и поведенческие реакции на происходящее в группе и формировать стратегии достижения позитивной идентичности. 

Членство  в низкостатусных, дискриминируемых, стигматизируемых группах приводит к формированию негативной социальной идентичности. В этом случае люди прибегают к различных стратегиям достижения позитивной социальной идентичности. Когда социальная идентичность неудовлетворительна, индивиды стремятся или покинуть свою группу и присоединиться к более высоко оцениваемой, или сделать свою группу более позитивной воспринимаемой. 

Еще одной  важной характеристикой, опосредующей процесс групповой идентификации, является размер группы. С одной  стороны, чем меньшей воспринимается группа, тем больше ее члены проявляют дискриминирующее поведение по отношению к соответствующей аутгруппе большинства, а с другой, члены группы большинства действуют по отношению к аутгруппе меньшинства более дискриминирующе, чем члены группы меньшинства по отношению к членам большинства. 

Выделяются  также компоненты социальной идентичности. Гендерная идентичность - осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу, данное понятие обозначает аспект самосознании личности, описывающий переживание человеком себя как представителя пола, как носителя конкретных полоспецифических характеристик и особенностей поведения, соотносимых с представлениями о маскулинности / фемининности. На основании существующих в обществе эталонов формируются представления ребенка о собственной гендерной идентичности и роли, его поведение, а также самооценка. Этническая идентичность - это «психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности». Возрастная идентичность - процесс и результат отождествления индивидом себя с определенной возрастной группой с принятием норм поведения данной группы в качестве в большей или меньшей степени регулирующих собственное поведение. Профессиональная идентичность - результат процесса самоотождествления с другими представителями профессиональной среды (реальной или идеальной) на основе устоявшихся эмоциональных связей, обеспечивающих стабилизацию профессиональной деятельности и профессионального развития. Городская идентичность - результат идентификации с группой людей, составляющей население того или иного города, и противопоставления населению  других городов и населенных пунктов. 

Механизмы формирования социальной идентичности.

Категоризация. Социальная категоризация видоизменяет основу социальной перцепции таким образом, что люди воспринимаются не на основе своих уникальных индивидуальных характеристик, а на основании разделяемых группой людей признаков данной социальной категории. Таким образом восприятие «деперсонализируется». Понятие деперсонализации обозначает феномен, при котором группа индивидов начинает воспринимать и описывать себя не в качестве различающихся индивидуальностей, а, скорее, как взаимодействующих представителей некой общей социальной категории. 

Социальное сравнение. Все социальные группы существуют в среде других групп, позитивные аспекты социальной идентичности (то есть те аспекты, которые вызывают удовлетворение) и ощущение ценности принадлежности к определенной социальной группе приобретают значение лишь при сравнении с другими социальными группами. В контексте внутригрупповых процессов социальное сравнение сфокусировано на акцентировании различий между собственной группой и другими группами. 

Информация о работе Проблема личности в социальной психологии