Проблема личности в социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 13:25, реферат

Описание работы

Для социальной психологии важно как установить отличие своего подхода к личности от подхода к ней в двух "родительских" дисциплинах: социологии и психологии. Трудность решения этой проблемы заключается в том, что понять ее специфику как предмета исследования в социальной психологии можно только в зависимости от понимания личности в какой-либо конкретной социологической или психологической концепции.

Работа содержит 1 файл

личность в соц. псих-и.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Таким образом, по когнитивной теории личность — это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в данном подходе рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов. 

Личность  в трансакционном анализе Э. Берна рассматривается как совокупность особых состояний Эго, проявляющихся в специфических состояниях сознания и образцах поведения. С помощью структур, анализа автор выделяет три основные Эго-состояния. «Родитель» – состояние, копируемое с подлинных родителей или иных авторитетных в детстве личностей. Кроме модели-роли родителя, оно содержит много др. стереотипов и автоматизированных форм поведения, отражая традиции, ценности, нормы и правила. «Родитель» олицетворяет функции контроля над соблюдением норм и предписаний (которые человек заимствует, часто некритически, на протяжении жизни), а также покровительства и заботы. «Ребенок» – часть личности, сохранившаяся от подлинного детства, содержащая аффективные комплексы, связанные с ранними детскими впечатлениями и переживаниями. Это состояние может быть в двух формах: как естественный «Ребенок», являющийся источником интуиции, творчества , спонтанных побуждений и радости; как приспособившийся зависимый «Ребенок», который меняет поведение под влиянием «Родителя» (может быть послушным или, наоборот, капризным). «Взрослый» – состояние, в котором осуществляется переработка информации и вероятностная ее оценка для эффективного взаимодействия с окружающим миром; демонстрируются трезвость, независимость и компетентность. «Взрослый» контролирует действия «Родителя» и «Ребенка», являясь посредником между ними.  

В различных  жизненных ситуациях, прежде всего  в процессе общения с др. людьми, личность находится, как правило, в  одном из трех Эго-состояний, которое в данный момент активизировано.  

Социально-психологические  типологии личности

Э. Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей. Непродуктивные типы характера: Рецептивный - сентиментальный, зависимый и пассивный, считающий, что надо быть любимым, а не любить. Эксплуатирующий - человек, который добивается от других желаемого силой, обманом или изобретательностью. Накапливающий - скупой, упрямый и ориентированный на прошлое. Рыночный человек определяет себя как товар, который можно выгодно продать/обменять; он предельно отчуждён от других. Продуктивный характер только один; согласно Фромму, он представляет собой цель развития человечества, и в его основе лежат разум, любовь и труд. Этот тип независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Это идеальное состояние человека. 

К. Юнг различает два устойчивых типа: экстраверт и интроверт. Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту – другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Интроверт наиболее успешен в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам.  

На основе четырех психологический функций (мышление, чувство, интуиция, ощущение) Юнг выделял соответствующие  функциональные типы личности: мыслительный, чувственный, сенсорный, интуитивный. Мыслительный тип идентифицирует себя с мыслительными процессами и не осознаёт в себе наличия других функций, а попросту подавляет их; его мышление носит автократический характер, интеллектуальные формулы сковывают целостное проявление жизни. Чувство оказывается подчиненной функцией. Чувственный тип больше распространен у женщин. Утверждение и развитие межличностных взаимодействий и отношений партнерства являются здесь главной целью. Чувствительность и отзывчивость к нуждам других являются показательной чертой, основным качеством данного типа. Мышление оказывается функцией подчиненной, как таковое обслуживая интересы чувственных взаимоотношений. Сенсорный (ощущающий) тип характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, к “здесь и сейчас”. Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности “жить” в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым. Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых видений и предчувствий, проистекающих от его внутреннего активного восприятия. Все новое и возможное, непонятное и другое, отличное являются приманкой для данного типа. Интуитивный тип чаще ухватывает слабые связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми.  

К. Хорни различает три типа людей в зависимости от стратегии достижения чувства безопасности. Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой тип взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали его, руководили им. Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация от людей как стратегия оптимизации межличностных отношений, обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: "мне все равно". Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности. Ориентация против людей: враждебный тип. Ориентация против людей – это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь – борьба против всех.  

По способу  манипуляции окружающими людьми Э. Шостром выделяет восемь основных типов. 1. Диктатор - безусловно преувеличивает свою силу, он доминирует, приказывает, цитирует авторитеты – делает все, чтобы управлять своими жертвами. Разновидности Диктатора: Настоятельница, Начальник, Босс. 2. Тряпка - преувеличивает свою чувствительность. Разновидности Тряпки – Мнительный, Хамелеон, Конформист, Застенчивый, Отступающий. 3. Калькулятор - преувеличивает необходимость все и всех контролировать. Разновидности: Делец, Аферист, Картежник, Делатель рекламы, Шантажист. 4. Прилипала - изо всех сил преувеличивает свою зависимость. Это личность, которая жаждет быть предметом забот. Позволяет и исподволь заставляет других делать за него его работу. Разновидности: Паразит, Нытик, Вечный Ребенок, Меланхолик, Иждивенец, Беспомощный. 5. Хулиган - преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Управляет с помощью угроз разного рода. Разновидности: Оскорбитель, Ненавистник, Бандит, Угрожающий. Женская вариация Хулигана – Сварливая Баба («Пила»). 6. Славный Парень - преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность. Разновидности: Угодливый, Добродетельный Моралист, Член команды. 7. Судья -  преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, полон обвинений, негодования, с трудом прощает. Разновидности: Всезнающий, Обвинитель, Обличитель, Собиратель улик, Позорящий, Оценщик, Мститель, Заставляющий признать вину. 8. Защитник - чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Разновидности: Наседка с цыплятами, Утешитель, Покровитель, Мученик, Помощник, Самоотверженный. 

Социальная  установка: понятие, структура, динамика

В английском языке социальной установке соответствует  понятие «аттитюд», и ввели его  в научный обиход в 1918-1920 гг. У. Томас  и Ф. Знанецкий. Они же дали первое и одно из наиболее удачных определение аттитюда, который понимался ими как «... состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определенным объектом в определенных условиях, и психологическое переживание им социальной ценности, смысла объекта». Здесь выведены на первый план важнейшие признаки аттитюда, или социальной установки, а именно социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека, осознанность этих отношений и поведения, их эмоциональный компонент, а также регулятивная роль социальной установки. Социальные объекты понимаются в данном случае в самом широком смысле: ими могут быть институты общества и государства, явления, события, нормы, группы, личности и т. д. 

В 1942 г. М. Смит внес ясность в структуру  социальной установки, выделив три известных компонента: когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объекте; аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту; и когнитивный (поведенческий), выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту. Будет или не будет реализовано поведение, соответствующее когнитивному и аффективному компонентам данной установки, зависит от ситуации, то есть взаимодействия с другими аттитюдами. 

Четкая  структура социальной установки позволяет выделить две ее важные разновидности - стереотип и предрассудок. От обычной социальной установки они отличаются прежде всего содержанием своего когнитивного компонента. Стереотип — это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Когда мы говорим о стереотипном мышлении, мы имеем в виду ограниченность, узость или устарелость представлений человека о тех или иных объектах действительности или о способах взаимодействия с ними. Стереотипы бывают полезны и необходимы как форма экономии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций, адекватное взаимодействие с которыми возможно на основе привычных и подтверждаемых опытом представлений. Там же, где объект требует творческого осмысления или изменился, а представления о нем остались прежними, стереотип становится тормозом в процессах взаимодействия личности с действительностью. Иными словами, «нормальная» социальная установка может превратиться во «вредный» стереотип.  

Предрассудок - это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в  неадекватном, искаженном виде. Нередко  с таким когнитивным компонентом  бывает связан сильный, то есть эмоционально насыщенный аффективный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только некритичное восприятие отдельных элементов действительности, но и неадекватные при определенных условиях действия по отношению к ним. Наиболее распространенным видом таких извращенных социальных установок являются расовые и национальные предрассудки. 

Динамика  социальных установок. Наибольшее распространение  получили модели объяснения аттитюдов, базирующиеся в русле бихевириостской  и когнитивисткой традиций. В бихевиористски ориентированной социальной психологии в качестве объяснительного принципа для понимания факта изменения аттитюдов используется принцип научения: аттитюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки. Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер социальной установки, изменять ее. Согласно когнитивистской традиции, изменение установки всякий раз происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие, например, сталкивается негативная установка на какой-либо объект и позитивная установка на лицо, дающее этому объекту позитивную характеристику. Несоответствия могут возникать и по различным другим причинам. Важно, что стимулом для изменения аттитюда является потребность индивида в восстановлении когнитивного соответствия, т.е. упорядоченного, "однозначного" восприятия внешнего мира. 

Социально-психологические аспекты социализации

Социализация  – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности. 

Социализация  по своему содержанию есть процесс  становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых  осуществляется это становление  личности: деятельность, общение, самосознание.  

В социализации выделяют два этапа: первичную и вторичную социализацию. Первичную стадию индивид проходит в раннем детстве. В процессе первичной социализации конструируется первичный мир индивида. Основой этого становится интернализация – непосредственное постижение или интерпретация объективного факта как определенного значения. В этот период индивид осваивает окружающий мир преимущественно через «понимание другого» (Вебер): индивид вбирает в себя общие ценности в процессе общения со значимыми другими, будучи направляемым ими. Вторичная стадия происходит уже с социализированным индивидом. Принципиальное отличие от предыдущего этапа состоит в том, что для индивида ближайшее его окружение, также общество в целом становятся «другими» с учетом освоенной ими ранее объективной реальности. Начало этого этапа, как правило, совпадает со снижением роли родительской семьи как агента социализации. Социальная реальность уже не воспринимается как само собой разумеющейся, индивид пытается созидать и менять ее. 

Различают следующие формы социализации: 1. Полная социализация - это полное соответствие требованиям своей социальной группы и успешное выполнение тех функций, которые ставит данное социальное сообщество перед каждый своим членом. 2. Неполная социализация – означает, что из всего необходимого объема знаний и культуры человек овладел только их частью. Полнота и неполнота социализации зависят от той социальной группы, членом которой является индивид. Внешние признаки полной социализации в одной социальной группе могут ничего не стоить в другой. 3. Частичная социализация – близко к понятию «неполная социализация». 4. Односторонняя социализация - в полном и даже сверх того объеме социализирован какой-то один участок жизни человека. 5. Актуальная социализация - объем и содержание социального знания и культуры полностью соответствуют тем, которые присущи той или иной социальной группе. Однако актуальная социализация позволяет решать оперативные задачи, стоящие перед обществом. 6. Адекватная социализация. Адекватность - это полное соответствие имеющихся у человека представлений и поведения тем реальным объективным процессам, которые его окружают. Адекватная социализация позволяет каждый раз иметь те представления и совершать те поступки, которые полностью или в большой степени соответствуют реальным процессам, протекающим в данную минуту в его непосредственном окружении. 7. Быстрая и медленная социализация. 8. Ограниченная и бесконечная социализация. Ограниченная социализация обусловлена тем, что сознание может воспринять только ограниченный объем информации, знаний. 

Информация о работе Проблема личности в социальной психологии