Проблема комп’ютерної залежності у консультуванні

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:52, контрольная работа

Описание работы

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни.

Работа содержит 1 файл

псих конс.docx

— 46.13 Кб (Скачать)

    Среди компьютерных игровых программ выделяются две разновидности: 1) программы развлекательного и тренингового типа, 2) программы обучающего и развивающего типа. Первые не требуют особого уровня интеллектуального развития и, в основном, предназначены для тренировки двигательных навыков и быстроты сенсомоторных реакций. 

    Вместе  с тем, компьютерная игра представляет собой новый тип игры, который  требует от ребенка не только определенной зрелости сенсомоторных навыков, но и умения длительно наблюдать  за своими действиями и анализировать  их результаты . Поэтому требуется специальное обучение ребенка навыкам взаимодействия с компьютером, пониманию неизменности и очередности действий, управляющих компьютерной программой, невозможности пропуска одного манипуляторного действия другим. 

    Опасность, проявляющаяся в болезненной  зависимости от игр, состоит в  бесконтрольной компьютерной игровой  деятельности. Установлено, что своего рода побочными эффектами видеоигр является чрезмерная вовлеченность, нарастание агрессивности, особенно у детей  более младшего возраста, повышенный уровень тревожности в отсутствие возможности реализовать игровое пристрастие. 

    Поглощенность общением с друзьями по сети в качестве варианта аддиктивной зависимости дает возможность найти себе виртуального собеседника, практически удовлетворяющего любым критериям. Важно, что при этом не дается никаких обязательств поддерживать с ним общение в дальнейшем. Эта форма компьютерной зависимости приводит к пренебрежению личностными контактами в реальной жизни и имеет специфические возрастные особенности. 

    Дети  из-за чрезмерного увлечения Chat (общение со сверстниками с аналогичными интересами, «тусовки» в так называемых «Chat Rooms») часто просто не могут остановиться и из-за этого нередко опаздывают или вовсе пропускают занятия в школе, и даже при нарастании явлений школьной дезадаптации не имеют силы воли прекратить работу в сети. У некоторых из них мысли о работе в сети возникают сразу после утреннего пробуждения.  

    Возникновению зависимости от сверстников по сети у детей способствует хорошо известный  специалистам по психологии развития феномен «воображаемого друга», характерный  для игрового возраста. Развитие символической  игры и активного воображения  в это время приводит к появлению  ( по некоторым данным у 65% детей) «воображаемых друзей» (животных, сверстников, живых или неживых существ), которые выполняют несколько функций: являются компаньонами в игре воображения, появляются в отсутствии реальных друзей или в ситуациях вынужденного или добровольного уединения, становятся конфидентами для выражения детьми своих сокровенных чувств и оказываются вовлеченными в обсуждение моральных норм и санкций.  

    В жизни подростка увлечение Chat становится лидирующим. Круг иных интересов сужается. Заинтересованность и эмоциональное оживление в беседе возникает лишь при затрагивании компьютерной темы: в этот момент подросток преображается - у него учащается дыхание, появляется блеск в глазах и краснеет лицо. Диалог превращается в монолог: он может подолгу рассказывать о преимуществах той или иной системы, о возможностях, открывающихся при работе с компьютером. Подростки почти не замечают окружающего, не откликаются на реакции собеседника (элементы аффективно суженного сознания), в ситуациях выбора в подавляющем большинстве случаев предпочтение отдается деятельности, имеющей отношение к компьютеру. Общение с реальными сверстниками ограничивается, они начинают делиться, прежде всего, по признаку наличия компьютера. Все свободное время и карманные деньги тратятся на аксессуары, Широко распространены случаи, когда подростки остаются голодными, откладывая деньги, даваемые родителями на обед, на покупку очередного компакт-диска или какой-то детали для модернизации компьютера. Непосредственно перед ночным сном отмечаются трудности засыпания, чрезмерная экзальтация. Попытки родителей ограничить общение подростков с компьютером вызывает бурную реакцию протеста («За компьютер дети стоят насмерть»). При вынужденном перерыве возникает чувство опустошенности, скуки («не знаю, куда себя деть», «как будто спрыгнул с мчащегося поезда»). Chat приобретает характер сверхценного увлечения с явным ущербом другим видам деятельности, прежде всего общению с реальными людьми и выраженным аффективным напряжением. 

    Аналогичные тенденции характерны и для проявлений зависимости в юношеском возрасте. Отдаление от сверстников и сужение  круга интересов прогрессирует. Мотив зарабатывания денег с использованием компьютера , появляющийся в это время, увеличивает время работы на нем, а заработанные деньги тратятся на усовершенствование и обеспечение компьютера. Отмечаются значительные трудности во взаимоотношениях с противоположным полом, крайне низкой оказывается мотивация создания собственной семьи. 

    В молодом взрослом возрасте чрезмерное увлечение компьютерной деятельностью  становится характерным для лиц  с выраженными чертами инфантилизма, такими как слабо развитое чувство  долга, ответственности, стремление к  развлекательным мероприятиям, незамедлительному  удовлетворению своих желаний и  т.д. Например, взрослый мужчина, проживая с женой и ребенком в одной  комнате, может играть на компьютере ночи напролет, не обращая внимания, что создает неудобства для остальной  семьи. Или психолог-консультант  в рабочее время запирается в кабинете и часами играет на компьютере, в то время как его безуспешно разыскивают клиенты. 

    Распознавание компьютерной зависимости в телефонном консультировании проводится и использованием приемов активного выслушивания. Консультативная беседа касается выяснения  следующих обстоятельств, имеющих  отношение к болезненному пристрастию:

    1) наличия потребности во все  большем времени работы на  компьютере для достижения удовлетворения;

    2) снижения эффективности работы  на компьютере за аналогичный  

    промежуток  времени;

    3) наличия следующих признаков  (двух или более), возникающих  при прекращении или значительном  уменьшении времени работы на  компьютере:

    - речедвигательного беспокойства (суетливости);

    - тревоги;

    - сниженного фона настроения, чувства  опустошенности; 

    - навязчивых мыслей о компьютере;

    активных  действий, предпринимаемых для возобновления  работы на компьютере (среди которых - конфликты в семье и на работе, частые посещения знакомых, имеющих  компьютер в неподходящее время, не взирая на реакции хозяев, совершение краж компьютеров и комплектующих, пренебрежение семейными и служебными обязанностями, нарушение межличностных контактов и т.п.), 

    - уменьшения или исчезновения  вышеперечисленных признаков при  возобновлении работы на компьютере;

    4) наличия непреодолимого желания  и/или безуспешных попыток прекратить  или контролировать работу на  компьютере;

    5) большого количества времени,  посвящаемого деятельности, имеющей  отношение к обеспечению работы  на компьютере (покупка литературы  и комплектующих, поиски новых  программ и т.п.);

    6) прекращения, сокращения или видоизменения  актуальных ранее видов социальной  деятельности;

    7) продолжения работы на компьютере, несмотря на явные психологические  проблемы (депривацию сна, семейные проблемы, супружеские конфликты, опоздания на работу и утренние встречи, пренебрежение служебными обязанностями, снижение продуктивности в учебе или работе и т.п.). 

    За  рубежом существует несколько он-лайн центров поддержки интернет-аддиктов, один из которых основан Кимберли Янг, самым известным исследователем компьютерной зависимости. В Рунете на сегодняшний день есть Служба Анонимной помощи пользователям Интернет, предлагающая психологическую поддержку он-лайн с помощью ICQ – сетевого аналога службы неотложной телефонной помощи и «Виртуальной психологической службы». Как бы ни были хороши эти виртуальные службы психологической помощи все же большинство специалистов рекомендуют очную индивидуальную и/или групповую психотерапию с акцентом на работе с образами, эмоциями, так как зависимые лица, как правило, испытывают значительные затруднения в эмоциональном плане. Учитывая определенные трудности в осуществлении межличностных взаимодействий и социальной адаптации у лиц, страдающих интернет-зависимостью, в лечении предпочтительнее использовать именно групповые варианты психотерапии.

    Вывод 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

    1. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В.  Социодинамическая психиатрия, Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999.

    2. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь  путей к катастрофе. Новосибирск:  Наука, 1990.

    3. Мельник Э.В. О природе болезней  зависимости (алкоголизм, наркомания, «компьютеромания» и другие), Одесса, 1998.

    4. Доронина О.В. Страх перед компьютером:  природа, профилактика, преодоление  // Вопросы психологии, 1993, № 1, С.68-78.

    5. Тихомирова О.К. Психология компьютеризации.  Киев, 1988.

    6. Гурьева Л.П. Психологические  последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический  аспекты // Вопросы психологии, 1993, № 3, С.5-16.

    7. Прохоров А.О., Сережкина А.Е. Особенности  психических состояний пользователей  ЭВМ в процессе компьютеризированного  обучения // Вопросы психологии, 1995, № 3, С.53-61.

    8. Садовская Н.А., Горский В.Д. Компьютеры  и одаренные дети // Вопросы психологии, 1991, № 2, С.183-186.

    9. Бодкер С. Взаимодействие человека с компьютером с позиции теории деятельности // Психол.журнал, 1993, Т.14, № 4, С.71-81.

    10. Белавина И.Г. Восприятие ребенком  компьютера и компьютерных игр  // Вопросы психологии, 1993, № 3, С.62-69.

    11. Видеодисплейные терминалы и здоровье пользователей. ВОЗ, Женева, 1989.

    12. Emes C.E. Is Mr. Pac Man eating our children? A review of the effect of video games on children // Can.J.Psychiatry, 1997, v.42, n.4, P.409-414.

    13. Zyss T., Boron J. The world of computer games I: A new entertainment medium and new danger // Psychiatr. Pol., 1996, v.30, n.2, P.255-266.

    14. Моховиков А.Н. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ  КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ.

Информация о работе Проблема комп’ютерної залежності у консультуванні