Проблема комп’ютерної залежності у консультуванні

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:52, контрольная работа

Описание работы

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни.

Работа содержит 1 файл

псих конс.docx

— 46.13 Кб (Скачать)

    С – 10 – 07 – Б1Пс(4,6з)

    Шерстюкова Марія Євгеніївна.

    Київська  обл., К-Святошинський р-он,

    с. Тарасівка, вул. Щорса, буд. 17-А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Контрольна робота

    з дисципліни «Пихологічне консультування»

    на  тему: «Проблема комп’ютерної залежності у консультуванні» 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Викладач: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Київ  – 2010 р.

План 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Цели  и определения  психологического консультирования

    Варианты  определений

    Психологическое консультирование как профессия  является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

    Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: "Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования  личности и межличностных отношений". Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: "Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек.

    Цель  консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном  пространстве и осмысленно достичь  поставленной цели на основе осознанного  выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера".

    Имеется много сходных определений, и  все они включают несколько основных положений:

  1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
  2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.
  3. Консультирование способствует развитию личности.
  4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
  5. Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии.

    Основоположник  клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт С. Rogers выделил три основных принципа этого направления:

    1. каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;
    2. каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
    3. каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

    Таким образом, определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении  человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента  как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается  право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем  более важно признать, что любое  внушение или давление мешает клиенту  принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.

    Цели  психологического консультирования

    Вопрос  определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит  от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической  ориентации самого консультанта. Однако, прежде чем ознакомиться с многообразием целей консультирования, сформулируем, следуя за George и Cristiani (1990), несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:

  1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
  2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
  3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.
  4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.
  5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.

    R. May (1967) указывает, что при работе с детьми консультант должен добиваться изменения их ближайшего окружения в целях повышения эффективности помощи.

    Несмотря  на некоторую общность целей психологического консультирования, основные психологические  школы все-аки значительно расходятся в их понимании (см. табл. 1).

    Современные представления о  целях консультирования

    Направление     Цели  консультирования
    Психоаналитическое  направление     Перевести в сознание вытесненный в бессознательное  материал; помочь клиенту воспроизвести  ранний опыт и проанализировать вытесненные  конфликты; реконструировать базисную личность
    Адлерианское направление     Трансформировать  цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать  ошибочную мотивацию посредством  обретения чувства равенства  с другими людьми
    Терапия поведения     Исправить неадекватное поведение и обучить  эффективному поведению
    Рационально-эмоциональная  терапия (A.Ellis)     Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем
    Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers)     Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность
    Экзистенциальная  терапия     Помочь  клиенту осознать свою свободу и  собственные возможности; побуждать  к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы

    Так имеет ли все-таки смысл говорить о каких-то универсальных целях  консультирования, когда мы можем  помогать клиенту и в стремлении к свободе, и в преодолении  эмоциональных стрессов, и в обучении адаптивному поведению, и в поиске полноценного самовыражения? Возможен такой ответ на вопрос: цели психологического консультирования составляют континуум, на одном полюсе которого — общие, глобальные, перспективные цели, а  на другом — специфические, конкретные, краткосрочные цели. Цели консультирования не обязательно находятся в противоречии — просто в школах, ориентированных  на перестройку личности, акцентируются  перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения, большее значение придается конкретным целям.

    Цели  консультанта и клиента в конечном счете соприкасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент — свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту. Очень часто формулировка и переформулировка целей происходят в процессе консультирования при взаимодействии консультанта с клиентом. Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, необходимо с самого начала задать клиенту вопросы: "Что Вы ожидаете от нашего общения?", "Каковы ваши желания?" и т.п. Клиенты, как правило, имеют только самое общее представление о том, что такое консультирование и что ожидать от консультанта. Когда клиент не владеет никакой информацией о консультировании, он не способен должным образом сформулировать цели. Если мы информируем клиента о продолжительности бесед и вообще о том, что обычно происходит во время консультативных встреч, ему легче понять возможности и ограничения консультирования. Большинство клиентов приходит на психологическое консультирование, надеясь, что консультант сразу окажет какую-то помощь. В этой ситуации консультант должен помнить главную цель консультирования — помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности. 

    Причины возникновения компьютерной зависимости  

    Человек – существо мыслящее. Информация для  него имеет гораздо большее значение, чем для любых других живых  существ. Компьютер является мощным инструментом обработки и хранения информации, кроме того, благодаря  компьютеру стали доступными различные  виды информации. Именно эта особенность  является наиболее привлекательной  для людей, страдающих компьютерной зависимостью, так как в определенном смысле они страдают нарушением процессов обмена информацией.

    В основе формирования патологического  пристрастия к компьютеру лежит  нарушение психических механизмов восприятия мира и обработки информации. Уровень развития компьютерной техники  и программного обеспечения на данный момент создают иллюзию реальности, в которую погружается человек, работающий за компьютером. По не известным  еще причинам наш мозг «любит»  решать различные логические задачи и выполнять различные простые  действия, моментально приносящие результат. Сама по себе работа за компьютером  это последовательность логических операции и действий, которые могут  полностью овладеть вниманием работающего  и на время изолировать его  от окружающего мира.

    Появление всемирной сети Интернет создало  возможность, так называемого интерактивного общения. Интерактивное общение  чрезвычайно привлекательно для  людей отчужденных и неуверенных  в себе, которые при этом хотят  общения, но не находят его в окружающем их обществе. Кроме того, благодаря  Интернету значительно расширился горизонт возможностей удовлетворения информационных потребностей человека. Признаками Интернет-зависимости являются навязчивое желание проверить электронную почту, длительное просиживание в чатах, неконтролируемое желание поиска и чтения информации различного рода в сети. В некоторых случаях люди пристращаются к просмотру порнофильмов и чтению порнолитературы на различных сайтах. Этот феномен нельзя назвать Интернет-зависимостью, если кроме этого человек любит читать обычные порножурналы и смотреть порнофильмы по телевизору. В данном случае Интернет является лишь источником информации, а само пристрастие следует рассматривать как нарушение сексуального поведения или сексуальную зависимость.

    Немного по-другому обстоит дело с видеоиграми  и зависимостью по отношению к  ним. В данном случае, как и в  случае просмотра порносайтов, компьютер является лишь средством реализации доступа к желаемой информации, сама по себе работа за компьютером, людей страдающих игровой зависимостью, не привлекает.

    Поклонниками  электронных игр в основном являются подростки и люди молодого возраста. Одной из особенностей современных  компьютерных игр является развитое звуковое и видеосопровождение, которые могут создать ощущение реальности и на время отстранить пользователя от восприятия окружающего мира. Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм. Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности. Другое дело – ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего.

Информация о работе Проблема комп’ютерної залежності у консультуванні