Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:52, контрольная работа
Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни.
С – 10 – 07 – Б1Пс(4,6з)
Шерстюкова Марія Євгеніївна.
Київська обл., К-Святошинський р-он,
с.
Тарасівка, вул. Щорса, буд. 17-А.
Контрольна робота
з дисципліни «Пихологічне консультування»
на
тему: «Проблема комп’ютерної
залежності у консультуванні»
Викладач:
Київ – 2010 р.
План
Цели и определения психологического консультирования
Варианты определений
Психологическое
консультирование как профессия
является относительно новой областью
психологической практики, выделившейся
из психотерапии. Эта профессия возникла
в ответ на потребности людей,
не имеющих клинических нарушений,
однако ищущих психологическую помощь.
Поэтому в психологическом
Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: "Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений". Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: "Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек.
Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера".
Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:
Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт С. Rogers выделил три основных принципа этого направления:
Таким образом, определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.
Цели психологического консультирования
Вопрос
определения целей
R. May (1967) указывает, что при работе с детьми консультант должен добиваться изменения их ближайшего окружения в целях повышения эффективности помощи.
Несмотря на некоторую общность целей психологического консультирования, основные психологические школы все-аки значительно расходятся в их понимании (см. табл. 1).
Современные представления о целях консультирования
Направление | Цели консультирования |
Психоаналитическое направление | Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность |
Адлерианское направление | Трансформировать
цели жизни клиента; помочь ему сформировать
социально значимые цели и скорректировать
ошибочную мотивацию |
Терапия поведения | Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению |
Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis) | Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем |
Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers) | Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность |
Экзистенциальная терапия | Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы |
Так
имеет ли все-таки смысл говорить
о каких-то универсальных целях
консультирования, когда мы можем
помогать клиенту и в стремлении
к свободе, и в преодолении
эмоциональных стрессов, и в обучении
адаптивному поведению, и в поиске
полноценного самовыражения? Возможен
такой ответ на вопрос: цели психологического
консультирования составляют континуум,
на одном полюсе которого — общие,
глобальные, перспективные цели, а
на другом — специфические, конкретные,
краткосрочные цели. Цели консультирования
не обязательно находятся в
Цели
консультанта и клиента в конечном
счете соприкасаются, хотя каждый консультант
имеет в виду свою систему общих целей,
соответствующую его теоретической ориентации,
а каждый клиент — свои индивидуальные
цели, приведшие его к специалисту. Очень
часто формулировка и переформулировка
целей происходят в процессе консультирования
при взаимодействии консультанта с клиентом.
Реализация целей консультанта зависит
от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы
успешно сочетать свои общие задачи и
конкретные цели клиента, необходимо с
самого начала задать клиенту вопросы:
"Что Вы ожидаете от нашего общения?",
"Каковы ваши желания?" и т.п. Клиенты,
как правило, имеют только самое общее
представление о том, что такое консультирование
и что ожидать от консультанта. Когда клиент
не владеет никакой информацией о консультировании,
он не способен должным образом сформулировать
цели. Если мы информируем клиента о продолжительности
бесед и вообще о том, что обычно происходит
во время консультативных встреч, ему
легче понять возможности и ограничения
консультирования. Большинство клиентов
приходит на психологическое консультирование,
надеясь, что консультант сразу окажет
какую-то помощь. В этой ситуации консультант
должен помнить главную цель консультирования
— помочь клиенту понять, что именно он
сам и есть тот человек, который должен
решать, действовать, изменяться, актуализировать
свои способности.
Причины
возникновения компьютерной
зависимости
Человек
– существо мыслящее. Информация для
него имеет гораздо большее
В
основе формирования патологического
пристрастия к компьютеру лежит
нарушение психических
Появление
всемирной сети Интернет создало
возможность, так называемого интерактивного
общения. Интерактивное общение
чрезвычайно привлекательно для
людей отчужденных и
Немного по-другому обстоит дело с видеоиграми и зависимостью по отношению к ним. В данном случае, как и в случае просмотра порносайтов, компьютер является лишь средством реализации доступа к желаемой информации, сама по себе работа за компьютером, людей страдающих игровой зависимостью, не привлекает.
Поклонниками электронных игр в основном являются подростки и люди молодого возраста. Одной из особенностей современных компьютерных игр является развитое звуковое и видеосопровождение, которые могут создать ощущение реальности и на время отстранить пользователя от восприятия окружающего мира. Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм. Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности. Другое дело – ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего.
Информация о работе Проблема комп’ютерної залежності у консультуванні